Содержание
1 История 2 Описание 3 Отзывы 4 Примечания 5 СсылкиИстория
В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Столичном училище живописи и ваяния. Эту выставку посетила величавая княгиня Мария Николаевна, которая в то время была президентом Императорской Академии художеств. Ей приглянулись работы Саврасова, и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась меж Петергофом и Ораниенбаумом.
Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в округах Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года показывались на выставке Императорской Академии художеств. За две картины из этой серии — «Вид в округах Ораниенбаума» и «Морской сберегал в округах Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика.
Картина «Вид в округах Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году. Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранешным приобретениям.
Описание
В центре картины изображена поляна, освещённая броским солнечным цветом. Справа от неё находятся деревья и камни, поросшие мхом и травкой. На фронтальном плане, за 2-мя большими камнями находится дуб, листва которого освещена солнцем. У далекого края поляны видна фигура сидящей дамы. Вдалеке, у левого края полотна, под затянутым тучами небом виден маленькой кусок моря.
Отзывы
Искусствовед Николай Новоуспенский так писал об этой картине:
Саврасов осознает, что, компонуя картину, живописец должен оставаться на почве реальных наблюдений и познания определенной природы, что в базе пейзажного вида должно лежать реалистическое осознание реальных форм и проявлений жизни. В аналогичном плане решена и картина «Вид в округи Ораниенбаума», написанная этим же летом и принесшая Саврасову звание академика. В базе этой картины, непременно, лежит натурный мотив, вносящий в обмысленное композиционное решение достоверность конкретного наблюдения. Романтичная возвышенность вида соединилась с элементами лирической интимности.