Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перебежало к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Обучение мастерству 1445—1469
«Мадонна Евхаристии»Боттичелли пришел к живописи не сходу: поначалу он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию парень получил от него). В 1462 году он начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл 5 лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
1-ые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере выполнения показывают близость к работам Липпи и Мазаччо, более известны: «Мадонна с Малышом, 2-мя ангелами и молодым Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Малышом и 2-мя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
Ранешние работы 1470—1480
Портрет юный дамыС 1470 года он имел свою мастерскую неподалеку от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
В 1472 имя Боттичелли в первый раз упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
На праздничке в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была расположена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем разъясняется её вытянутый формат.
«Поклонение волхвов» (около 1475)Около 1475 года живописец написал для безбедного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором кроме представителей семейства Медичи изобразил и себя самого. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее волшебство, и оно доведено до такового совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый живописец и доныне ему изумляется.»
В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Более значительны «Портрет неведомого с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
В 1476 году погибает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, потаенная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.
Пребывание в Риме 1481—1482
«Сцены из жизни Моисея»Стремительно распространявшаяся слава Боттичелли вышла за границы Флоренции. С конца 1470-х годов живописец получает бессчетные заказы. «И тогда он захватил для себя … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».
В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вкупе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стенки папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стенку при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.
Боттичелли сделал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», также 11 папских портретов.
Светские произведения 1480-х годов
Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Прекрасного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем подпав под воздействие неоплатонизма, что отыскало отражение в его картинах светской темы.
Самое известное и самое таинственное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина совместно с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неведомого создателя предназначалась для декорации флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, а именно, кусок из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
«Весна»Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вслед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветочки на путь рассыпая, Красками всё заполняет и запахом сладким… Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышноватый Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосклона лазурь светится разлившимся светом.
Аллегоричность «Весны» вызывает бессчетные дискуссии относительно интерпретации картины.
В 1483 году флорентийский негоциант Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.
Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).
«Рождение Венеры»Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, вобщем, и живописцев всех времён и народов? Это особенная певучесть полосы в каждой из его картин, необыкновенное чувство ритма, выраженное в тончайших аспектах и в прелестной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Спектр Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Не много у кого в мировой живописи так звучит пластика полосы, движения и взволнованного, глубоко лирического, дальнего от мифологического либо других схем сюжета. Живописец сам режиссёр и композитор собственных творений. Он не пользуется ходульными канонами, поэтому его картины так тревожут современного зрителя собственной поэзией и первичностью мировидения.»
В 1480–1490 годах Боттичелли делает серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро только отлично и настолько не мало, что ещё длительно после его погибели каждый живописец старался заполучить его рисунки».
Религиозные картины 1480-х годов
«Мадонна Магнификат»«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Малышом на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли сих пор являются высшими творческими достижениями живописца.
Сначала 1480-х годов Боттичелли сделал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют бессчетные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Малышом, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Малышом и пятью ангелами» (1485—1490).
В 1483 году вкупе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Прекрасного близ Вольтерры.
Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским эмблемой (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля сначало заместо книжки тоже был гранат).
Поздние работы 1490—1497
«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»В 1490 году во Флоренции возникает доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от порочной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, следил, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко меняется, он становится аскетичным, палитра красок сейчас сдержанная, с доминированием тёмных тонов.
Новый подход художника к созданию произведений отлично виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Малышом. Портреты, сделанные художником в это время, к примеру, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных либо интерьерных фонов.
В особенности приметны конфигурации стиля при сопоставлении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с сделанной примерно за 20 5 лет ранее картиной на тот же сюжет.
В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Инсинуация Апеллеса» (около 1495).
Последние работы 1498—1510
«Мистическое Рождество»В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в лжи и приговорён к погибели. Эти действия глубоко потрясли Боттичелли.
В 1500 году он создаёт «Магическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется изготовленная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда бес на три с половиной года был выпущен. Потом он был закован в оковы в согласовании с двенадцатой, и мы увидим его , как на этой картине».
Посреди последних малочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, также сцены из жизни Св. Зиновия.
В 1504 году живописец участвует в работе комиссии живописцев, которая должна была избрать место для установки «Давида» Микеланджело.
Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и оскудел так, что, если б о нём не вспомнил, когда ещё был живой, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой поликлинике в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие безбедные люди, фанаты его таланта, он мог бы умереть с голоду.» В мае 1510 года Боттичелли погиб в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив внутри себя очень почти все, что было разбросано, он с умопомрачительной полнотой отражает эталоны собственного времени. Не только лишь нам нравится он, но огромным фуррором воспользовался он и у собственных современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, объединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "истинное".»
Галерея
См. также: Перечень картин Сандро Боттичелли«Мадонна с Малышом и 2-мя ангелами» (1465—1470)
«Аллегория силы» (около 1470)
«Портрет неведомого с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)
«Портрет Джулиано Медичи» (1478—1482)
Портрет юный дамы (1480—1485)
«Паллада и Кентавр» (1482—1483)
Венера и Марс (около 1485)
«Мадонна делла Мелаграна» (1478)
«Благовещение» (1489)
«Оплакивание Христа» (около 1490)
«Портрет Данте» (около 1495)
«Последнее волшебство и погибель Св. Зиновия» (1500—1505)
«Магическое Распятие» (1490—1500)
Память
В честь Боттичелли назван кратер на планетке Меркурий.
«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465—1470)
«Аллегория силы» (около 1470)
«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)
«Портрет Джулиано Медичи» (1478—1482)
Портрет молодой женщины (1480—1485)
«Паллада и Кентавр» (1482—1483)
Венера и Марс (около 1485)
«Мадонна делла Мелаграна» (1478)
«Благовещение» (1489)
«Оплакивание Христа» (около 1490)
«Портрет Данте» (около 1495)
«Последнее чудо и смерть Св. Зиновия» (1500—1505)
«Мистическое Распятие» (1490—1500)