Симоне Мартини



При рождении был назван (первое имя): Simone Martini
Когда родился: ок. 1284

Где родился: Сиена

Когда умер: 1344

Где умер: Авиньон

Страна: Российская империя

В каком стиле писал: Сиенская школа живописи

Cамые известные картины: фрески



Биография

Вместе с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является наикрупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Четкая дата его рождения неведома. Но известна четкая дата его погибели — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об погибших от 4 августа 1344 г. числится: «Мастер Симон, живописец, погиб в курии; погребение состоялось четвёртого денька в августе 1344 года». Вазари в собственном жизнеописании Симоне Мартини докладывает, что на его гробнице было обозначено, что живописец скончался в возрасте шестидесяти лет, как следует, дату его рождения можно отнести к 1284 г.

Симоне Мартини. Несение креста. Деталь. Париж, Лувр

О первых 30 годах жизни художника нет никакой инфы. Фердинандо Болонья, итальянский исследователь творчества Мартини, считает, что с 1312 по 1315 г. Симоне нередко приезжал из Сиены в Ассизи, где готовил картинки оконных витражей для капеллы Сан Мартино. 1-ая достоверная работа Симоне — фреска «Маэста» в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «a man di Symone», другими словами «работа Симоне». Этому же времени соответствуют две записи в расходных книжках сиенского казначейства — выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо меж 20 октября и 12 декабря такого же года. Уже сам факт, что юному художнику доверили настолько ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени неплохой репутации . После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в известной церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. Подразумевается, (хотя это документально не доказано) что после чего он работает в Неаполе над алтарем Св. Людовика Тулузского, так как тот был канонизирован конкретно в 1317 г. Некие учёные считают, что один из счетов анжуйского двора, в каком повелитель назначает годичное жалование в 50 унций золота некоему «Simone Martini milite», другими словами «Симоне Мартини, рыцарю», имеет непосредственное отношение к художнику, так как он полностью мог быть возведён в рыцари за личные награды, также за то, что в своём творчестве выразил знаки почитания к Роберту Неаполитанскому, его семье и французскому царскому дому. Но с таковой интерпретацией далековато не все согласны, хотя дарование звания рыцаря художникам такового уровня встречалось в позднем средневековье.

В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который сейчас хранится в музее в Орвьето. Все другие произведения этого периода не имеют четких дат сотворения, но приписаны к нему по схожим стилистическим чертам. Этот период был очень плодотворным, Симоне со собственной мастерской работал в Орвьето, но продукция, выходившая из её стенок, была неравномерного свойства, и спецы до сего времени спорят, где рука мастера, а где рука подмастерьев. В 1321 г. имя Симоне снова возникает в записях сиенского казначейства — Биккерны — он получил плату за реставрацию собственной фрески «Маэста», которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322-23 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь пару раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико. В 1324 г. Симоне Мартини женится на Джованне, дочери художника Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми. Незадолго ранее, в январе-феврале 1324 г. он купил у собственного тестя дом, а позже преподнёс собственной жене щедрый подарок — 220 золотых флоринов. По свидетельству Петрарки, Симоне не отличался красотой, к тому же жена была существенно молодее его, и можно только догадываться о причинах настолько щедрого подарка. Эта свадьба ввела Симоне в семью Липпо, которой принадлежала удачная мастерская, укрепила проф и дружественные связи, которые поддерживались в течение всей жизни. Венцом этих отношений следует считать известное «Благовещенье» из галереи Уффици во Флоренции, в каком ученые до сего времени не могут отличить руку 1-го мастера от руки другого.

К 1320-ым годам, возможно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло». В 1326 г. Мартини сделал картину для Палаццо Капитано дель Пополо, которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329-30 гг. он сделал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней. В 1330 г. он пишет фреску «Гвидориччо да Фольяно» в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси. В 1333 г. вместе с Липпо Мемми делает «Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Это его последняя популярная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336 г.

Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот небольшой городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные живописцы, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение собственной новейшей резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции 1-го из кардиналов.

Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета 9. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера интернационального класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безупречной.

30 июня 1344 г. Симоне Мартини составил завещание. Возможно, он был уже серьёзно болен и составлял завещание, предчувствуя близкий конец. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом Сер Джеппо ди Сер Бонайуто Галгани, этот документ докладывает, что всё своё состояние (два дома, земли с виноградниками и внушительная сумма средств) он своею волей поделил меж женой, племянницами Франческой и Джованной и детками собственного брата Донато. Собственных деток у Симоне не было, потому раздача состояния племянницам и племянникам выдаёт в нём человека чадолюбивого и слащавого. Через месяц с маленьким Симоне Мартини скончался в Авиньоне.

Творчество

Ранешний период Симоне Мартини. Мадонна с малышом № 583. Сиенская пинакотека

К преждевременному периоду творчества, другими словами к произведениям, сделанным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сейчас относят всего три работы, причём, они все не имеют четких дат сотворения и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого догадки, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» («Мадонна с малышом № 583» 1308-10 гг., Сиенская пинакотека).

Симоне Мартини. Мадонна Милосердие. 1308-10 гг. Сиенская пинакотека

Эта работа, с одной стороны, показывает тесноватые связи Мартини с искусством Дуччо, с другой, в ней видны черты, соответствующие для работ Симоне Мартини. Другое преждевременное произведение — фреска с изображением Мадонны, открытая Энцо Карли и датированная им 1311-14 гг. От прежней «Мадонны» в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Но этот лик Мадонны имеет очевидное сходство с ликом «Мадонны с малышом № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так издавна (и далековато не единогласно) приписанная преждевременному периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Это богато выполненная картина с внедрением золота, серебра и цветных камешков. В ней ещё различимо воздействие Дуччо в трактовке типажей и поз персонажей, и в то же время есть некие застенчивые новации. Но вопрос о принадлежности этого произведения пока совсем не решён.

Маэста

Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен меж 1304 и 1310 гг. Скоро его стенки начали декорировать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Возможно, первой фреской была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в начальной редакции к июню 1315 г. Это праздничная, полная иерархической строгости композиция, написанная, без сомнения, под воздействием «Маэста» Дуччо. Но во фреске Мартини можно найти творческое развитие идеи по нескольким фронтам. Во-1-х, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, как будто бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с малышом. Во-2-х, это создание иллюзии места с помощью красноватого балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, в особенности тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинноватая надпись: «1315 год сделал собственный поворот/ Делия раскрыла красивые цветочки/ И Юнона воскрикнула „Я возвращаюсь!“/ Рукою Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только лишь водяными красками. Это непростой, если можно так выразиться, «полуколлаж». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтоб придать фреске сияние, также использовал олово. Можно только представить, каким красивым и зияющим было это произведение в 1315 г.

Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи

Фрески в капелле Сан Мартино в нижней церкви Сан франческо в Ассизи были приписаны Симоне Мартини исключительно в XVIII в. Это сделал один антиквар, а спустя столетие Кавальказелле подтвердил эту атрибуцию. Кратко история возникновения этих фресок такая. Заказчиком строительства и декорации этой капеллы был прошлый францисканский монах, пошедший на службу к Отцу и ставший кардиналом под титулом Сан Мартино аи Монти. Он принадлежал к наиблежайшему окружению папы Бонифация VIII. Папа Климент V выслал его с политической миссией в Венгрию. Меж 1310-12 гг. он ворачивался назад в Италию и получил задание перевезти папскую казну из Перуджи в Авиньон. В его расходной книжке мартом 1312 г. помечено выделение 1070 флоринов на воздвижение и отделку капеллы Сан Мартино (либо примыкающей капеллы Святого Людовика). Кардиналу не судьба было узреть выполнение собственного заказа — 27 октября 1312 года он скончался в Лукке по пути в Авиньон. Но скоро в здании нижней церкви Сан Франческо была пробита стенка, в итоге чего погибли старенькые фрески, и пристроена капелла, которую позже расписал Симоне Мартини.

Датировка этих фресок до сего времени вызывает дискуссии, но большая часть учёных согласны с датой «1317 год». Симоне Мартини изобразил 10 сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Не считая этих 10 сцен он написал ещё несколько изображений святых, также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления правителя Юлиана. Мартин был наездником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубочайшее религиозное воззвание, принял христианство и отказался дальше служить кесарю — он стал служить Господу Богу. Потом св. Мартин стал епископом и сделал ряд чудес.

Св. Мартин разделяет собственный плащ с нищим.

Сон св. Мартина.

Посвящение в рыцари.

Отречение св. Мартина от орудия.

Видение св. Амвросия.

Волшебство во время мессы.

Волшебство воскрешения мальчугана.

Волшебство с огнем.

Погибель Святого Мартина.

Похороны Святого Мартина.

Заказчик капеллы кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином.

Эти фрески — шедевр Симоне. Они сделаны на пике его творчества. Пространственные построения, человеческие позы, огромное количество различных находок и новаций в трактовке сюжетов вызвали заслуженное восхищение современников. История св. Мартина прописана деликатно и аристократично, без излишних аффектов, в неповторимом, готизированном стиле.

Алтари и полиптихи Симоне Мартини. Алтарь св. Людовика Тулузского. 1317. Музей Каподимонте. Неаполь

С середины 1320-х гг. слава Мартини вышла далековато за границы Сиены. Его мастерская процветала, от заказов не было отбоя. Из всех мастеров, работавших в ней, до наших дней дошли только имена брата Симоне — Донато, также Липпо и Тедерико Мемми. Из бессчетной продукции, вышедшей из стенок этой мастерской, до наших дней дожило совершенно незначительно. Первой сделанной Симоне Мартини алтарной картиной считается «Алтарь св. Людовика Тулузского» (1317 г. Музей Каподимонте, Неаполь), который он выполнил во время гипотетичного пребывания при дворе Роберта Неаполитанского. Он представляет собой картину, на которой св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, в то время как ангелы коронуют небесной короной самого св. Людовика. Символизм картины прозрачен: Людовик согласился стать епископом только при условии, что ему позволят вступить в францисканский орден, о чём он потаенно условился с отцом Бонифацием VIII. Так он и прожил жизнь в бедности, чистоте и бессребренничестве. Но Симоне в картине затушевал его бедность, изобразив Людовика в богатой и готически прекрасной одежке. В нижней части алтаря находится пределла, в которую вставлены 5 картин со сценами из жития св. Людовика Тулузского.

Наибольший и непростой полиптих, к тому же документированный, известен под заглавием «Полиптих Санта Катерина». Сейчас он хранится в музее Сан Маттео в Пизе. В хрониках монастыря Санта Катерина сохранилась запись о том, что в 1319 г. «брат Петрус» отдал приказ поместить в основном алтаре церкви красивую живопись «manu Symonis senesis» — работы Симоне из Сиены. На 1-ый взор полиптих кажется обычным изображением сорока трёх полуфигур святых и пророков, но в реальности набор святых представляет собой единую изобразительную программку, выражающую идею проповедничества, составляющую костяк идеологии доминиканского ордена — довольно направить внимание на то, что практически у всех персонажей полиптиха в руках свитки либо книжки со священными текстами.

Последующим по времени считается так именуемый «Кембриджский алтарь». Три из четырёх его створок сейчас находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, а центральная панель с изображением Мадонны с малышом — в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне. Этот полиптих датируется 1320-25 гг.

Симоне Мартини. Полиптих «Санта Катерина». 1319 г. Музей Сан Маттео. Пиза

Симоне Мартини. Кембриджский алтарь. 1320-25 гг. Музей Фицуильяма. Кембридж

Симоне Мартини. Алтарь из Орвьето. 1320 г. Музей собора. Орвьето

К этому же периоду относятся ещё два полиптиха, написанные, по всей вероятности, во время работы мастерской Симоне в Орвьето. Это полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, который ранее принадлежал церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето, и полиптих из музея собора в Орвьето. Обе работы датируются началом 1320-х гг. К этому же периоду приравнивают ещё несколько изображений мадонн, разрозненных частей ещё 1-го полиптиха и большой расписной крест, находящийся сейчас в церкви делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция).

Судя по всему посреди 1320-х годов, женившись, Симоне утомился от неизменных переездов по городкам со собственной мастерской и наконец навечно ишак в родной Сиене. Спецы считают, что это вышло в 1326 г. В этот период он сделал «Алтарь Блаженного Агостино Новелло».

Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло. 1324-26. Сиена, Пинакотека.

Агостино Новелло был современником Симоне. Этот святой изучал право в Болонском институте, стал личным советником короля Манфреда, потом вступил в августинский орден и был избран его генералом. Но скоро, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино погиб, и культ его начал распространяться кроме воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книжкой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчугана, свалившегося с балкона», «Воскрешение малыша, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».

Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно. Фреска. Палаццо Пубблико. Сиена

К так именуемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини относят и известную фреску с конным портретом Гвидориччо да Фольяно. Вокруг неё в учёной среде до сего времени длятся споры. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, к примеру, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого действия она написана. Фреска, все же, восхитительная. На ней, вероятнее всего, изображена настоящая местность с реальными крепостью и городом; но сам портрет Гвидориччо выпадает из места картины, существует вроде бы сам по для себя и кажется символом либо печатью, поставленной на документ. Левая нога его жеребца стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.

Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещенье. 1333. Уффици. Флоренция

И последнее произведение, сделанное Симоне Мартини перед отъездом в Авиньон, — это прославленное «Благовещенье» из галереи Уффици. За рамой, изготовленнной в XIX в., можно прочесть надпись: «Симон Мартини и Липпус Мемми из Сиены написали в 1333 году». Этот продукт совместного творчества был сотворен для капеллы св. Ансано в сиенском соборе. Алтарная картина отлично сохранилась, в ней недостает только фигуры Бога-Отца в центральном тондо. Она полна готической утонченности, а в фигуре Мадонны, может быть, есть даже некая манерность. По сторонам от сцены Благовещенья изображены св. Ансано и св. Джулитта. От архангела Гавриила, принесшего Богоматери благую известие, исходит начертанная на золоте фраза: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». По поводу этой работы Симоне не одно десятилетие тоже идут споры: где рука Симоне, а где рука Липпо. Перечислять все варианты догадок нет никакого смысла.

Портретное творчество

См. Портрет итальянского Ренессанса#Сиенская школа.

Авиньон

О том, что Симоне сначала 1336 г. уже был в Авиньоне, спецы пришли к выводу на основании 2-ух сонетов Петрарки, написанных 4 ноября 1336 г. Его в этой поездке аккомпанировали члены семьи и несколько помощников по мастерской. Протекцию Симоне составил один из кардиналов, может быть, Якопо Стефанески, который тоже переехал в новейшую папскую резиденцию и по заказу которого Симоне расписывал в Авиньоне церковь Нотр-Дам-де-Дом. Фрески очень плохо сохранились. Мартини и Петрарку связывала большая дружба. Известна история, связанная с портретом Лауры, любимой Петрарки, который написал для него Симоне. К авиньонскому периоду относится миниатюра, сделанная Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Невзирая на 2-ух полностью средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, также буколические фермеры в нижней её части вызывают в памяти древнюю эру. В ней чувствуется не столько готический, сколько ренессансный дух.

Симоне Мартини. Фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Амброзианская библиотека. Милан

От авиньонского периода остался ещё один полиптих, створки которого сейчас находятся в различных музеях. Это полиптих с изображением Страстей, две створки которого, «Распятие» и «Снятие с креста», находятся в царском музее роскошных искусств в Антверпене, одна — «Несение Креста» в Лувре в Париже, и ещё одна — «Положение во гроб» — в Берлинской картинной галерее. Подразумевается, что это маленькое произведение заказал Симоне Наполеоне Орсини, скончавшийся в авиньонской курии в 1342 г., потому его обычно называют «Полиптих Орсини».

Симоне Мартини. Святое семейство. 1342. Художественная галерея Уолкер. Ливерпуль

И в конце концов профессионально изготовленная картина «Святое семейство», хранящаяся сейчас в ливерпульской художественной галерее Уолкер. Это иконографически очень редчайший сюжет, в каком изображен момент, когда Иосиф, три денька искавший Иисуса, беседовавшего все эти три денька с богословами в храме, приводит его домой к мамы. Мария упрекает отпрыска (в раскрытой книжке на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?»), в то время как Иосиф только мягко его корит. В картине тонко и психологически правильно передана ситуация. В нижней части картины оставлена надпись «Symon de Senis me pinxit sub a.d. MCCCXLII» — «написано Симоне из Сиены в 1342 году». Это последнее из имеющихся сейчас произведений Симоне Мартини. Через два года художника не стало.

Литература

Чечилия Яннелла. Симоне Мартини. Москва. Слово. 1995. Степанов А. В. Искусство эры Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6 Муратов П. Образы Италии. Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Городка Тосканы. — СПб: Азбука-классика, 2005. — С. 384. — ISBN 5-352-01448-7 Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965

Св. Мартин делит свой плащ с нищим.

Сон св. Мартина.

Посвящение в рыцари.

Отречение св. Мартина от оружия.

Видение св. Амвросия.

Чудо во время мессы.

Чудо воскрешения мальчика.

Чудо с огнем.

Смерть Святого Мартина.

Похороны Святого Мартина.

Заказчик капеллы кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином.

Другие материалы в этой категории: « Синьорелли Лука Серенарио Гаспаре »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный