Спинелло Аретино




Биография

Согласно Вазари, Аретино был отпрыском флорентийца Луки Спинелли, нашедшего убежище в Ареццо после изгнания в 1310 году гиббелинов из Флоренции, но современные исследователи оспаривают его флорентийское происхождение, утверждая, что Спинелло происходит из семейства потомственных гравёров и живописцев, жившего в городе Каполона в пятнадцати километрах от Ареццо, которое потом перебралось в Ареццо. Четкая дата его рождения неведома, ориентировочной датой исследователи считают 1346—1352 год. Вазари считает, что он был учеником Якопо дель Казентино, (последователя Джотто), и его свой стиль стал собственного рода промежным звеном меж школой Джотто и сиенской школой живописи, но современные исследователи говорят, что первоначальное обучение он прошел в Ареццо, возможно, в мастерской Андреа ди Нерио, который был ведущим городским художником Ареццо в то время.

Спинелло Аретино был одним из самых прославленных мастеров Тосканы XIV века. Его творческая деятельность началась в Ареццо, но в предстоящем он трудился за пределами собственного родного городка, в области Тосканы: Флоренции, Лукке, Пизе и Сиене. В архивных источниках его имя встречается с 1373 по 1410 год. В искусствоведческой литературе Аретино длительно упоминался как последователь Орканьи, также как внук и ученик Джотто. Но Беллози (1965 г.), Босковиц (1975 г.), Веппельман (2002 г.) прослеживают в его фресках в Сан-Миниато-аль-Монте быстрее связь с Лоренцо Монако, в цехе которого и мог работать Спинелло.

Спинелло Аретино, Никколо ди Пьетро Джерини и Лоренцо ди Никколо. Полиптих из ц. Санта-Феличита. 1401 г. Галерея Академии, Флоренция.

Самые ранешние упоминания о Спинелло — в архивных документах Ареццо; там его имя возникает дважды, в 1373 и 1375 годах. В 1384 году имя Аретино упоминается в документах Лукки, где он бытует как «луккский городской житель» («habitator civitatis lucanum»). В 1386 году он становится членом флорентийской гильдии «Арте деи Медичи э Специали» — объединение докторов и аптекарей, в каком стали числиться и живописцы. В 1387 году, согласно документам, ему было доверено окончить наброски скульптур для Флорентийского собора, которые он делал вместе с Лоренцо ди Биччи и Аньоло Гадди. В 1391 и 1392 годах Аретино занимался фресками в пизанском Кампосанто, в каких он изобразил историю святых Эфизия и Потита. В 1395 и 1396 годах он вновь отмечен в Ареццо. В 1399 году Аретино получил заказ на создание полиптиха (завершён в 1401 году) для головного алтаря флорентийской церкви Санта-Феличита (сейчас — в Академии роскошных искусств, Флоренция), который он сделал вместе с Никколо ди Пьетро Джерини и Лоренцо ди Никколо. В 1404—1405 годах работал в сиенском Соборе, в 1407—1408 годах завершал фрески в Зала ди Балья (Зал Приёмов) в сиенском Палаццо-Пубблико, на которых он изобразил «Сцены из жизни папы Александра III». Эти фрески он исполнил вместе со своим отпрыском Парри. Возвратившись в родной город, он в 1411 году скончался. Его отпрыск, Парри Спинелли, стал городским художником в Ареццо, а его племянник Форцоре — ювелиром, довольно известным для того, чтоб его упомянул в своём многотомном труде Джорджо Вазари.

Творчество

Спинелло Аретино «Св. Понциан». до 1384 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сначало искусство Аретино было достаточно архаичным, что логично для такового провинциального города как Ареццо, но с течением времени в его произведения вплелись элементы северного происхождения, которые во 2-ой половине XIV века Джованни да Милано и болонские мастера интенсивно использовали в собственном творчестве. Исследователями отмечается его связь с искусством Лоренцо Монако, и некие из их считают, что он мог работать в его мастерской. Искусство Аретино находилось в общем русле тосканской живописи конца XIV — начала XV века, которое от позднеджоттовских тенденций устремилось к стилю международной готики (исследователи отмечают, что в собственных наилучших произведениях Спинелло предвосхищал этот стиль). «Телесность» и «материальность» предметов и человечьих фигур, соответствующие для джоттовской традиции, нивелировались и смягчались в этот период готической игрой линий силуэтов и складок одежд.

В собственный ранешний период, проживая в Ареццо, Спинелло находился под воздействием местного мастера Андреа ди Нерио. Склонность к полноте формы видна в его фреске «Мадонна с малышом, святыми и донатором» (1377 г., Окружной музей, Ареццо). Сначала 1380-х гг. живописец переезжает в Лукку, где на замену прежней, аретинской, приходит новенькая манера, в какой он стремится использовать декоративные характеристики полосы и цвета. Исследователи считают, что в то время на него оказало воздействие творчество местного лукканского художника Анджело Пуччинелли. Из документа, датированного 1384 годом, следует, что Спинелло незадолго до этой даты исполнил алтарную картину по заказу Оливетского ордена Лукки для церкви Св. Понтиана. Это был триптих, две боковые панели которого хранятся сейчас в Эрмитаже (Санкт-Петербург), панели пределлы в Государственной Галерее (Парма), а центральная часть — в Музее Фогга (Кембридж). На ней живописец изобразил Мадонну с малышом на троне в окружении восьми ангелов. Богатство тканей с узорами присваивают картине нарядность, сближающую её со стилем международной готики. Театральность поз четырёх нижних ангелов дополнительно подтверждает это наблюдение. Сцены, изображённые на панелях пределлы, отличает склонность к детализированной повествовательности. Этим же 1384 годом датируется создание алтаря для оливетского монастыря Санта-Мария-Нуова в Риме, центральная панель от которого «Мадонна с малышом на троне и девятнадцать ангелов» и одна боковая «Св. Бенедикт и св. Лучилла» находятся в Музее Фогга (Кембридж) , а 2-ая боковая панель, с изображением св. Немезия, Иоанна Крестителя и 2-мя картинами пределлы хранится в Художественном музее Будапешта.

Спинелло Аретино. Полиптих из ц. Сант-Андреа. 1391 г. Академия роскошных искусств, Флоренция

В 1386 году имя Спинелло вновь возникает в документах Ареццо. В будущем году его имя бытует во Флоренции: в перечнях «Арте деи Медичи э Специали», и в платежных документах, согласно которым живописец получил средства за работу над 2-мя скульптурами для фасада Флорентийского собора. В 1380-90х годах Аретино много и плодотворно работал во Флоренции; он оставил фресковые росписи в церквях Сан-Барнаба, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Тринита, для других церквей писал алтарные образы. В тот же период (1387-88 гг) он получает заказ от семейства Альберти на роспись сакристии в флорентийской церкви Сан-Миниато-аль-Монте, где он изобразил 16 сцен из жизни Св. Бенедикта. Чуток позднее, ок. 1390 года, по заказу такого же семейства Спинелло расписал семейную капеллу Альберти в Ораторио-ди-Санта-Катерина-ин-Антелла, которая находится за пределами Флоренции. Темой росписей были сцены из жизни Св. Екатерины Александрийской. Склонность к повествовательности, которую можно было созидать уже в лукканских работах художника, обрела в этих фресках новейшую силу. Живописец изображает в их персонажей с выразительной мимикой и жестикуляцией. Линейная ритмика рисунка обретает упругость и интенсивность.

Спинелло Аретино. Триптих «Распятие и святые». 1390-99гг. Музей Вилла Гвиниджи, Лукка.

Эта тенденция добивается кульминации в росписях пизанского Кампосанто, которые живописец создавал в 1390-91 годах. Темой фресок стали сцены из жизни святых Эфизия и Потита. Аретино каллиграфически выводит узоры складок одежд персонажей, а в сценах битв употребляет элементы, скопированные с рельефов древнеримских саркофагов. К этому же творческому периоду относят полиптих «Мадонна с малышом, ангелами и святыми» (1391г, Академия роскошных искусств, Флоренция). Он был сотворен для лукканской церкви Сант-Андреа. На нем стоит дата — 1391 год, и подпись, которая говорит «HOC. OPUS PINXIT. SPINELLUS.LUCE DE ARITIO.IN.A 1391» (Произведение написал Спинеллус, отпрыск Луки из Ареццо в 1391году). Не считая Мадонны с малышом в центре, на боковых панелях живописец изобразил святых Паулина, Иоанна Крестителя, Андрея и Матфея, а в верхних тондо пророков Иеремию и Моисея.

Спинелло Аретино. Мария Магдалина. Хоругвь. ок. 1395—1400, New-york, Метрополитен-музей

Примерно в эти же годы Спинелло написал триптих «Распятие и святые», который сейчас хранится в музее Вилла Гвиниджи, Лукка. Четкая дата его сотворения неведома, потому триптих датируют 1390- 99 годами. На центральной панели живописец изобразил «Распятие» с ярким и бурным человеческим окружением, вписанным в эллипс; на боковых панелях — святых пап Сикста и Стефана, также Св. Екатерину Александрийскую и св. Маргариту. Определенный заказчик триптиха неизвестен. Непонятно также, для какой церкви он предназначался.

После Пизы мастер вновь приехал во Флоренцию, где, возможно, написал сейчас утраченные фрески в капелле Манетти в церкви Санта-Мария-дель-Кармине. А в 1395-97 годах его имя вновь возникает в документах городка Ареццо. К этому периоду (1395—1400 гг.) относится достаточно редчайшее, и отлично сохранившееся произведение Спинелло — написанная на холсте хоругвь, на одной стороне которой живописец изобразил «Марию Магдалину» с распятием в руке в окружении хора ангелов, а на другой «Избиение Христа» (New-york, музей Метрополитен). Хоругвь была заказана Братством Святой Марии Магдалины городка Борго-Сан-Сеполькро; его представители в соответствующем облачении изображены на хоругви коленопреклонёнными перед собственной святой-покровительницей.

Спинелло Аретино. Мадонна с малышом и ангелами. ок. 1405 г. Кливленд, Музей искусств.

Меж 1399 и 1401 годом Спинелло ещё раз приезжает во Флоренцию, где он вместе с Никколо ди Пьетро Джерини и Лоренцо ди Никколо делает главный алтарный образ для церкви Санта-Феличита. (1401 г. Галерея Академии, Флоренция. Согласно документам, за эту работу живописцы получили 100 флоринов, в то время как резные рамы обошлись в 80 флоринов). В последовавшие за этим годы Спинелло работал над заказами в Ареццо. В 1404 году он оказывается в Сиене, где пишет сейчас утраченные фрески в капелле Сант-Ансано Сиенского собора. Дальше, вместе с отпрыском Парри он расписывает фресками со сценами из жизни папы Александра III Зал приёмов в сиенской ратуше (Палаццо-Пубблико). Эти росписи числятся кульминацией его недолгого сиенского периода. Тут Аретино вплетает в повествование анекдотичные элементы, а изображения человечьих фигур на этих фресках отличает акцентированная экспрессия.

Примером станковой живописи позднего периода является алтарная картина «Мадонна с малышом и ангелами» (ок. 1405 г. Кливленд, Музей искусства). Это образ (высотой 156 см) с пределлой, на которой живописец изобразил мёртвого Христа меж Богоматерью и Иоанном Крестителем. Его калоритные, торжественные тона перекликаются со стилем международной готики.

В развитии тосканской живописи Спинелло занимает очень принципиальное место. Его энтузиазм к искусству Джотто и выдающиеся возможности в монументальной живописи воздействовали на Мазаччо и других тосканских мастеров, а подчёркнутое внимание к цвету и узорам, декоративное внедрение полосы, и склонность к повествовательности возбудили энтузиазм у позднеготических живописцев, таких как Лоренцо Монако и Лоренцо Гиберти.

Фресковый цикл в Сан-Миниато-аль-Монте

Спинелло Аретино. Волшебство с камнем.

Самым известным и более отлично уцелевшим фресковым циклом Спинелло Аретино являются росписи сакристии (ризницы) флорентийской церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Они были выполнены в 1388 году, и история их кратко такая.

Заказчиком росписей был Бенедетто ди Нероццо, который принадлежал к одной из самых авторитетных и выдающихся семей Флоренции — семейству Альберти. Его незаурядный разум и дальновидность упоминаются его более известным внуком Леоном Батиста Альберти в трактате «Семья» (1435 г.). В сложившейся меж 1370 и 1380 годами ситуации Бенедетто, по замечаниям создателя «Истории Флоренции» Макиавелли, сначало делил взоры пополанов и снискал славу «друга народа», но позднее переметнулся в лагерь олигархов. Эти перемены не прошли для него безо всяких следов и не смогли разогнать сгущавшиеся над ним тучи. В итоге в мае 1387 года он был изгнан в Геную, а в последующем, 1388 году погиб на оборотном пути из Иерусалима, куда он отправился, чтобы искупить свои грехи. Уже будучи в изгнании, Бенедетто ди Нероццо внёс дополнение к собственному завещанию, согласно которому он жертвует средства на украшение сакристии церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Примыкающая с южной стороны к романскому храму, она носит уже черты нового, готического стиля; сакристия была построена после 1373-74 годов братством оливетов (одно из подразделений бенедиктинского ордена). В предстоящем во внутренней части сакристии расположили два герба: 1-ый принадлежит роду ди Калимала, покровителю храма с XII века, а 2-ой — семейству Альберти, заказчикам.

Спинелло Аретино. Св. Бенедикт изобличает во ереси переодетого в короля оруженосца Ригго.

Скоро после погибели Бенедетто начинаются работы по украшению сакристии фресками. Они продвигаются стремительно, и уже в октябре 1388 года, возможно, подходят к концу. Во всяком случае, отпрыск Бенедетто ди Нероццо, Бернардо, составляя своё завещание, ничего не упоминает о росписи церкви.

На сегодня не сохранилось никаких свидетельств о художниках, принимавших роль в этих красочных работах. Может быть, для этих целей братство пригласило мастера Спинелло, до того трудившегося в Лукке. Фрески приписывают кисти Спинелло Аретино с довольно давнешнего времени. В качестве создателя он бытует у Антонио Билли (1516-20е годы), потом в Кодексе Мальябекьяно (1537-42) и, в конце концов, у Джорджо Вазари (1550, 1568). Эти фрески подвергались реставрации в 1840, 1969, и в 1973-74 годах.

Красочная программка цикла, непременно, была продиктована бенедиктинскими кругами. Это потрясающе смешивалось с последней волей заказчика, так как Святой Бенедикт (по-итальянски — Бенедетто) был небесным покровителем заказчика — Бенедетто ди Нероццо. На своде живописец изобразил четырёх евангелистов и их знаки, в бордюрах — святых со свитками и бюсты пророков. В качестве литературного источника красочная программка росписей управляется житием Святого Бенедикта, составленного Григорием Величавым («Диалоги» кн. II). Живописец написал 16 сцен из жизни святого, причём размеры каждой сцены очень невелики, что было несколько внезапным для тогдашней флорентийской фресковой традиции.

Сюжеты размещаются в последующем порядке:

1.Святой Бенедикт, отправленный родителями получать образование в Риме, отрешается от учёбы, чтоб предназначить свою жизнь Богу. Он расстаётся с учителем и сопровождаемый кормилицей покидает Рим. 2.Святой останавливается в местечке Аффиле, близ Субьяко, где и совершает 1-ое волшебство: сломанное по неосторожности кормилицы решето благодаря молитве святого восстановилось. 3.Святой Бенедикт ворачивается в Субьяко уже в одиночестве, и становится отшельником. В его горную пещеру монах из Рима спускает еду в корзине на веревке. 4.Некоторый пресвитер, готовящий пасхальную трапезу, был призван Господом поделиться со святым отшельником, и он, после длительных поисков, в конце концов, находит пещеру, где они вкупе вкушают пасхальную трапезу. 5.На северной стенке сакристии рассказывается о жизни Еремита, которому Св. Бенедикт открыл всю греховность его жизни и помыслов, показав, что за изображением прелестной дамы по сути прячется бес. 6.Слава Святого Бенедикта растет, и его приглашают возглавить монастырскую общину в Виковаро, но он подчиняет жизнь монахов настолько серьезному уставу, что его желают уничтожить. Виноградовые плети расчудесным образом разламываются в руках покушавшихся монахов, когда святой осеняет себя крестным знамением. 7."С незапятанной душой и размеренным сердечком" Бенедикт докладывает монахам о своём отъезде назад в Субьяко. 8.Вокруг Бенедикта собирается огромное количество учеников, в том числе Мавр и Плацидий, происходящие из авторитетных римских семей. Скоро становится вероятным основать 12 монастырей. 9.Святой Бенедикт при помощи молитвы расчудесным образом оживляет монаха, погибшего при обвале стенки. 10. Изгнание беса из монаха (Бенедикт лупил его прутком до того времени, пока бес не покинул тело одержимого). 11. Святой Бенедикт помогает крестьянину вытащить из воды серп (косу). 12. Плацидий утопает в море, и взывает о помощи к Святому Бенедикту. Сила благословения святого так сильна, что Плацидий расчудесным образом был спасен от погибели. 13. При строительстве 1-го монастыря никто из братства не мог поднять камень на стенку, так как этому препятствовал бес. По молитве Святого Бенедикта камень растерял всякий вес и просто занял своё место посреди иных. 14. Повелитель Тотила желает посетить святого, но, чтоб убедиться в его мудрости и прозорливости, отправляет сначала заместо себя собственного оруженосца Ригго, переодетого в царские одежки. Святой Бенедикт немедля распознаёт обман короля. 15. Когда к Бенедикту является, в конце концов, сам Тотила, то святой порицает его за совершённый проступок, а потом предвещает ему скорое завоевание Рима и Сицилии, также его кончину через 10 лет. 16. Кончина святого произошла в монастыре Монтекассино, в оратории Святого Иоанна Крестителя, воздвигнутого им на месте полуразрушенного храма Аполлона. После его погибели двое из монастырского братства удостоились расчудесного видения: их наставник подымается на небо по улице, покрытой прекрасным ковром. Спинелло Аретино. Волшебство с серпом.

Маленькие отличия от текста «Диалогов» Григория Величавого Спинелло показывает исключительно в 2-ух сценах. Не считая прямой передачи каждого сюжета Аретино населяет картины «посторонними» персонажами — очевидцами чудес, и пробует выразить их различное отношение к происходящему. К примеру, в сцене «Чудо с серпом» вместе с основными действующими лицами живописец изобразил рыбака и монахов, которые рубят и увозят дрова. Спинелло нередко прибегает к многообещающим сокращениям фигур. В ниспадающих обильных складках облачений, как и в моделировке лиц, очевидно видна готическая прихотливость линий, что очень припоминает произведения Лоренцо Монако. Каждый сюжет из цикла жития Святого Бенедикта имеет свою, неподражаемую сценографию.

Галерея фресок из Сан-Миниато-аль-Монте

Четыре евангелиста и их знаки. Роспись потолка сакристии Сан-Миниато-аль-Монте.

1. Испытание св. Бенедикта. 2.Бенедикт сокрушает орудие братии. 3.Волшебство с серпом. 4.Расчудесное спасение Плацидия.

1.Св. Бенедикт покидает Рим. 2.Волшебство с решетом. 3.Тотила перед св.Бенедиктом. 4.Успение св.Бенедикта

1. Бенедикт покидает монастырь в Виковаро. 2.Бенедикт берёт в ученики Мавра и Плацидия. 3.Волшебство с камнем. 4.Бенедикт изобличает во ереси Ригго.

Главные произведения

Ареццо

«Благовещенье» и «Два эпизода из жизни св. Франциска» в церкви Сан-Франческо. «Святые Пётр и Павел» в той же церкви. «Крещение Христа» и «Мистическое обручение св. Екатерины» — церковь Сан-Франческо. Фрески на смежном портике палаццо Гоццари (не дошли до наших дней). Фреска «Пьета с Мадонной и св. Иоанном» в Палаццо-дела-Фратернита-деи-Лайчи (сейчас снята со стенки). Полиптих «Мадонна с малышом и святыми» — Окружной музей. Фрески с историей святых Якова и Христофора; фрески с историей святых Филиппа и Якова; Благовещенье (ок.1385г) — в церкви Сан-Доменико. «Троица» и «Битва ангелов и демонов» — в Музее средневекового и современного искусства. «Троица» — в том же музее. «Мадонна с малышом и двое святых», «Святой епископ», «Весть пастухам» — в том же музее. «Благовещенье» — фреска, снятая с фасада церкви Сантиссима-Аннунциата. «Мадонна с малышом, св. Яковом и св. Антонием» из сакристии церкви Сан-Агостино (сейчас в Окружном музее). Утраченные фрески в церкви св. Миши Архангела и в Оспедале-ди-Санто-Спирито. Утраченные фрески в церквях Сан-Бернардо, Сан-Джироламо, и Сан-Агостино. Гробница Аретино в церкви Сан-Марко-ди-Мурелло (разрушена). «Мадонна делла Роза» из осквернённой церкви Санта-Мария-Маддалена.

Флоренция.

«Путь на Голгофу» (приписывается) — в церкви Санта-Кроче. «Иоанн Креститель» (приписывается) — музей Санта-Кроче. «История св. Григория, святые и пророки» — капелла Барди в церкви Санта-Мария-Новелла. Фрески в ц. Сан Барнаба, которые также приписываются Аретино. «Ирод принимающий волхвов», «Приказание Ирода» и «Избиение младенцев» — фрески в ц. Санта-Мария-Маджоре. «Мадонна с малышом на троне со святыми» — в ц. Санта-Тринита. «Распятие» — в музее Каза-Фьорентина. Фрески с историей св. Бенедикта, и «Четыре евангелиста» (1387-88) — сакристия в ц. Сан-Миниато-аль-Монте. Триптих «Мадонна и святые Пётр, Филипп, Лаврентий и Яков» (1393 г., выполнен с ассистентами) — в ц. Санта-Мария-а-Квинто. «История св. Екатерины» (ок.1387г) (выполнена с ассистентами) — в ц. Санта-Катерина-дель-Антелла (Понте-а-Эма). Фрески Капеллы-дель-Кармине, куски которых хранятся сейчас в музеях Пизы, Павии, Лондона и Ливерпуля. Табернакль Санто-Стефано (1404-05гг) выполненный для палаццо Даванцати. «Vir Dolorum» («Муж скорбей») (1400—1405) в коллекции Корси.

Лукка

Полиптих, предназначенный для церкви Св. Понтиана. Сейчас разобран, а его части хранятся в Кембридже, (Музей Фогга), Санкт-Петербурге (Эрмитаж), и Парме (Государственная Галерея). Триптих «Мадонна с малышом на троне и со святыми Павлом, Иоанном Крестителем, Андреем и Матфеем» (1391 г., подписан) выполнен для ц. Сант-Андреа (сейчас в Галерее Академии, Флоренция). Триптих «Распятие со святыми» (Музей «Вилла Гвиниджи»)

Пиза.

Фрески с историей св. Эфизия (1390-92), и некие другие фрески в Кампосанто. «Коронование Марии и четыре ангела» в ц. Сан-Раньерино. Полиптих «Распятие со святыми» в ц. Сан-Франческо. Куски фресок и «Трое святых» — в музее Сан-Маттео.

Сиена.

«История папы Александра III» — фрески, выполненные вместе с отпрыском Парри — Зала-ди-Балья в Палаццо-Пубблико. «Коронация» и «Успение Богоматери» — в Галерее. Декоративные работы в капелле Сан-Ансано Сиенского собора — сейчас утрачены.

Аббатство Монтеоливето-Маджоре (Буоноконвенто).

Пала, (разобрана, и сейчас в различных музеях).

Кембридж (Массачусеттс).

«Мадонна с ангелами» — Музей Фогга

Париж

«Рождество» — Лувр

New-york

Хоругвь с изображением Марии Магдалины — Метрополитен-музей Панель «Обращение Савла» — там же.

Монте Сан Савино

«Поклонение магов», «Св. Лаврентий и четыре сцены из его жизни», «Иисус на кресте со святыми» — в ц. Сан-Агостино.

Будапешт

«Св. Немезий, Иоанн Креститель и две панели пределлы» (1385) — Музей изобразительного искусства.

Санкт Петербург

«Св. Понциан» и «Св. Бенедикт» — Муниципальный Эрмитаж

Кембридж (Англия)

«Благовещенье» — в музее Фицуильяма.

Кливленд

«Мадонна с малышом и ангелами» (ок.1405) — Музей искусства.

Лондон

Четыре куска фресок из Ареццо — Государственная Галерея.

Читта-ди-Кастелло

«Мадонна с малышом на троне» — Пинакотека

Библиография

Джорджо Вазари. Жизнеописания более именитых живописцев, ваятелей и зодчих. Москва. 1996. том I. Мария Прокопп. Итальянская живопись XIV века. Будапешт. Корвина. 1988. Иоахим Пешке. Монументальная живопись эры Джотто в Италии 1280 −1400. Москва. Белоснежный город. 2003. Calderoni Masetti A., Spinello aretino giovane, Firenze, Centro Di, 1973 Richard Fremantle. Florentine gothic painters: From Giotto to Masaccio. London. 1975. Weppelmann S. Spinello Aretino und die toskanische Malerei des 14. Jahrhunderts. Firenze: Edifir, 2003

Четыре евангелиста и их символы. Роспись потолка сакристии Сан-Миниато-аль-Монте.

1. Испытание св. Бенедикта. 2.Бенедикт сокрушает оружие братии. 3.Чудо с серпом. 4.Чудесное спасение Плацидия.

1.Св. Бенедикт покидает Рим. 2.Чудо с решетом. 3.Тотила перед св.Бенедиктом. 4.Успение св.Бенедикта

1. Бенедикт покидает монастырь в Виковаро. 2.Бенедикт берёт в ученики Мавра и Плацидия. 3.Чудо с камнем. 4.Бенедикт уличает во лжи Ригго.

Другие материалы в этой категории: « Станционе Массимо Спада Леонелло »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный