Якопо ди Чоне



Когда родился: 1325

Где родился: Флоренция

Когда умер: 1399

Где умер: Флоренция

Подданство: Италия
Жанр: живопись



Биография

Якопо ди Чоне был флорентийским художником, братом 2-ух более именитых мастеров — Андреа ди Чоне Орканья (разум. в 1368) и Нардо ди Чоне (разум. в 1366) и наименее известного архитектора Маттео ди Чоне (мозг. в 1390).

Документов, касающихся его рождения, не сохранилось, учёные относят дату его возникновения на свет к 1320-м годам. В архивных документах Якопо время от времени упоминается под прозвищем Робичча; в первый раз его имя встречается 21 мая 1365 в завещании его брата Нардо, который провозгласил Якопо вместе с 2-мя остальными братьями наследником собственного имущества. Обучение он проходил наверное в мастерской собственных старших братьев. 1362 годом датируется важнейшая посреди его ранешних работ — «Мадонна с малышом и благословляющий Вседержитель» (личное собрание, США). Это произведение, с одной стороны, близко кругу работ Андреа Орканьи, с другой, в нём явна связь с произведениями Бернардо Дадди.

В 1366 году Якопо участвует в работе над фресками по заказу гильдии юристов и нотариусов — самого влиятельного цехового объединения Флоренции. 12 января 1369 года имя Якопо возникает в перечне гильдии докторов и аптекарей (Арте деи медичи э дельи специали), в которую входили и живописцы. Весной 1369 года, согласно документам, живописец расписывал фресками помещение братства Милосердия в Ораторио дель Бигалло, Флоренция. Все ранешние фресковые росписи Якопо были утрачены, и это лишило позднейших исследователей способности детально найти, какую школу он прошёл и какие увлечения пережил в период собственного становления. Непременно, что его творчество складывалось под воздействием братьев, но исследователи лицезреют в его работах и параллели с произведениями Никколо ди Томмазо и Мастера Сан Луккезе.

В 1368 году Якопо ди Чоне было доверено окончание алтаря «Св. Матфей и четыре эпизода из жития», который его брат Андреа Орканья начал в 1367 году, но в связи со собственной кончиной оставил незавершённым.

В 1370—1371 годах Якопо с несколькими компаньонами работал над большим заказом — полиптихом для бенедиктинской церкви Сан Пьер Маджоре во Флоренции. 10 декабря 1378 года Якопо получил плату за изображение щита с надписью «Libertas» в нефе Флорентийского собора, а 23 июля 1380 года помечены другие платежи, приобретенные художником за работы в этом храме. Вместе с схожими престижными муниципальными заказами Якопо, будучи одним из самых активных и удачных живописцев Флоренции последней четверти XIV века, делал огромное количество работ для ублажения потребностей личных клиентов, выпуская из стенок собственной мастерской 10-ки портативных триптихов и домашних алтарей малых и средних размеров. Богатство схожей продукции свидетельствовало о отлично налаженном бизнесе и о том, что живописец был успешен в производстве продукции среднего уровня. К таким работам относится, к примеру, триптих «Мадонна с малышом и святыми» (ок. 1370, Музей искусства, Аллентаун) либо «Мадонна с малышом и святыми» (1370—1380, Государственная галерея Канады, Оттава). Но в оставленном им художественном наследстве в этот период есть и потрясающие произведения большого формата. К таким относится «Распятие» (личное собрание, Таксон, Аризона), исполненное около 1380 года в традиции Джотто, и алтарь «Мадонна с малышом и 4-мя святыми», датированный 1383 годом из церкви Святых Апостолов, Флоренция, и отреставрированный в 2001 году.

Триптих "Мадонна с малышом и святыми", ок. 1370. Музей искусства, Аллентаун.

Триптих "Мадонна с малышом и святыми", 1370-1380. Государственная Галерея Канады, Оттава.

Мадонна с малышом и 4-мя святыми. 1383. церковь Святых апостолов, Флоренция.

В марте 1383 года камерлинго коммуны городка Вольтерра заказал Якопо ди Чоне и Никколо ди Пьетро Джерини выполнение фрески, изображающей «Благовещение и четырёх святых» в Палаццо Приори. Работа была завершена 15 ноября такого же года, но потом фреска дважды (в 1441 и в 1759 годах) была переписана, потому её сегодняшнее состояние не даёт никакого представления о начальном виде.

В городском архиве Прато сохранился документ, согласно которому 6 марта 1386 года Якопо выслал в Авиньон, в кабинет известного негоцианта Франческо ди Марко Датини, 5 собственных картин на дереве, но на сей день ни одна из их не найдена и не идентифицирована.

В собственный поздний период Якопо ди Чоне нередко кооперировался с Никколо ди Пьетро Джерини и Джованни дель Бьондо, некое воздействие которых можно созидать в его «Мадонне с младенцем» из коллекции антиквара Карло де Карло, датированной 1386 годом. Документы этого периода молвят о том, что главным полем его деятельности был Флорентийский собор, где он занимался не только лишь выполнением художественных работ, да и поставкой цветных мраморов вкупе со своим братом архитектором Маттео ди Чоне. В документе, датированном 2 мая 1398 года, Якопо ди Чоне бытует в качестве гаранта в договоре художника Мариотто ди Нардо с Флорентийским собором. В последний раз имя Якопо возникает в 1400 году в налоговой ведомости квартала Сан Джованни, но напротив его имени нет пометки о выплате налога. Вероятнее всего, к этому моменту художника уже не было в живых.

Произведения

Распятие. ок. 1368. Государственная галерея, Лондон «Мадонна Смирение» 1365—1370. Галерея Академии, Флоренция

Произведения Якопо ди Чоне нередко были коллективными, продуктом «мастерской братьев Чоне», потому что многие из их или производились вкупе с братьями, или с ролью других служащих мастерской. В связи с этим атрибуция многих работ Якопо подвергалась критике и уточнялась. В других случаях картины анонимных мастеров переходили в каталог Якопо ди Чоне. Так, Босковиц (1975) и Оффнер (1981) атрибутировали Якопо произведения из Галереи Академии, Флоренция, которые ранее считались за анонимным Мастером Юношества Христова (Maestro dell’Infanzia) — «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов» и «Бегство в Египет», считая их ранешними работами Якопо ди Чоне и датируя 1360-ми годами. После чего фактически все работы этого анонимного мастера были перенесены в каталог Якопо ди Чоне.

Другой его ранешней работой является полный грации табернакль — триптих из Галереи Академии, Флоренция, который ранее приписывался Джованни да Милано — на центральной части «Мадонна с малышом и 2-мя донаторами/Благовещение», на боковых створках «Распятие и четыре святых» (по другим данным триптих мог быть сотворен 1380-е годы). Ещё одним принципиальным пт в ранешном творчестве художника был маленький алтарь «Мадонна с малышом и святыми» (1367, Государственная галерея, Канберра); изображённые на нём шикарные одежки и балдахин свидетельствуют о склонности Якопо к богатым декоративным эффектам.

К 1365—1370 годам относится триптих «Пятидесятница» (195×287 см; Галерея Академии, Флоренция), над которым Якопо работал вкупе с братом Андреа (по другим оценкам, алтарь относится к 1362—1365 годам). Триптих был приписан братьям ещё в XIX веке Кавальказелле; современные специалисты не только лишь согласились с его воззрением, но некие (Эвелин Сандберг-Вавала, 1959) идут далее, утверждая, что работа принадлежит одному Якопо.

Триптих "Мадонна с малышом и 2-мя донаторами/Благовещение". 1360-е гг. Галерея Академии, Флоренция.

Мадонна с малышом и святыми. 1367. Канберра, Музей искусства

Пятидесятница. 1365-1370. Галерея Академии, Флоренция.

Мадонна с малышом, 2-мя ангелами, и святыми Андреем, Николаем, Иоанном Крестителем и Яковом. 1365-1370. Галерея Академии, Флоренция.

Алтарь Св. Матфея. 1367-1368. Галерея Уффици, Флоренция.

Схожим же образом исследователи пишут о совместном участии Андреа и Якопо в работе над полиптихом «Мадонна с малышом, 2-мя ангелами, и святыми Андреем, Николаем, Иоанном Крестителем и Яковом» из Галереи Академии, Флоренция, хотя работа в большей части считается произведением 1-го Андреа. Непременно, что в совместных проектах старшему брату принадлежала ведущая роль.

Документы свидетельствуют о работе Якопо в 1368 году над алтарём Св. Матфея, который Андреа не сумел окончить в связи со гибелью. Исследователи считают это произведение во всех его главных качествах работой Орканьи. Возможно, Якопо сделал какие-то малозначительные дополнения; также полностью может быть, что работа над этими малозначительными деталями была перепоручена кому-то из живописцев, трудившихся в мастерской братьев Чоне (посреди более возможных кандидатов так именуемый Мастер пределлы из музея Ашмолеан, который потом был постоянным соавтором в произведениях Якопо).

Примерно к этому же времени относится большая алтарная картина «Распятие» из Государственной галереи, Лондон (ок. 1368 г., 154×138,5 см). Исследователи узрели в её выполнении две различных руки, и пришли к заключению, что работа была выполнена Якопо вместе с братом Нардо. Живописец изобразил сцену Распятия согласно существовавшим канонам — с массой, бойцами, горюющей Марией и ангелами собирающими кровь Христа в чашу. По сторонам размещены Иоанн Креститель, апостол Павел, св. Яков-старший и св. Варфоломей. В пределле (нижнем ряду) — неведомая святая, св. Бернард с книжкой, Мадонна с малышом, святой монах (вероятнее всего, это Антоний-аббат) и св. Екатерина Александрийская — их портреты обрамлены лепниной в технике пастилья (алебастровые рельефные узоры покрытые позолотой).

«Мадонна Смирение» из Галереи Академии, Флоренция (105×66 см), возможно, было написана в конце 1360-х годов. Живописец очень лаконичен в изображении сюжета — на золотом фоне можно созидать только узоры ковра и край подушки, на которой восседает Мадонна.

Алтарь из церкви Сан Пьер Маджоре.

Полиптих из церкви Сан Пьер Маджоре. Реконструкция.

К 1370—1371 годам учёные относят создание потрясающего полиптиха «Коронование Марии», главные части которого сейчас хранятся в Государственной Галерее, Лондон, а детали пределлы разошлись по различным музеям. Это самое большое и трудоёмкое из сохранившихся произведений Якопо. Его считают одним из наибольших и популярных заказов, исполненных во Флоренции во 2-ой половине XIV века. Полиптих был сотворен для головного алтаря принадлежавшей бенедиктинцам церкви Сан Пьер Маджоре (разрушена в XVIII веке). По всей вероятности, проект был заказан и оплачен представителями семейства Альбицци, патронировавшими этот храм. Могущественный клан Альбицци лидировал на флорентийской политической сцене до прихода семейства Медичи.

Сохранившиеся в архивах отчёты свидетельствуют, что работы над полиптихом были начаты в 1370 году, когда некоему «Niccolaio dipintore» («художнику Никколо» — практически наверняка это был Никколо ди Пьетро Джерини, хотя ряд профессионалов считает, что это мог быть Никколо ди Томмазо) было оплачено 14 рабочих дней, во время которых он разрабатывал проект алтаря. Непростая конструкция, состоящая из многих деталей, добивалась серьёзных строительных и инженерных познаний. Живописную манеру, соответствующую для Никколо ди Пьетро Джерини, на алтаре найти не удалось, учёные считают, что ему может принадлежать только дизайн балдахина в сцене Коронования Марии.

Во 2-ой половине XIV века было обыденным, когда для воплощения огромного проекта кооперировались несколько различных мастеров либо мастерских. Фрагментарные отчёты о работе над алтарём свидетельствуют, что в процессе его производства были задействованы различные спецы по золочению, изготовлению орнаментов, живописи, дизайну, конструированию и т. д. В неполном комплекте документов, касающихся работ над полиптихом, имя Якопо посреди создателей не числится, но красочный стиль алтаря очень близок подписанным произведениям Якопо ди Чоне, не оставляя у профессионалов колебаний в его авторстве. Невзирая на то, что алтарь в 1371 году был завершён, конечная выплата средств была произведена исключительно в 1383 году.

Верхний ряд полиптиха (пинакли) состоит из трёх картин: в центре «Святая Троица», по сторонам от неё две панели «Херувимы, серафимы и ангелы».

Херувимы, серафимы и ангелы. Государственная галерея, Лондон

Святая Троица. Государственная галерея, Лондон

Херувимы, серафимы и ангелы. Государственная галерея, Лондон

2-ой ряд полиптиха посвящён сюжетам из страстного цикла: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Жёны-мироносицы у гроба», «Вознесение» и «Пятидесятница».

Рождество. Государственная галерея, Лондон

Поклонение волхвов. Государственная галерея, Лондон

Воскресение. Государственная галерея, Лондон

Жёны-мироносицы у гроба. Государственная галерея, Лондон

Вознесение. Государственная галерея, Лондон

Пятидесятница. Государственная галерея, Лондон

Главный ряд состоит из трёх картин, представляющих единую сцену «Коронования Марии». Тема «Коронования» была очень популярна во флорентийской живописи 2-ой половины XIV века. В центре, расположившись на троне под шикарным балдахином, Иисус коронует Богородицу. Их окружают бессчетные ангелы, сопровождающие действо небесной музыкой. По сторонам от их, преклонив колена, предстоят 48 различных святых. Исследователи отмечают довольно необыкновенное присутствие в массе грядущих святых Трёх царей — Каспара, Мельхиора и Бальтазара (они изображены в коронах последними слева). Может быть, их включение связано с постоянным празднованием Богоявления, устраивавшимся во Флоренции в 1340—1360-х годах богатым братством Compagna dei Magi, во время которого проводилось театрализованное действо и шествие членов братства, переодетых в Трёх царей. Посреди святых особо выделен св. Пётр, который держит в руках модель церкви Сан Пьер Маджоре. Конкретно ему посвящён цикл картин пределлы этого алтаря.

Святые. Государственная галерея, Лондон

Коронование Марии. Государственная галерея, Лондон

Святые. Государственная галерея, Лондон

Пределла алтаря содержала восемь картин, из которых до нас дошло только семь: «Арест св. Петра» (Музей искусства, Род Айленд), «Св. Пётр в кутузке/Освобождение св. Петра» (Музей искусства, Филадельфия), «Св. Пётр оживляет отпрыска Теофила» (Пинакотека, Ватикан), «Св. Пётр на кафедре» (Пинакотека, Ватикан), «Последняя встреча св. Петра и св. Павла в Риме» (кусок, Ла Специа, Музей Амедео Лиа), «Распятие св. Петра» (Пинакотека, Ватикан), «Усекновение главы св. Павла» (кусок, Милан, Галерея Сачердоти). Практически наверняка первой картиной этого цикла было «Призвание св. Петра» (не сохранилась).

Арест св. Петра.

Св. Пётр в кутузке/Освобождение.

Св. Пётр оживляет отпрыска Теофила.

Св. Пётр на кафедре.

Последняя встреча св. Петра и Павла.

Распятие св. Петра.

Усекновение главы св. Павла.

К 1372—1373 годам относится другое «Коронование Марии с пророками и святыми», выполненное Якопо по заказу Zecca — флорентийского монетного двора (его герб можно созидать в нижней части картины). Это большая икона, размером 350×190 см, до поступления во флорентийскую Галерею Академии находилась в монастыре Сан Никколо в Каффаджо. Количество святых по сопоставлению с английским «Коронованием» живописец уменьшил до 10, добавив 2-ух пророков в высшей части. Исследователи отмечают, что «портреты» святых на работах мастерской братьев Чоне достаточно нередко повторяются, причём одно и то же лицо могло служить для изображения различных святых. К примеру, на английском «Короновании» портрет молодого св. Стефана (в нижнем ряду слева, с книжкой и ветвью) зеркально повторяет портрет св. Лаврентия (в нижнем ряду справа, с таковой же ветвью и решёткой, на которой его жгли живьем). Схожий же приём применён и в «Короновании Марии» из Галереи Академии — святые зеркально повторяют друг дружку в левой и правой части. Это свидетельствует о том, что живописец, возможно, воспользовался набором стандартных рисунков-образцов, которые были в ходу у мастеров XIV века.

Св. Стефан. Деталь полиптиха из церкви Сан Пьер Маджоре

Св. Лаврентий. Деталь полиптиха из церкви Сан Пьер Маджоре

Коронование Марии. 1372-1373, Галерея Академии, Флоренция

Мадонна с малышом и ангелами. 1370. Государственная галерея, Вашингтон.

Триптих "Мадонна с малышом и святыми". 1391. Академия искусств, Гонолулу.

1370—1375 годами датируют «Мадонну Смирение» из Государственной Галереи искусства, Вашингтон. Это потрясающе написанная икона, но авторство Якопо в её выполнении оспаривается в пользу его брата Андреа Орканьи (в данном случае датировка работы должна быть передвинута на 1360-е годы). Оффнер (1965) и Босковиц (1975) выдвинули полностью заслуживающее доверия предположение, что алтарная фреска «Благовещение» из церкви Санто Спирито в Прато, которая ранее приписывалась так именуемому «Мастеру Благовещения из Прато», в реальности является произведением Якопо, изготовленным в его зрелый период, другими словами в 1380-х годах.

К 1385—1390 годам относят Триптих «Мадонна с малышом, св. Агатой и св. Лючией», который Якопо написал для приходской церкви св. Агаты в Скарперья.

Посреди сохранившихся поздних произведений Якопо самое большое — Триптих «Мадонна с малышом и святыми» (центральная панель «Мадонна с младенцем» — 136,5×х68,6 см, боковые — 124,5×61 см). Он был написан для флорентийской церкви Сан Лоренцо и сейчас хранится в Академии Искусств, Гонолулу. На триптихе есть дата — 1391 год. На боковых панелях живописец изобразил св. Аббата Амато, св. Конкордию, св. Андрея и св. Папу Марка, чьи мощи хранятся в церкви Сан Лоренцо.

В различных музеях и личных коллекциях мира хранится более 130 произведений, так либо по другому связываемых с именованием Якопо ди Чоне: огромные полиптихи, портативные триптихи, отдельные «Мадонны с младенцем» и разрозненные святые, ранее составлявшие полиптихи. Часть этой продукции в силу сходства манеры разделяет авторство с братом Якопо — Андреа Орканьей, часть приписывается как Якопо, так и другим художникам (зависимо от создателя предложенной атрибуции).

По воззрению исследователей, сущность искусства Якопо ди Чоне заключалась в продолжении и расширении формулы, сделанной его братом Андреа Орканьей. Художественная практика Якопо позволила эту манеру, соответствующую для флорентийского искусства середины треченто, донести до XV века. Особенностью его искусства была утрата энтузиазма к натурализму и изображению трёхмерного места, использовавшегося Джотто, и перенос акцента на декоративные нюансы — изображение дорогих тканей, внедрение техники сграффито для передачи золотых орнаментов, «ювелирно» оформленные золочёные ореолы святых, кружевные рамы, выполненные в технике пастилья, и имитации стекла и полудрагоценных камешков.

Библиография

O. Sirén, Giotto and some of his followers, Cambridge, MA, 1917, pp. 256—262; M. Battistini, L’affresco di I. di C. e di Niccolò di Pietro nel palazzo dei Priori a Volterra, in L’Arte, XXII (1919), pp. 228 s.; R. Van Marle, The development of the Italian schools of painting, III, The Hague 1924, pp. 491—500; B. Berenson, Italian pictures of the Renaissance, Oxford 1932, pp. 273—275; R. Offner, The Mostra del Tesoro di Firenze Sacra, I, in The Burlington Magazine, LXIII (1933), p. 84 n. 59; Id., A Florentine panel in Providence and a famous altarpiece, in Studies of the Museum of art of the Rhode Island School of design, Providence 1947, pp. 43-61; B. Berenson, Italian pictures of the Renaissance. Florentine school, I, London 1963, pp. 103—106, 163; L. Marcucci, Gallerie nazionali di Firenze.I dipinti toscani del secolo XIV, Roma 1965, pp. 99-105; R. Offner — K. Steinweg, Corpus of Florentine painting, sect. 4, III, New York 1965, pp. 7-13; M. Boskovits, Pittura fiorentina alla vigilia del Rinascimento, Firenze 1975, pp. 50-54, 68-71, 95-98, 321—330; R. Fremantle, Florentine Gothic painters, London 1975, pp. 161—172; R. Offner, Corpus of Florentine painting, Suppl., A legacy of attributions, a cura di H.B.J. Maginnis, Florence 1981, pp. 34 e 89; A. Padoa Rizzo, Per Andrea Orcagna pittore, in Annali della Scuola normale superiore di Pisa, s. 3, XI (1981), p. 887; E. Borsook,I. di C. and the Guild Hall of the judges and notaries in Florence, in The Burlington Magazine, CXXIV (1982), pp. 86-88; L. Bellosi, in Sassetta e i pittori toscani tra XIII e XV secolo (catal.), a cura di L. Bellosi — A. Angelini, Siena 1986, pp. 25-28; E. Biagi, I., in La pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento, II, Milano 1986, p. 587; M. Davies — D. Gordon, The early Italian schools before 1400,London National Gallery Catalogues, London 1988, pp. 45-56; A. Tartuferi, I. di C., in Gothic to Renaissance. European painting 1300—1600, London-New York 1988, pp. 60-62; A. Tartuferi, I «primitivi» italiani della National Gallery a Londra: un nuovo catalogo e alcune considerazioni, in Arte. Documento, 1989, n. 3, pp. 52 s., 56 nn. 25-29; A.S. Labuda, I., in Opus sacrum (catal., Warsaw), a cura di J. Grabski, Wien 1990, pp. 34-39; J. Dunkerton, S. Foister, D. Gordon, N. Penny. Giotto to Durer, Yale University Press, 1991, pp. 232—235. A. Tartuferi, Maestro della Predella dell’Ashmolean Museum, in Dipinti e sculture in una raccolta toscana, secoli XIV—XVI, a cura di M. Boskovits, Firenze 1991, pp. 66-69; E.S. Skaug, Punch marks from Giotto to Fra Angelico, I, Oslo 1994, pp. 193—200; G. Kreytenberg, I. di C., in The Dictionary of art, VII, London 1996, pp. 337—339; A.G. De Marchi, I. di C., in Enc. dell’arte medievale, VII, Roma 1996, pp. 244—246; A.G. De Marchi, in F. Zeri — A.G. De Marchi, La Spezia. Museo civico Amedeo Lia. I dipinti, Cinisello Balsamo 1997, pp. 158 s.; W.R. Levin, A lost fresco cycle by Nardo and I. at the Misericordia in Florence, in The Burlington Magazine, CXLI (1999), pp. 75-80; D. Benati, in Da Bernardo Daddi a Giorgio Vasari (catal.), Firenze 1999, pp. 50-52; S. Chiodo, inDipinti italiani del XIV e XV secolo. La collezione Crespi nel Museo diocesano di Milano, a cura di M. Boskovits, Ginevra-Milano 2000, p. 34; G. Kreytenberg, Orcagna. Andrea di Cione, Mainz 2000, pp. 158—162, 181, 250; Нормативный контроль VIAF: 95874533 · ULAN: 500031302

Триптих "Мадонна с младенцем и святыми", ок. 1370. Музей искусства, Аллентаун.

Триптих "Мадонна с младенцем и святыми", 1370-1380. Национальная Галерея Канады, Оттава.

Мадонна с младенцем и четырьмя святыми. 1383. церковь Святых апостолов, Флоренция.

Другие материалы в этой категории: « Аббате Никколо дель

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный