Янь Либэнь




Биография

Янь Либэнь родился в аристократической семье, которая осела в районе Гуаньчжун (это в округах Сианя) за несколько поколений до его возникновения на свет. Его отец Янь Би был человеком обладавшим многими талантами, и за свою жизнь успел послужить двум династиям — Северной Чжоу (557—578) и Суй (581—618) в качестве профессионала по архитектуре и изобразительному искусству, также инженера по строительству. В исторических анналах сохранились сообщения, что северочжоуский правитель У-ди (543—578) фанат живописи Янь Би, выдал за него принцессу, а когда на замену Северной Чжоу пришла династия Суй, Янь Би сделал «замысловатые и прекрасные вещи», чтоб доставить наслаждение императору Ян-ди (605—617). Янь Би также занимался организацией императорских праздничных процессий, изобретением орудия и надзором за строительством участка Величавой китайской стенки.

Оба отпрыска Янь Би — Янь Лидэ (мозг. 656 г.) и Янь Либэнь (разум.673 г.) учились искусству у собственного отца. Братья сделали карьеру, когда в Китае установилась династия Тан (618—907), и служили при дворе правителя Тайцзуна (627—649). Они воспринимали прямое роль в строительстве танского правительского мавзолея, и причастны к созданию 6 именитых каменных рельефов с изображением жеребцов на фронтоне гробницы Тайцзуна. Согласно историческим показаниям, рельефы были сделаны по рисункам Янь Либэня в согласовании с указом Тайцзуна в 637 году (четыре из их сейчас хранятся в Музее Сианя, а два в Филадельфии). Эти скульптурные изображения возлюбленных жеребцов правителя представляют собой наилучшее из дошедших до наших дней каменных рельефов ранешнего периода Тан. Понятно, что братья также вместе писали некие картины.

Чжу Цзинсюань докладывает, что при императоре Тайцзуне Янь Либэнь был назначен на должность заместителя начальника ведомства наказаний. Но главными его занятиями, судя по всему, были разные художественные проекты и живопись. Конкретно перед восхождением на трон в 626 году будущий правитель Тайцзун заказал ему портреты 18-ти именитых учёных. Эта работа (настенная роспись) в те времена обширно прославлялась, а надпись, сопровождавшая портреты, сочинённая одним учёным, свидетельствовала о желании Тайцзуна средством этого проекта достигнуть публичного одобрения собственной власти, ради которой Тайцзуну пришлось уничтожить собственных братьев и вынудить отца покинуть трон.

Янь Либэнь. 20 четыре достойных похвалы бюрократа во дворце Линъян. Копия рельефа, изготовленная натиранием в 1090 г.; деталь. Центральная академия роскошных искусств, Пекин.

В 643 году Либэнь получил императорское поручение написать ещё одну серию портретов, известную как «Двадцать четыре достойных похвалы бюрократа во дворце Линъян». К этому произведению правитель Тайцзун своими руками приписал панегирик, свидетельствующий о значимости этой стеновой росписи для празднования юбилея основания империи Тан. Так же как и портреты учёных, это произведение, до того как погибло, просуществовало достаточно длительно. Сохранился набросок (эстампаж), изготовленный в 1090 году натиранием с рельефа, на котором была выгравирована одна из копий этой росписи. Эта копия могла сохранить некие стилистические особенности уникальной работы. На ней можно созидать изображённых плавной линией четырёх чиновников, любой из которых держит церемониальную табличку (ху), как будто бы присутствуя при дворцовой аудиенции. Они стоят в практически схожих позах, все же, можно найти некую разницу в пропорциях и чертах лиц. Всё смотрится так, как будто живописец взял на себя двойную задачку изобразить этих людей сразу и как физические личности и как знаки преданности. Две настенные росписи с групповыми портретами были самыми прославленными работами Янь Либэня.

В связи со службой художника при дворе правителя Тайцзуна Чжу Цзинсюань ведает печальный исторический смешной рассказ о том, как в один прекрасный момент правитель в компании с придворными совершал прогулку у озера Сюаньу, следил, как играют на воде утки, и отдал приказ слугам позвать Либэня нарисовать их. Слуги правителя были настолько неучтивы, что просто кликнули: «Позовите государя художника!» «Либэнь так устыдился, что оставил живопись и завещал потомкам не заниматься искусством» — пишет Чжу Цзинсюань. Живопись Либэнь навряд ли оставил, но посреди его потомков живописцы вправду неопознаны.

В 650 году трон перешёл к отпрыску Тайцзуна императору Гаоцзуну (650—683). Янь Либэнь служил при нём основным архитектором, потом, после погибели собственного брата Лидэ, занял его должность министра публичных работ. Около 669 года он получил пост премьер-министра, а Гаоцзун за верную службу двум императорам пожаловал Либэню титул «барон Болин». В 670 году Янь Либэнь стал главой правительского законодательного управления, а в 673 году скончался.

Свитки

Искусство Янь Либэня укладывалось в понятие «жанровая живопись» (жэньу) и тематически было очень различным. В трактате историка искусства Го Жо-сюя (XI в.) приводятся наименования неких картин Янь Либэня: «Юань-да даёт советы», «Чжаоцзюнь выходит замуж за варвара», «Пьяный даос», «Лао-цзы отчаливает на запад». Известны его картины на буддийские темы; в древности он имел славу мастера даосских и буддийских изображений. Либэнь также был красивым портретистом. Написанный им портрет правителя Тайцзуна имел таковой фуррор, что одна из его копий была помещена на стенке храма Сюаньдугуань.

О нраве мастера, и его отношении к живописи Го Жо-сюй приводит таковой исторический смешной рассказ. «Однажды Янь Либэнь прибыл в Цзинчжоу, увидел античные произведения Чжан Сэнъяо и произнес: „Прославился на пустом месте“. На другой денек снова пришёл, поглядел и произнес: „Похоже на сегодняшнюю неплохую руку“. На последующий денек пришёл и произнес: „Прославленный не может быть пустым супругом“. Сидя и лёжа рассматривал картину, ночевал под ней больше 10 дней и не мог уйти». Полностью может быть, что традиция донесла реальные действия в виде гротеска, все же, смешной рассказ наверное отражает как нрав Либэня, так и то, как он учился мастерству на работах предшественников.

Посреди дошедших до наших дней произведений Янь Либэня сначала упоминают два свитка — «Императорский паланкин» (Гугун, Пекин), и «Властелины различных эпох» (Бостон, Музей роскошных искусств). Не считая этих произведений в Государственном музее Тайбэя хранятся два свитка «Иностранные посланники приносящие дань» и "Сяо И пробует выманить «Свиток Павильона Орхидей», которые также приписывают кисти Янь Либэня. Но все эти работы представляют собой поздние копии с оригиналов, сделанные, по всей вероятности, в сунскую эру (960—1279). Не считая перечисленного существует еще несколько свитков, которые с разной степенью убежденности приравнивают к поздним копиям с произведений Янь Либэня.

Сяо И пробует выманить «Свиток Павильона Орхидей».

Янь Либэнь. Сяо И пробует выманить «Свиток Павильона Орхидей». Сунская копия. Гугун, Тайбэй.

Маленькой свиток размером 27,4 х 64,7 см посвящен сюжету из истории династии Тан. Танский правитель Тайцзун (627—649) любил каллиграфию старого учёного Ван Сичжи (303—361), и узнав, что некоторый монах по имени Бяньцай в своём храме хранит известный свиток с его каллиграфией, сделанный в Павильоне Орхидей (место встреч интеллектуалов, живших в IV веке), правитель послал собственного бюрократа Сяо И для того, чтоб хоть каким оковём выманить этот свиток. В конце концов Сяо И вошёл в доверие к монаху и привёз неоценимый свиток императору. Сюжет этой истории потом не один раз употреблялся в китайских пьесах и новеллах. Справа на свитке изображён переодетый в учёного Сяо И, напротив него посиживает скрестив ноги монах Бяньцай. Слуги готовят для их чай. Вокруг фигур, как обычно, нет никакого физического окружения. Авторство Янь Либэня в отношении этого произведения стоит под огромным вопросом. Вобщем, как и его авторство в отношении всех приписываемых ему сейчас свитков.

