Потомок древнего дворянского рода, берущего начало от монгольского хана Тырта Отец — генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища Пётр Иванович Тыртов.
Роман Тыртов родился в Санкт-Петербурге и с ранешнего возраста проявлял энтузиазм к театру, живописи, графике и дизайну одежки. Он брал личные уроки у художника Дмитрия Лосевского, занимался традиционными танцами у танцовщицы Марии Мариусовны Петипа́. В 1900 году, ещё мальчуганом, побывал на Глобальной выставке в Париже. В 1912 году навечно уехал из Рф. Жил в Париже, Монте-Карло. Неизменным спутником жизни Трытова был Николай Урусов.
Творчество
В 1912 году Роман Тыртов по окончании гимназии уехал в Париж. С 1913 года работал в Доме моды Поля Пуаре. В 1920-е годы был одним из ведущих живописцев стиля «ар-деко». Создавал костюмчики для Анны Павловой, Мата Хари, Лиллиан Гиш. В 1925 году приглашен в Голливуд, на студию «Метро-Голдвин-Майер». В 1925—1937 году выполнил более 100 обложек для журналов «Харперс Рынок» и «Вог», сделав их новым феноменом искусства. В 1940—1960-х годах — архитектор, график (создатель серий «Живописные формы», «Цифры» и «Алфавит»), сценограф (а именно оформлял балеты Ролана Пети), декоратор интерьеров. Также создавал статуи из бронзы, ювелирные изделия. Работами Романа Тыртова восторгались Джордж Баланчин и Энди Уорхол. Сначала 1970-х, в эру нового энтузиазма к «ар-деко» достигнул мировой известности.
Стиль Эрте
«Стиль Эрте́» — тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий — явился в межвоенный период принципиальным формообразующим моментом «ар-деко», ставшего крепким фактором моды и массовой культуры.