Моргунов Алексей Алексеевич



При рождении был назван (первое имя): Алексей Алексеевич Моргунов
Когда родился: 9 21 октября

Где родился: Москва

Когда умер: 15 февраля

Где умер: Москва

Гражданство: Российская империя

Где учился: Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище

В каком стиле писал: неопримитивизм

Подпись: Автограф Алексея Моргунова.jpg




Биография

Отец Алексея Моргунова, живописец Алексей Саврасов, в 1890-е годы — в период приобретенной спиртной интоксикации

Алексей Моргунов — внебрачный отпрыск известного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова — родился 9 (21) октября 1884 года в Москве.

Обучался в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (1899—1902, 1909) и в личных студиях Константина Коровина и Сергея Иванова. В 1904 году, в двадцатилетнем возрасте, был принят в Столичное приятельство живописцев и начал участвовать в выставках (вышел из этого объединения в 1910 году). Посещал умственный салон Константина Крахта. В 1909—1910 годах Моргунов путешествовал по Германии, Франции и Италии, где изучал современную западноевропейскую живопись. Огромное воздействие на него оказали импрессионисты, Пьер Пюви де Шаванн, Эдуард Мане, Гюстав Курбе, Поль Сезанн. Сначала 1910-х годов живописец держал мастерскую на Остоженке в Москве (Остоженка, 57), получившую известность под заглавием «Моргуновка»; она была местом встречи левых живописцев и типичным клубом и «свободной академией» для рисования натуры.

Алексей Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Миши Ларионова. 1913

Возвратившись в 1910 году из путешествия по Европе, в каком он опустился в европейский протоавангард, Алексей Моргунов естественным образом примкнул к самой конструктивной группе российских живописцев во главе c Мишей Ларионовым. Группа получила заглавие по первой, проведённой в конце 1910-го — начале 1911 года, выставке — «Бубновый валет». Моргунов не был главным участником этого объединения, но не был и аутсайдером посреди 37 участников первой выставки. Конкретно Моргунов выполнил выставочную афишу 1-го из самых знаковых событий мирового авангарда. Аристарх Лентулов спустя 20 с излишним лет вспоминал об этом:

Моргунов сделал посреди холста по циркулю круг, который в центре немного сдвинул, и в каждой из половин нарисовал бубнового валета, 1-го ввысь головой, другого вниз, как это есть на картах. Поле было покрыто оранжевым цветом, и чёрными знаками написано: «выставка картин Б. В.» («Бубнового валета»). Идущему по улице и читающему эту вывеску полностью могло показаться, что тут не только лишь картины, да и чего-нибудть вроде игорного дома.

Алексей Моргунов. Под розовой тенью. 1911

Воздействие «Бубнового валета» на преждевременное авангардное творчество Алексея Моргунова было определяющим: в собственных работах сих пор он соединял фовизм и неопримитивизм в редакции Миши Ларионова. Позднее, как и многие ведущие российские авангардисты, Моргунов прошёл через увлечение кубофутуризмом. В выставках и диспутах «Бубнового валета» Алексей Моргунов участвовал прямо до 1914 года, практически уже отойдя от художественной идеологии и «Бубнового валета», и нового детища Миши Ларионова — «Ослиного хвоста», в единственной выставке которого в 1912 году он также участвовал.

В 1914—1915 годах Алексей Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича, вкупе с Моргуновым и Иваном Клюном основавшего феврализм. Начало феврализму было положено на общественном диспуте «Бубнового валета» 19 февраля 1914 года по старенькому стилю в зале Политехнического музея. Малевич, заявивший на диспуте о низвержении разума, и провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на лацканах пиджаков древесными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был обязан закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом заморил, дурачина…»

Алексей Моргунов. Чайная № 5 Алексей Моргунов. Композиция с буковкой Ю. Середина 1910-х

Фото прогуливающихся 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому Мосту Малевича и Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фото троицы февралистов-«лошкарей» с Клюном, изготовленная в тот же денек, чуток ранее, в художественном ателье на Арбате.

Кроме эпатажа и алогизма в февралистских полотнах Алексея Моргунова, по наблюдению Александры Шатских, «присутствуют те же плоскости правильных очертаний, что своим неразговорчивым взиранием так беспокоили грядущего супрематиста» Малевича. Но в супрематизм Моргунов не попал. Шатских так пишет об этом:

Принужденная цезура в творческих отношениях, о которой Малевичу пришлось сказать Матюшину 28 сентября 1915 года («Моргунов сдал совершенно и пришёл в ужасное состояние») была вызвана не «интриганством» супрематиста, которое понапрасну пробуют обвинять ему, а потомственным болезнью потомка Саврасова. Страшные запои омрачали жизнь и отца, и отпрыска.

На два года Моргунов практически вполне выпал из художественной жизни, отчасти возвратившись в неё исключительно в раннесоветское время. После Октябрьского переворота с 1918 года был членом коллегии ИЗО Наркомпроса; в 1920—1921 годах работал в закупочной и тарифной комиссиях Наркомпроса. В 1918—1920 годах был доктором живописи в Первых Свободных муниципальных художественных мастерских. Был членом Пролеткульта, заходил в группу «Беспристрастный анализ» в ИНХУКе. В 1920-е годы живописец обратился к неоклассицизму, а в последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма. Моргунов заходил также в Общество столичных живописцев (ОМХ); несколько его картин («Днепрострой», «РионГЭС», «Туапсе. Нефтепровод», «Туапсе. Рабочий посёлок») в 1930-е годы были репродуцированы издательством ОМХ на открытках.

Алексей Моргунов погиб в пятидесятилетнем возрасте в Москве 15 февраля 1935 года — в один год с Казимиром Малевичем.

Семья и схожие связи Отец — Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897), русский живописец. Мама — Екатерина Матвеевна Моргунова (около 1856 — около 1920). Сестра — Надежда Алексеевна Моргунова. Внучатый племянник (правнук отца по первому и единственному браку) — Олег Борисович Павлов (р. 1921), русский и русский живописец. Заслуженный деятель искусств Русской Федерации.

Роль в групповых выставках

Прижизненные выставки 1904 — 24-я Повторяющаяся выставка, Москва, Исторический музей (с картиной «Лес») 1908 — 27-я Повторяющаяся выставка, Москва, Столичное общество любителей художеств (с картиной без наименования) 1910 — 7-я выставка Нового общества живописцев, Санкт-Петербург, Пассаж (с картинами «Вечер», «Цветы», «Осень») 1910—1911 — «Бубновый валет», Москва, декабрь 1910 — январь 1911 (с картинами Nature morte, Paris, Luxembourg, Aprè smidi, «За столиком», «Пейзаж», «Сосны») 1911 — 2-я выставка картин общества живописцев «Альянс молодёжи», Санкт-Петербург 1912 — Выставка картин группы живописцев «Ослиный хвост», Москва, Столичное училище живописи, ваяния и зодчества (с картинами «Чаепитие», «Зима», Nature morte, «Цветы», «Мясники», «Пейзаж», «Пейзаж», «Окно», «Пейзаж», «Зимний пейзаж», «В ресторане», «Пейзаж», «Мясная лавка», «В чайной», «За столом», «Пляска», «Перед грозой», «Пейзаж», «В чайной») 1912 — Выставка картин «Мир искусства» 1913 — Выставка картин общества живописцев «Бубновый валет» (с 10 картинами) 1913—1914 — Выставка картин общества живописцев «Альянс молодёжи», Санкт-Петербург, 10 ноября 1913 — 10 января 1914 1914 — Выставка картин общества живописцев «Бубновый валет» (с картинами «Пейзаж», «Голова старика», «Цветы», «Цитрист», «Франт» , «Автопортрет», «Чернильница», «Графин с вином») 1915 — 1-я футуристическая выставка картин «Трамвай В», Петроград, Малый зал Правительского общества поощрения художеств (с картинами «Цветы», «Голова старика», «Музыкальный инструмент», «Автопортрет», «Франт», «Алкоголь», «Пейзаж», «Скачки», «Гимназист», «Завтрак», «Портрет дамы», «Авиатор», «Куритель опиума», «Матрос», «Почтальон», «Всадник») 1916 — «Магазин», Москва 1917 — «Московский салон», Москва 1919 — 5-я муниципальная выставка картин, Москва 1922 — Берлин 1925 — 3-я художественная выставка картин калужских и столичных живописцев 1929 — 2-я выставка картин и статуи Общества столичных живописцев, Москва, Парк культуры и отдыха (с картинами «Зрители» , «Сидящая женщина», «Идущий мальчик», Nature morte, «Пейзаж») 1929 — «Дети в искусстве», Москва (с картиной «В монгольской школе») 1929 — Exhibition of contemporary art of Soviet Russia, New-york, Grand Central Palace (с картиной Boat Landing) 1931 — 6-я выставка «Крым и Кавказ — здравницы С. С. С. Р.», Москва (с картинами «Кавказ», «Туапсе», «Хоста», «Шоссе Сочи — Сухум») 1931 — 3-я передвижная выставка, Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Суровый, Новороссийск, Совхоз «Гигант», Минск, Смоленск (с картиной «Нефтепровод в Туапсе») 1932 — Юбилейная выставка «Живописцы РСФСР за 15 лет», Ленинград, Муниципальный Российский музей (с картинами «Днепрострой», «Шоссе Сочи — Сухум», «Хоста. Чёрное море») 1933 — Передвижная художественная выставка (с картиной «Туапсе. Нефтепровод») Посмертные выставки 2004—2005 — Российский авангард из собрания Русского муниципального архива литературы и искусства («АРХИВажный авангард»), Москва, Муниципальная Третьяковская галерея (8 июня — 15 августа 2004); Санкт-Петербург, Муниципальный Российский музей (11 августа — 12 сентября 2005) 2005 — «Бубновый валет», Москва, Муниципальная Третьяковская галерея, 1 февраля — 15 мая

Местопребывание произведений

Муниципальная Третьяковская галерея («Портрет») Муниципальный музей современного искусства (Салоники) («Стоящая фигура (авиатор)», «Лаборатория авиатора», «Натюрморт с гребнем», «Натюрморт с колесом») Центр Харджиева—Чаги Чикагский институт искусств («Портрет Натальи Гончаровой и Миши Ларионова») Муниципальный Российский музей («Композиция с буковкой Ю») Ярославский художественный музей («Мясная лавка») Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки («Под розовой тенью») Калужский музей изобразительных искусств («Чайная № 5») Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко («Композиция № 1») Таганрогский художественный музей («Демонстрация») Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре («Река Томь», «Профиль плотины», «Лунная ночь», «Сосны», «Дорога в Хосту», «Туапсе», «Декоративный мотив», «Здравница Кисловодск», «Кисловодск», «Зима. Дворик», «Усадьба с башнями», «Цветы», «Пейзаж», «Днепрострой»)

Сочинения

Ган Ал., Моргунов А., Малевич К. Задачки искусства и роль душителей искусства // Анархия. — 23 марта 1918 года. — № 25. Моргунов А. К чёрту! // Анархия. — 29 марта 1918 года. — № 30. Моргунов А. Заколдованный круг // Анархия. — 4 апреля 1918 года. — № 35. Моргунов А. А. // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. — М., 1997. — Т. I.

Комменты

↑ По другим сведениям, Саврасов с начала 1880-х годов был женат на мамы Алексея Моргунова Е. М. Моргуновой вторым браком (см.: Сарабьянов А. Д. Моргунов Алексей Алексеевич // Энциклопедия российского авангарда. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Л—Я. — С. 138. — ISBN 978-5-902801-11-5.). ↑ Отсюда — феврализм.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный