Малевич Казимир Северинович



При рождении был назван (первое имя): Казимир Северинович Малевич
Когда родился: 23 февраля

Где родился: Российская империя

Когда умер: 15 мая

Где умер: СССР

Подданство: Российская империя

Гражданство:

Жанр: живописец

Где учился: студия Фёдора Рерберга

В каком стиле писал: импрессионизм


Оказал влияние на: Любовь Попова




Биография

Происхождение

В согласовании с записью в приходской книжке киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещен 1 (13) марта 1879 года. Но по неким данным годом его рождения является 1878.

Его отец, Северин Антонович Малевич (1845—1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), служил управляющим на сахароваренном заводе известного промышленника Николая Терещенко. Мама, Людвига Александровна (1858—1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля 1878 года.

По происхождению предки поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре отпрыска (Антон, Болеслав , Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у четы Малевичей родилось четырнадцать малышей, но только девять из их дожили до зрелого возраста.

Семья Малевичей была польской, дома в семье гласили по-польски. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам, но в 1920-е годы Малевич в неких анкетах указал о для себя «украинец», также в неких источниках отыскивают белорусские корешки отца художника.

До 17 лет Казимир с семьёй жил на Подоле.

Проверить информацию. Нужно проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На страничке обсуждения идёт дискуссия на тему: Противоречит статье Пархомовка (Краснокутский район), также украинской Википедии.

В 1895 году посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.

Жизнь в Курске (1896—1907)

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Тут Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской стальной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вкупе с соратниками по духу Малевич смог организовать в Курске художественный кружок. Малевич обязан был вести вроде бы двойную жизнь — с одной стороны ежедневные заботы провинциала, постылая и тоскливая служба чертёжником на стальной дороге и с другой — жажда творчества.

Дом, в каком К. Малевич жил в Курске, ул. Почтовая, 17

1898 год сам Малевич в собственной «Автобиографии» именовал «началом общественных выставок» (хотя документальных сведений об этом не найдено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881—1942). Венчание вышло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы.

В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (5 комнат), по адресу ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней, но находится под опасностью разрушения.

В 1904 году отважился круто поменять свою жизнь и переехать в Москву, невзирая даже на то, что жена была против, потому что Малевич оставлял её с детками в Курске. Это наметило раскол в его домашней жизни.

5 августа 1905 года он в первый раз подал прошение о приёме в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Но в училище его не приняли. Ворачиваться в Курск к супруге и детям Малевич не возжелал. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Тут, в большенном доме художника Курдюмова, жили около 30 «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей за месяц — по столичным меркам, очень дёшево. Но через полгода, весной 1906-го, когда средства на жизнь закончились, Малевич был обязан всё же возвратиться вспять, в Курск, к семье и службе в Управлении Московско-Курской стальной дороги. Летом 1906 года он опять подал документы в Столичное училище, но его не приняли и во 2-ой раз.

Переезд в Москву (1907—1910)

В 1907 году в Москву поехала мама Казимира Малевича Людвига Александровна, обнаружив работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из 5 комнат, она выслала невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Потом Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские празднички 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из 5 комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (супругой и 2-мя детками). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих малышей, уехала в село Мещерское и отыскала работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с доктором, она оставила малышей у одной из сотрудниц поликлиники.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году учавствовал в XIV выставке Столичного приятельства живописцев. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детками, они были у заведующего хозяйством Миши Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz), скоро стала штатской супругой Казимира Малевича (пару лет Малевич не мог получить развода с первой супругой).

В 1909 году он развёлся с первой супругой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? — 1925), папе которой принадлежал дом в Немчиновке, куда с этого момента Малевич повсевременно приезжал жить и работать.

1910—1919

В 1910 году принял роль в первой выставке «Бубнового валета».

В феврале 1911 года выставлял свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Голубого наездника» в Мюнхене. Выставлял более 20 неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (живописец заходил в группу юных живописцев «Ослиный хвост»). Познакомился с М. В. Матюшиным.

В 1913 году Малевич принял роль в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, также в «Первом в Рф вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» выставлял, вместе с неопримитивистскими произведениями, картины, нареченные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и наброски костюмов М. Малевича). Согласно мемуарам самого художника, конкретно во время работы над постановкой оперы к нему пришла мысль «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева вправо). Москва, 1 марта 1914 года

В 1914 году, совместно с Алексеем Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с древесными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независящих в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книжки А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый красочный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» выставлял 39 работ под общим заглавием «Супрематизм живописи».

Самое известное живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось типичным красочным манифестом супрематизма. Был в первый раз выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старенькому стилю) на выставке «0,10» и имел значимый фуррор. Картина, по плану художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной вместе с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял роль в выставке «Магазин». Выставлял 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус» (в него входили О. В. Розанова, Л. С. Попова, А. А. Экстер, И. В. Клюн, В. Е. Пестель, Надежда Удальцова, Мстислав Юркевич и другие), готовил к изданию одноимённый журнальчик. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет проф Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (юный фракции). В августе становится председателем Художественной секции Столичного совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 столичный Военно-революционный комитет провозгласил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность заходила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступил с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнальчике «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмчики к спектаклю В. Э. Мейерхольда по пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он возвратился в Москву. Управлял «Мастерской по исследованию нового искусства Супрематизма» в Свободных муниципальных художественных мастерских. Выставлял супрематические работы на X Гос выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

1919—1935

В ноябре 1919 года живописец переехал в Витебск, где начал управлять мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась 1-ая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период фактически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под воздействием Эль Лисицкого, начались 1-ые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новеньком искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, управлял работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, именовал Уной.

1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич окончил работу над своим основным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность либо нескончаемый покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не сбросят. Искусство, церковь, фабрика».

Сначала июня 1922 года живописец переехал в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой российской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве свершилась 2-ая индивидуальная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочел доклад в Гос академии художественных наук (ГАХН) в Москве; сделал наброски новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского муниципального фарфорового завода.

С 1924 по 1926 год он был директором Ленинградского муниципального института художественной культуры (ГИНХУК), возглавлял в нём формально-теоретический отдел.

В 1925 году живописец прочел доклад «О добавочном элементе в живописи» в ГАХН; участвовал в выставке «Левые течения в российской живописи за 15 лет»; работал над объёмными строительными супрематическими моделями — архитектонами.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1926 году выставлял архитектоны на каждогодней отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» была размещена статья Г.Сероватого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован приготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию добавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступил в 3-ий брак — с Наталией Андреевной Манченко (1902—1990). С начала собственной работы в ГИНХУКе и до конца жизни он жил с семьёй по адресу: улица Союза связи, д. 2 / 9, кв. 5

В 1927 Малевич уехал в зарубежную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его индивидуальная выставка, потом — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему был предоставлен зал на каждогодней Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где он познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно возвратился в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, объяснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение конструктора Гуго Херинга (часть их в текущее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книжка «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Российском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работал в Муниципальном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнальчике «Новая генерация». Готовясь к индивидуальной выставке в Гос Третьяковской галерее, живописец вновь обратился к станковой живописи: потому что многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он сделал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он вернул работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич сделал 3-ий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответственный картине 1915 года. Изготовлено это было по требованию дирекции галереи, потому что работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галерее, была в достаточно нехорошем состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в Киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Муниципальном институте истории искусств был закрыт отдел, которым управлял Малевич.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА».

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль — май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован ОГПУ как «германский шпион». В кутузке он пробыл до декабря 1930 года, дело вёл В. А. Кишкин.

В 1931 году работал над набросками росписи Красноватого театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность управляющего Экспериментальной лаборатории в Российском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эры империализма» в Российском музее.

В 1932 году живописец участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По воззрению неких профессионалов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из узнаваемых на сегодня, вариант «Чёрного квадрата» (сейчас хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в главном портреты реалистического нрава.

1933 год — началась томная болезнь (рак предстательной железы).

1934 — участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских живописцев (последний показ работ Малевича на родине — прямо до 1962 года).

Кончина и погребение

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.

Памятный Символ в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 г. Текст на Памятном Знаке в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 г.

По завещанию, после погибели тело Малевича расположили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под возлюбленным дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили древесный кубический памятник с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен останки величавого художника К. С. Малевича (1878—1935)».

В годы войны могила была утрачена. Позднее её местопребывание с достаточной точностью обусловила группа энтузиастов. Тут было пахотное колхозное поле. Потому в 1988 году памятный символ для увековечивания места захоронения вынужденно расположили на опушке леса, приблизительно в 2-ух километрах от реального погребения. Он представляет собой белоснежный бетонный куб с красноватым квадратом на лицевой стороне. На данный момент рядом стоит дом № 11 по улице Малевича в Немчиновке, географические координаты 55°43′17″ с. ш. 37°20′17″ в. д. / 55.721333° с. ш. 37.338000° в. д. / 55.721333; 37.338000 (G) (O). На тыльной стороне памятника расположена табличка с текстом: «В этой местности 25 мая 1935 года был захоронен останки всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Символ установлен 30.7.1988 г.»

К истинному времени колхозное поле также застроено и место погребения праха Малевича попало на местность жилого комплекса «Ромашково-2». 20 августа 2013 года родственники Малевича произвели взятие земли с места захоронения, земля помещена в капсулы, одна из их будет захоронена под памятным знаком в Ромашкове, другие переданы в места, связанные с жизнью художника.

Память

В Санкт-Петербурге, на стенке дома Мятлевых, на Исаакиевской площади, д. 9, где находился возглавляемый К. С. Малевичем ГИНХУК, и где он жил в период с 1926 до самой погибели в 1935-м, в 2002 году установили памятную доску.

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого, о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Конкретно на этой киевской улице — тогда Бульонской — родился в 1879 году К. Малевич.

В США сотворено Общество Малевича (The Malevich Society), которое поддерживает многие, в том числе русские, исследовательские проекты. К примеру, при содействии общества в 2009 году в Рф вышло исследование ранешнего супрематизма — книжка Александры Шатских «Казимир Малевич и общество Супремус».

В честь Малевича выпущен почтовый блок Белоруссии 2003 года.

Именитые картины

Чёрный квадрат Белоснежное на белоснежном Чёрный круг Красноватый квадрат Скачет красноватая кавалерия Супрематическая композиция — продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby's за $60,002,000

Выставки

Индивидуальные выставки 1919 — «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва 1923 — Индивидуальная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва 1927 — Индивидуальная выставка в Варшаве 1929 — «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва, Муниципальная Третьяковская галерея 1930 — Индивидуальная выставка в Киеве 1973 — «Казимир Малевич», New-york, Музей Соломона Гуггенхайма (около 50 картин из коллекции Стеделийк-музея в Амстердаме, Музея современного искусства MoMA в Нью-Йорке и личных собраний) 1988 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Ленинград, Российский музей, 10 ноября — 18 декабря 1988—1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Москва, Третьяковская галерея, 29 декабря 1988 года — 10 февраля 1989 года 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Амстердам, Stedelijk Museum Amsterdam, 5 марта — 29 мая. 2000—2001 — «Казимир Малевич в Российском Музее», Санкт-Петербург, Муниципальный Российский музей, 30 ноября 2000 года — 11 марта 2001 года 2003—2004 — «Казимир Малевич: Супрематизм» (Германия) 2013 — «Казимир Малевич. До и после квадрата», Санкт-Петербург, Муниципальный Российский музей, 5 декабря 2013 года — 28 февраля 2014 года 2014 — «Казимир Малевич», Амстердам, Бонн, Лондон (Тейт Модерн, 28 августа — 26 октября) (около 400 работ от 44 хозяев) Коллективные выставки 1907 — XIV выставка Столичного приятельства живописцев 1910 — «Бубновый валет» 1911 — 1-ая выставка общества «Московский салон» 1911 — выставка петербургского «Союза молодёжи» 1915 — «Трамвай В», Москва, 23 марта —. 1915 — «Последняя футуристическая выставка „0,10“». 2000—2001 — «Революция в живописи. Кандинский, Малевич и российский авангард» (США — 4 городка) 2000—2001 — «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в Рф 1920—1950-х», Санкт-Петербург, Муниципальный Российский музей, 30 ноября 2000 года — 26 марта 2001 года 2013—2014 — «Казимир Малевич и российский авангард» (Амстердам — Бонн — Лондон; куратор Зельфира Трегулова)

Библиография

Сочинения Казимира Малевича Малевич К. В. Хлебников // Творчество, 1991, № 7, с. 4-5. Малевич К. По лестнице зания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги (1991, тираж 1000 экз.) Малевич К. Лень как действительная правда населения земли. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских (1994, серия «Библиотека Сергея Кудрявцева», тираж 25 именных и 125 нумерованных экз.) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913—1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» — публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова (1995, тираж 2750 экз.) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, размещенные в Германии, Польше и на Украине. 1924—1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских (1998, тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, либо Нескончаемый покой. С прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918—1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2000, тираж 1500 экз.) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2003, тираж 1500 экз.) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т 5. Произведения различных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. 2004. К. Малевич. Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с., Серия «Азбука-классика», 3000 экз., ISBN 978-5-389-02945-3 О Казимире Малевиче Книжки Альбомы, сборники Marcadé Jean-Claude, Marcadé Valentine. Malevitch: Dessins. — Galerie Jean Chauvelin, 1970. Казимир Малевич. 1878—1935: Каталог выставок 1988—1989 гг. в Ленинграде, Москве, Амстердаме / Предисл. Юрия Королёва и Евгении Петровой; вступление В. А. Л. Беерена. — Амстердам: Stedelijk Museum Amsterdam, 1988. — 280 с. — ISBN 90-5006-021-8. В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в Рф 1920—1950-х / Сост. Ира Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комменты к ним Лена Баснер, Ира Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — : Palace Editions, 2000. — 360 с. — ISBN 5-93332-039-0. Казимир Малевич в Российском музее. — СПб.: Palace Editions, 2000. — 450 с. — ISBN 5-93332-009-9. Simmen J., Kohlhoff K. Malewitsch. — 2011. — 96 p. — ISBN 3-8290-2684-6. Nakov Andrei. Kazimir Malewicz 1878—1935. Catalogue Raisonné. — Paris: Adam Biro, 2002. Souter Gerry. Malevich. — Parkstone Press, e-Parkstone International, 2008. — 256 p. — ISBN 978-1-85995-684-7. Андреева Е. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: Арка, 2010. — 28 с. — (Тыща и один шедевр). — ISBN 978-5-91208-068-5. Иванцова О. Казимир Малевич. — СПб.: Амфора, 2011. — 48 с. — (Возлюбленные живописцы). — ISBN 978-5-367-01749-6. Майкапар Александр. Малевич. — М.: Директ-Медиа, Комсомольская правда, 2011. — 48 с. — (Величавые живописцы). — 46 500 экз. — ISBN 978-5-7475-0120-1. Казимир Малевич. До и после квадрата. Избранные произведения из собрания Российского музея / Ред. Евгения Петрова. — Муниципальный Российский музей, Palace Editions, 2013. — 168 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-93332-465-2. Воспоминания, переписка, критика Малевич о для себя. Современники о Малевиче: В 2-х т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004. — ISBN 5-269-01028-3. Малевич та Україна / Укладач антології Д. О. Горбачов. — Київ, 2006. — 456 с. — ISBN 966-96670-0-3. Монографии, сборники статей Douglas Charlotte. Swans of Other Worlds: Kazimir Malevich and the Origins of Abstraction in Russia. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1980. — 147 p. — ISBN 978-0835710589. Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910—1930. — London: Thames and Hudson, 1982. Marcadé Jean-Claude. Malévitch. — Paris: Nouvelles Editions francaises, 1990. — 279 p. — ISBN 2707900257, 978-2707900258. Малевич. Живописец и теоретик. — М.: Русский живописец, 1990. — 240 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-269-00704-5. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись. Теория. — М.: Искусство, 1993. — 414 с. Douglas Charlotte. Kazimir Malevich. — L.: Thames and Hudson Ltd., 1994. — 128 p. — ISBN 0-500-08060-7. Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки российской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X. Левкова-Ламм Инесса. Лицо квадрата. Мистерии Казимира Малевича. — М.: Пинакотека, 2004. — 208 с. — ISBN 588451-069-4. Nakov Andrei. Kazimir Malewicz. Le peintre absolu. — Paris: Thalia Édition, 2007. Rethinking Malevich: Proceedings of a Conference in Celebration of the 125th Anniversary of Kazimir Malevich's Birth / Charlotte Douglas (Editor), Christina Lodder (Editor), Pamela Kachurin (Contributor). — Pindar Press, 2007. — 403 p. — ISBN 978-1904597483. Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8. Хан-Магомедов С. О. Казимир Малевич. — М.: Фонд «Русский авангард», 2009. — 272 с. — (Кумиры авангарда). — 150 экз. — ISBN 978-5-91566-044-0. Маркаде Ж.-К. Малевич. — Київ: Родовід, 2013. — 304 с. Биографии Шатских А. С. Казимир Малевич. — М.: Слово, 1996. — 96 с. Анисимов Григорий. Кумир поверженный — всё Бог. Повесть о художнике Казимире Малевиче. — М.: Лира, 2001. — 280 с. — 1500 экз. — ISBN 5-85164-060-Х. Нере Жиль. Малевич. — М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2003. — 96 с. — ISBN 5-9561-0015-X. Букша К. С. Малевич. — М.: Юная гвардия, 2013. — 336 с. — (Жизнь восхитительных людей. Малая серия). — 4000 экз. — ISBN 978-5-235-03656-7. Статьи Азизян И. А. К. Малевич и И. Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. — 2001. — № 2. Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории российской культуры / Под ред. И. А. Бондаренко. — М.: УРСС, 2002. — В. 3: Хотимое и действительное. — ISBN 5-8360-0043-3. Баснер Лена. Живопись Малевича из собрания Российского музея (Препядствия творческой эволюции художника) // Казимир Малевич в Российском музее. — СПб.: Palace Editions, 2000. — С. 15–27. — ISSN 5-93332-009-9. Вакар И. Выставка К. С. Малевича 1929 года в Третьяковской галерее // Российский авангард: трудности репрезентации и интерпретации: Альманах. — : Palace Editions, 2002. — В. 5. — С. 121—137. Горячева Т. В. Малевич и Мондриан // Искусство. — 1992. — № 1. Горячева Т. В. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 1. — С. 49—59. Горячева Т. В. Малевич и Ренессанс // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2—3. — С. 107—118. Единоликий образ совершенства. Малевич о совершенном человеке. К. Малевич «О „Я“ и коллективе» (публикация, комменты, вступ. статья Т. Горячевой) // Совершенный человек. Теология и философия вида. — М., 1997. Горячева Т. В. Круг Малевича. Учитель и ученики // Творчество. — 2001. — № 2. Горячева Т. В. Картина Малевича «Автомобиль и дама. Калоритные массы в 4-м измерении». Рождение знака // Российский авангард. Препядствия репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции. — СПб.: Palace Editions, 2001. Горячева Т. В. Казимир Малевич: «… Мы должны идти в неизведанные пути для того, чтоб в их открыть мир …» // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М., 2012. Гурьянова Нина. «Декларация прав художника» Малевича в контексте столичного анархизма 1917—1918 годов // Искусство супрематизма / Ред.-сост. Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2012. — С. 28—43. Дуглас Шарлотта. К вопросу о философских истоках беспредметного искусства // Малевич. Живописец и теоретик. — М.: Русский живописец, 1990. — С. 56–60. — ISBN 5-269-00704-5. Жадова Л. А. Малевич — цветопись, объемостроение // Художественные задачи предметно-пространственной среды. — М., 1978. Ичин Корнелия. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии. — 2011. — № 10. Карасик И. Н. Круг Малевича и неувязка экспрессионизма // Российский авангард 1910—1920-х годов и неувязка экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Муниципальный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — С. 195–205. — ISBN 5-02-006374-6. Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе // Кацис Л. Российская эсхатология и российская литература. — М.: ОГИ, 2000. — С. 132—139. Коккинаки И. Супрематическая архитектура Малевича и её связи с реальным строительным процессом // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2—3. — С. 119—130. Королёв Юрий, Петрова Евгения. Вступление // Казимир Малевич. 1878—1935: Каталог выставок 1988—1989 гг. в Ленинграде, Москве, Амстердаме. — Амстердам: Stedelijk Museum Amsterdam, 1988. — ISBN 90-5006-021-8. Курбановский А. Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии // Историко-философский ежегодник — 2006 / Институт философии РАН. — М.: Наука, 2006. — С. 329—336. Маркадэ Жан-Клод. Значение К. С. Малевича в современной живописи // Малевич. Традиционный авангард. Витебск. — Витебск, 2000. — В. 4. — С. 55—62. Маркадэ Жан-Клод. Малевич и правоверная иконография // Малевич. Традиционный авангард. Витебск. — Витебск, 2000. — В. 4. — С. 97—104. Маркадэ Жан-Клод. Малевич — символист // Российский авангард: личность и школа. — СПб., 2003. — С. 6—10. Маркадэ Жан-Клод. Гончарова, Ларионов и Малевич // Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: Исследования и публикации / Муниципальный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — С. 199–207. — ISSN 5-02-032673-9. Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // Вопросы философии. — 1991. — № 11. Робинсон Эдвард. Апофатическое искусство Казимира Малевича // Человек. — 1991. — № 5. Сарабьянов Дмитрий. Малевич меж французским кубизмом и итальянским футуризмом // Малевич. Традиционный авангард. Витебск. — Витебск, 1998. — В. 2. — С. 9–20. Сарабьянов Дмитрий, Сарабьянов Андрей. Неведомое произведение Казимира Малевича // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2003. — № 7—8 (9). — С. 58—67. Халтурин Ю. А. О технике живописи К. С. Малевича: от примитивизма к супрематизму // Российский авангард 1910—1920-х годов и неувязка экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Муниципальный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — С. 369—386. — ISBN 5-02-006374-6. Хрусталёва Марина. Как мы выручали могилу Малевича // Йополис. — 5 сентября 2013 года. Шатских А. С. Малевич в Витебске // Искусство. — 1988. — № 11. — С. 38—43. Шихирева О. Н. К вопросу о позднем творчестве К. С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории российского авангарда века. — СПб., 1997. — С. 67—74. Шихирева Ольга. Логика иррационального (К вопросу о позднем творчестве К. С. Малевича) // Малевич. Традиционный авангард. Витебск. — Витебск, 2000. — В. 4. — С. 86—96.

Фильмография

Муниципальным Русским музеем и студией «Квадрат фильм» снят кинофильм «Казимир Малевич. Преображение». Кинофильм Дмитрия Горбачева «Казимир величавый либо Малевич крестьянский». Государственная кинематека Украины. Киевнаучфильм. 1994 Витебский Центр Современного искусства на базе работ живописцев УНОВИС и сочинений К.Малевича снял кинофильм «Казимир Малевич. Будет Яснее Солнца».

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный