Матвеев Андрей Матвеевич



Когда родился: 1701

Когда умер: 23 апреля

Где умер: Санкт-Петербург




Биография

Mатвеев Андрей (Матвеевич?) —известный российский художник-портретист, один из основателей российской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, 1-ый российский зарубежный пенсионер, получивший полное академическое образование, 1-ый управляющий Красочной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.). Всего 30 восемь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило колоритное самобытное лицо российского искусства XVIII столетия» и стало значимой вехой в его развитии. Биография живописца, составленная по частицам неутомимыми исследователями, как и раньше изобилует белоснежными пятнами. По исповедальным книжкам удалось установить только год рождения Матвеева и найти, что по происхождению он был из разночинцев. Но ни место рождения, ни имя отца, а означает, и его отчество, до сего времени непонятно.

В «Художественной газете» посреди XIX в. неведомый создатель без ссылок на какие-либо источники тщательно сказал о знаменитой встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и учиться красочному ремеслу. Вобщем, ничего особенного в этой встрече нет. Царь-реформатор и строитель повсевременно испытывал потребность в спецах и собирал профессиональных юношей по всей Рф, а потом высылал на выучку к иноземцам. И если вначале его заинтересовывали ремесла и науки, то в 1716 г.это рвение распространилось и на все искусства. 1-ые живописные петровские пожилые люди выехали в различные страны и городка. Братья Никитины были высланы во Флоренцию, четыре зодчих — в Рим. Матвеев учился в любимой Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сказал, что только один ученик не доставляет ему никаких морок. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упрямо работал и проявлял незаурядные возможности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и посылает в Петербург две свои картины. «А конкретно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть государя агента Фанденбурха». Два года спустя Матвеев вновь посылает свои работы в Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтоб подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. 6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его преподавателем стал неведомый в наше время живописец Спервер. Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву неплохую профессиональную подготовку. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегоричная, две мифологических и портрет. Выражая свои сострадания по поводу погибели Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске. И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягенькими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» просто и свободно написаны на холсте. Все академические работы подтверждают, что Матвеев завладел различными красочными манерами, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности неоднозначных произведений. В Россию Матвеев возвратился в 1727 г. опытным мастером евро уровня, уверенным в собственных силах, и сходу смог занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. не много располагала к творчеству. Царствующие особы, нередко сменявшиеся на престоле, не интересовались русским искусством, а тем паче судьбой юного художника. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все профессиональное российское. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Так, место начальника Петербургской Канцелярии от строений занял прошлый парикмахер А. Кармедон. Конкретно под управлением такового «таланта» пришлось работать Матвееву. Выручала только нехватка «живописных мастеров», и он был завален бессчетными художественными работами. Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей! Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений... С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), а тем паче после того, как он стал ее управляющим (1731г.), бывалые живописцы, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой.Он смог навести талант каждого и выстроить систему обучения так, что она легла позже в базу преподавания, в Петербургской академии художеств. Матвеев зарастал учениками, которые стремились под его начало, потому что он был восхитительным преподавателем и внимательным, рачительным и мягеньким человеком. Многому можно было у него поучиться, ведь живописец был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, непременно, талантливейший монументалист-декоратор. Он трудился в тесноватом контакте со спецами различных профессий, но в особенности нередко — с выдающимися конструкторами Трезини и Земцовым. Конкретно с ними живописец начал свою творческую деятельность в Летнем саду (доме), исполняя «сухопутные и морские баталии» (1727-1730 гг.) для Залы славных торжеств. Спустя год Матвеев приступил к красочным работам в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.). В первый раз своды и стенки его были украшены не фресками, а большими станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., вида «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Сразу Матвеев управляет всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г.) по случаю заезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и наброски для картин, выполненных учениками), конструктор Трезини срочно востребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, так он был незаменим. Так, не закончив одно дело, живописец приступает к другому. Загруженный бессчетными отчетами и счетами, он то заботится о выплате жалованья своим подчиненным, то распределяет художественные материалы и даже дрова, а еще ведет бессчетные экспертные и оценочные работы. С середины 30-х гг. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала 12-ти коллегий (сейчас Петровский зал Петербургского института). Тут он был создателем всех эскизов и отчасти исполнителем огромных панно для oгромного навесного плафона. Его аллегоричные картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка повсевременно «освежались» до таковой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». Исключительно в 1966 г. реставраторы отчасти смогли вернуть достояние матвеевских красок и лаков. Вместе с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Королевском Селе, в Новеньком Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи королевской конюшни, декорировать императорские галереи либо, того лучше, обновлять росписи в королевской голубятне. Большие творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабенькое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было так нужно, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в,«казенных мастерских либо на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних критериях. Так, большая часть икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) живописец писал дома, где после его погибели еще остались 10-ки неоконченных образов. В тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть духовная теплота, сдержанность и действительность изображения. В особенности это типично для портретов, для которых Матвеев еще смог изыскать время в 1-ые годы после возвращения в Россию. Парные портреты супругов Голицыных (1728 г.) отличны даже по нраву письма и вроде бы подчеркивают разницу их темпераментов. Мягкое, благожелательное отношение к людям, бывшее одним из наилучших человечьих свойств Матвеева, проступает и в портрете итальянского доктора И. А. Ацаретти, написанном меж 1728-732 гг. На зрителя глядят внимательные глаза умного и хорошего человека. Легкая красочная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ доктора. Всю силу красочного дарования, задушевность, открытость, чистоту эмоций Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Он был написан в год свадьбы (1729 г.) художника на юной Ире Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. «Смело и открыто, в первый раз в российской живописи, прославлял он даму. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и почтения. Свободно и отрадно заявлял он о собственных эмоциях к возлюбленной. Взволнованно и вкупе с тем максимально деликатно говорил о том глубочайшем заветном, о чем никогда не решалось рассказать средневековое, старомосковское искусство. Сколько потаенного любования и нежности чувствуется в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким наслаждением он отмечает певучую линию ее шейки, гибкие музыкальные руки, чуток примечательную ухмылку на губках, немного приглушенный сияние глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг дружке — земная людская удовлетворенность, — так проникновенно гласит о картине искусствовед В.Г.Андреева.

Работы художника

Более популярная работа Матвеева — «Автопортрет с супругой» (существует другая атрибутировка произведения как портрет Антона Ульриха Брауншвейгского и Анны Леопольдовны), сделанный в 1729 году.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный