В согласовании с записью в приходской книжке киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещен 1 (13) марта 1879 года. Но по неким данным годом его рождения является 1878.
Его отец, Северин Антонович Малевич (1845—1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), служил управляющим на сахароваренном заводе известного промышленника Николая Терещенко. Мама, Людвига Александровна (1858—1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля 1878 года.
По происхождению предки поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре отпрыска (Антон, Болеслав , Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у четы Малевичей родилось четырнадцать малышей, но только девять из их дожили до зрелого возраста.
Семья Малевичей была польской, дома в семье гласили по-польски. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам, но в 1920-е годы Малевич в неких анкетах указал о для себя «украинец», также в неких источниках отыскивают белорусские корешки отца художника.
До 17 лет Казимир с семьёй жил на Подоле.
Проверить информацию. Нужно проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На страничке обсуждения идёт дискуссия на тему: Противоречит статье Пархомовка (Краснокутский район), также украинской Википедии.В 1895 году посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.
Жизнь в Курске (1896—1907)В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Тут Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской стальной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вкупе с соратниками по духу Малевич смог организовать в Курске художественный кружок. Малевич обязан был вести вроде бы двойную жизнь — с одной стороны ежедневные заботы провинциала, постылая и тоскливая служба чертёжником на стальной дороге и с другой — жажда творчества.
Дом, в каком К. Малевич жил в Курске, ул. Почтовая, 171898 год сам Малевич в собственной «Автобиографии» именовал «началом общественных выставок» (хотя документальных сведений об этом не найдено).
В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881—1942). Венчание вышло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы.
В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (5 комнат), по адресу ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней, но находится под опасностью разрушения.
В 1904 году отважился круто поменять свою жизнь и переехать в Москву, невзирая даже на то, что жена была против, потому что Малевич оставлял её с детками в Курске. Это наметило раскол в его домашней жизни.
5 августа 1905 года он в первый раз подал прошение о приёме в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Но в училище его не приняли. Ворачиваться в Курск к супруге и детям Малевич не возжелал. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Тут, в большенном доме художника Курдюмова, жили около 30 «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей за месяц — по столичным меркам, очень дёшево. Но через полгода, весной 1906-го, когда средства на жизнь закончились, Малевич был обязан всё же возвратиться вспять, в Курск, к семье и службе в Управлении Московско-Курской стальной дороги. Летом 1906 года он опять подал документы в Столичное училище, но его не приняли и во 2-ой раз.
Переезд в Москву (1907—1910)В 1907 году в Москву поехала мама Казимира Малевича Людвига Александровна, обнаружив работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из 5 комнат, она выслала невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Потом Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские празднички 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из 5 комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (супругой и 2-мя детками). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих малышей, уехала в село Мещерское и отыскала работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с доктором, она оставила малышей у одной из сотрудниц поликлиники.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве
В 1907 году учавствовал в XIV выставке Столичного приятельства живописцев. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.
Когда Казимир Малевич приехал за детками, они были у заведующего хозяйством Миши Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович (польск. Zofia Rafałowicz), скоро стала штатской супругой Казимира Малевича (пару лет Малевич не мог получить развода с первой супругой).
В 1909 году он развёлся с первой супругой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? — 1925), папе которой принадлежал дом в Немчиновке, куда с этого момента Малевич повсевременно приезжал жить и работать.
1910—1919В 1910 году принял роль в первой выставке «Бубнового валета».
В феврале 1911 года выставлял свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».
1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Голубого наездника» в Мюнхене. Выставлял более 20 неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (живописец заходил в группу юных живописцев «Ослиный хвост»). Познакомился с М. В. Матюшиным.
В 1913 году Малевич принял роль в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, также в «Первом в Рф вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» выставлял, вместе с неопримитивистскими произведениями, картины, нареченные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».
В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и наброски костюмов М. Малевича). Согласно мемуарам самого художника, конкретно во время работы над постановкой оперы к нему пришла мысль «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева вправо). Москва, 1 марта 1914 годаВ 1914 году, совместно с Алексеем Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с древесными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независящих в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книжки А. Кручёных и В. Хлебникова.
В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый красочный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» выставлял 39 работ под общим заглавием «Супрематизм живописи».
Самое известное живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось типичным красочным манифестом супрематизма. Был в первый раз выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старенькому стилю) на выставке «0,10» и имел значимый фуррор. Картина, по плану художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной вместе с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял роль в выставке «Магазин». Выставлял 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус» (в него входили О. В. Розанова, Л. С. Попова, А. А. Экстер, И. В. Клюн, В. Е. Пестель, Надежда Удальцова, Мстислав Юркевич и другие), готовил к изданию одноимённый журнальчик. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).
В мае 1917 Малевич был избран в совет проф Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (юный фракции). В августе становится председателем Художественной секции Столичного совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 столичный Военно-революционный комитет провозгласил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность заходила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступил с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».
В 1918 году он опубликовал статьи в журнальчике «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмчики к спектаклю В. Э. Мейерхольда по пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).
В 1919 году он возвратился в Москву. Управлял «Мастерской по исследованию нового искусства Супрематизма» в Свободных муниципальных художественных мастерских. Выставлял супрематические работы на X Гос выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).
1919—1935В ноябре 1919 года живописец переехал в Витебск, где начал управлять мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.
В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась 1-ая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период фактически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под воздействием Эль Лисицкого, начались 1-ые опыты в области архитектуры.
В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новеньком искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, управлял работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, именовал Уной.
1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.
В 1922 году Малевич окончил работу над своим основным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность либо нескончаемый покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не сбросят. Искусство, церковь, фабрика».
Сначала июня 1922 года живописец переехал в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой российской художественной выставке в Берлине.
В 1923 году в Москве свершилась 2-ая индивидуальная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочел доклад в Гос академии художественных наук (ГАХН) в Москве; сделал наброски новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского муниципального фарфорового завода.
С 1924 по 1926 год он был директором Ленинградского муниципального института художественной культуры (ГИНХУК), возглавлял в нём формально-теоретический отдел.
В 1925 году живописец прочел доклад «О добавочном элементе в живописи» в ГАХН; участвовал в выставке «Левые течения в российской живописи за 15 лет»; работал над объёмными строительными супрематическими моделями — архитектонами.
Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).
В 1926 году выставлял архитектоны на каждогодней отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» была размещена статья Г.Сероватого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован приготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию добавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.
В 1927 Казимир Северинович вступил в 3-ий брак — с Наталией Андреевной Манченко (1902—1990). С начала собственной работы в ГИНХУКе и до конца жизни он жил с семьёй по адресу: улица Союза связи, д. 2 / 9, кв. 5
В 1927 Малевич уехал в зарубежную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его индивидуальная выставка, потом — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему был предоставлен зал на каждогодней Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где он познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно возвратился в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, объяснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение конструктора Гуго Херинга (часть их в текущее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книжка «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Российском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.
В 1928 год. Малевич работал в Муниципальном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнальчике «Новая генерация». Готовясь к индивидуальной выставке в Гос Третьяковской галерее, живописец вновь обратился к станковой живописи: потому что многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он сделал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он вернул работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич сделал 3-ий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответственный картине 1915 года. Изготовлено это было по требованию дирекции галереи, потому что работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галерее, была в достаточно нехорошем состоянии.
С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в Киевском художественном институте.
1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Муниципальном институте истории искусств был закрыт отдел, которым управлял Малевич.
В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА».
В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль — май).
Осенью 1930 года Малевич был арестован ОГПУ как «германский шпион». В кутузке он пробыл до декабря 1930 года, дело вёл В. А. Кишкин.
В 1931 году работал над набросками росписи Красноватого театра в Ленинграде.
В 1932 получил должность управляющего Экспериментальной лаборатории в Российском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эры империализма» в Российском музее.
В 1932 году живописец участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По воззрению неких профессионалов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из узнаваемых на сегодня, вариант «Чёрного квадрата» (сейчас хранится в Эрмитаже).
В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в главном портреты реалистического нрава.
1933 год — началась томная болезнь (рак предстательной железы).
1934 — участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».
В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских живописцев (последний показ работ Малевича на родине — прямо до 1962 года).
Кончина и погребениеКазимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.
Памятный Символ в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 г. Текст на Памятном Знаке в районе захоронения праха К. Малевича, август 2013 г.По завещанию, после погибели тело Малевича расположили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под возлюбленным дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили древесный кубический памятник с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен останки величавого художника К. С. Малевича (1878—1935)».
В годы войны могила была утрачена. Позднее её местопребывание с достаточной точностью обусловила группа энтузиастов. Тут было пахотное колхозное поле. Потому в 1988 году памятный символ для увековечивания места захоронения вынужденно расположили на опушке леса, приблизительно в 2-ух километрах от реального погребения. Он представляет собой белоснежный бетонный куб с красноватым квадратом на лицевой стороне. На данный момент рядом стоит дом № 11 по улице Малевича в Немчиновке, географические координаты 55°43′17″ с. ш. 37°20′17″ в. д. / 55.721333° с. ш. 37.338000° в. д. / 55.721333; 37.338000 (G) (O). На тыльной стороне памятника расположена табличка с текстом: «В этой местности 25 мая 1935 года был захоронен останки всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Символ установлен 30.7.1988 г.»
К истинному времени колхозное поле также застроено и место погребения праха Малевича попало на местность жилого комплекса «Ромашково-2». 20 августа 2013 года родственники Малевича произвели взятие земли с места захоронения, земля помещена в капсулы, одна из их будет захоронена под памятным знаком в Ромашкове, другие переданы в места, связанные с жизнью художника.
Память
В Санкт-Петербурге, на стенке дома Мятлевых, на Исаакиевской площади, д. 9, где находился возглавляемый К. С. Малевичем ГИНХУК, и где он жил в период с 1926 до самой погибели в 1935-м, в 2002 году установили памятную доску.
В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого, о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Конкретно на этой киевской улице — тогда Бульонской — родился в 1879 году К. Малевич.
В США сотворено Общество Малевича (The Malevich Society), которое поддерживает многие, в том числе русские, исследовательские проекты. К примеру, при содействии общества в 2009 году в Рф вышло исследование ранешнего супрематизма — книжка Александры Шатских «Казимир Малевич и общество Супремус».
В честь Малевича выпущен почтовый блок Белоруссии 2003 года.