Зарубежные посланники приносящие дань

Янь Либэнь и Янь Лидэ. Зарубежные посланники приносящие дань. Сунская копия. Гугун, Тайбэй.

На свитке размером 61,5х191,5 см изображено реальное событие, произошедшее в 631 году, когда в столицу Танской империи город Чанъань прибыли 27 данников с дарами из различных государств. Либэнь довольно умело показал их необыкновенные для китайцев типажи лиц и внешний облик. Один высокопоставленный посланник едет верхом на лошадки, а слуги держат над ним зонтик и опахала. Другие идут пешком, и тащат в дань китайскому императору, кто что может. Посреди их есть те, кто просто привёл козу, но видны и данники с более ценными вещами, к примеру, трое несут слоновые бивни (изделия из слоновой кости обладали постоянной ценностью), а некие тащат диковинные камешки (понятно, что в Китае необыкновенные либо особо прекрасные камешки были предметом восхищения). Завершают процессию двое данников, несущие клеточку с попугаем. Об этом произведении сохранились упоминания в древних источниках, из которых понятно, что картину на данную тему Либэнь писал вместе со своим братом Лидэ.

Императорский паланкин

Янь Либэнь. Императорский паланкин. Сунская копия. Гугун, Пекин.

На свитке размером 38,5х129,6 см изображена сцена приёма царем Тайцзуном тибетского министра Лудунзана — реальное историческое событие. В колофоне сообщается, что встреча произошла в 641 году, когда тибетский засол прибыл в Чанъань для того, чтоб предложить китайской принцессе Вэньчэн стать женой тибетского короля. Тайцзун, сидя в паланкине, приветствует посла, в то время как тот в сопровождении 2-ух китайских чиновников (в белоснежной и красноватой одежке) застыл перед царем в преданной, но исполненной плюсы позе. Полностью может быть, что Янь Либэнь сам находился при этой встрече. Сцена лишена какого-нибудь физического окружения, всё внимание сосредоточено на 2-ух фигурах, одна из которых олицетворяет правительство Китай, а другая правительство Тибет; они делят картину на две части. При том, что главный смысл произведения заключается в передаче исторической встречи 2-ух народов (об этом не устают повторять и современные исследователи), оно подчёркивает политическое приемущество правителя Тайцзуна.

Владыки различных эпох

Янь Либэнь. Владыки различных эпох. Сунская копия. Бостон, Музей роскошных искусств.

Это самый узнаваемый свиток из всех, которые приписывают Янь Либэню. Он имеет впечатляющие размеры 51,3 х 531 см, и на нём изображены тринадцать китайских правителей от династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) до династии Суй (581—618). Физическое состояние свитка со временем очень усугубилось, и учёные до сего времени спорят о его авторстве (некие исследователи считают его сунской копией с работы другого раннетанского художника — Лан Юлина). Но независимо от того, кто его сделал, свиток обладает всеми соответствующими особенностями раннетанских произведений, выполненных для назидательно-политических целей. Главной его особенностью является серьезный консерватизм, как в содержании, так и в изобразительном стиле. Он продолжает известную, по последней мере, с ханьских времён дидактическую традицию, в рамках которой исторические персонажи служат в качестве политических и нравственных примеров. К примеру, последний правитель династии Чэнь — Чэнь Шубао (583—589) и правитель У (543—578) из Северной Чжоу, изображены обращёнными лицом друг к другу так, как будто они участвуют в посмертной беседе. Правившие приблизительно в одно и то же время, один на севере, другой на юге, эти два правителя олицетворяют собой две разновидности пороков, которые могут быть присущи политику. Правитель Чэнь, утончённый и слабовольный, погрязший в чувственных наслаждениях привёл к падению свою династию; правитель Северной Чжоу, ожесточенный и несправедливый, преследовал даосов и буддистов, погиб юным, а его правительство скоро пропало. Совсем разумеется, что эти портреты служили проводниками политических мыслях. Набор персонажей в свитке коротко обрисовывает историю взлётов и падений предшествовавших китайских династий, и вероятнее всего употреблялся танским царем в качестве зеркала, отражающего его моральное и политическое право на управление.

Из исторических источников понятно, что свиток был единым до 1188 года, потом часть его была утрачена. Это стало понятно благодаря «хронологическому провалу» разделяющему 1-ые 6 правителей и поболее поздние семь. Более того, эти две группы портретов, написаны на 2-ух кусочках шёлка в разном стиле, и возможно, разной рукою.

Детали свитка

Чэнь Шубао и правитель У

Вэйский правитель Вэнь

Правитель Фэй династии Чэнь

Правитель Хоучжу (Чэнь Шубао) династии Чэнь

Правитель Вэнь династии Чэнь

Правитель Сюань династии Чэнь

Правитель У династии Цзинь

Правитель Да из Западного У

Правитель Вэнь династии Суй

Правитель Ян династии Суй

Правитель У, Северная Чжоу

Правитель Чжаоле из Шу

На Викискладе есть медиафайлы по теме Янь Либэнь

Перечень произведений, которые приписываются Янь Либэню

(По книжке James Cahill. An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan. University of California Press. 1980).

1.Императорский паланкин. Свиток. Имеется колофон, в каком сообщается о дате сотворения — 641 г. Возможно, сунская копия. Пекин, Гугун. 2.Приношение даров (западные варвары приносят дань). Свиток. Копия минского периода. Гугун, Тайбэй. 3.Сяо И пробует выманить «Свиток Павильона Орхидей». (Гугун, Тайбэй). Свиток. Может быть, копия периода 5 династий. 4.Зарубежные посланники приносят дань. (Гугун, Тайбэй). На свитке изображены 24 фигуры. Сунская либо более поздняя копия. 5.Восемнадцать учёных. Свиток. Датирован 662 годом. Минская копия более ранешней работы.(Гугун, Тайбэй). 6.Пятеро учёных в буковой роще. (Гугун, Тайбэй). Поздняя копия. 7.Портрет Вималакирти. Приписывается Либэню. Демонстрировался на выставке в Нанкине. 8.Портреты мудрецов. Свиток. Поздняя копия, или имитация. Собрание Фудзи Юринкан, Киото. 9.Тринадцать царей. Свиток. Сунская копия. Бостон, Музей роскошных искусств. 10.Учёные Северной Ци переписывают традиционные тексты. Раннесунская копия. Бостон, Музей роскошных искусств. Приписывалась ранее Янь Либэню, но большая часть нынешних критиков считают это неправильным. 11.Деяния Лю Цзуня. Свиток. Возможно, очень близкая копия Минского периода. Датирован 1613 г. Галерея Фрир, Вашингтон. 12.Опьяненные поэты. Галерея Фрир, Вашингтон. Приписывается как Либэню, так и его брату Лидэ. Существует много копий с этим сюжетом. 13.Царь-дракон выказывающий уважение Будде. Приписывается Либэню. Может быть работа Чэнь Хуншоу в поздний период эры Мин. Галерея Фрир, Вашингтон. 14.Сяо И пробует выманить «Свиток Павильона Орхидей». (Ляонин, Провинциальный музей). Возможно, сунская копия.

Библиография

Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что лицезрел и слышал» — М.: «Наука», 1978. Чжу Цзинсюань «Записи о прославленных художниках династии Тан» // Народы Азии и Африки, № 6. М. 1989 Tomita Kojiro. «Portraits of the Emperors: A Chinese Scroll-Painting Attributed to Yen Li-pen»/ «Bulletin of the Museum of Fine Arts», Boston, 59 (February 1932). Various authors. «Three Thousand Years of Chinese Painting» — Yale University Press, 1997 Zhan Anzhi «History of Chinese Painting» — Foreign Languages Press, Beijing, 2006.

Чэнь Шубао и император У

Вэйский император Вэнь

Император Фэй династии Чэнь

Император Хоучжу (Чэнь Шубао) династии Чэнь

Император Вэнь династии Чэнь

Император Сюань династии Чэнь

Император У династии Цзинь

Император Да из Западного У

Император Вэнь династии Суй

Император Ян династии Суй

Император У, Северная Чжоу

Император Чжаоле из Шу

Другие материалы в этой категории: « Ай Вэйвэй

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный