Содержание
1 История сотворения картины 2 Написание картины по «Толстовскому движению» 3 Восприятие публики 4 Сюжет 5 ИсточникиИстория сотворения картины
В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая популярная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности(злословя, называли картину-«Всюду тенденция»). Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой».
Написание картины по «Толстовскому движению»
О воздействии на художника толстовского учения заговорили лет через 20 после того, как картина была написана; самого художника уже не было в живых. В главе о Ярошенко, написанной для книжки «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М.,1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением мыслях Л. Н. Толстого, очень увлекался идеей о том, что любовь есть база жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Он даже намеревался дать картине заглавие „Где любовь, там и бог“».
Восприятие публики
В книжке «Памятные встречи» А. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) ведает, как приняли картину «Всюду жизнь» 1-ые зрители: "1-ая встреча была пышноватая, людная, полная жарких слов и восхищений. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и дама…и этот человек, отмеченный позором… -«Всюду жизнь»-ведь это знак… -Заметьте: дама в собственной нестерпимой скорби находит величавое чувство любви к божьей пташке…"где любовь там и бог"… -Ну, запахло «толстовщиной»! В массе сдержанный смешок. -Гораздо поглубже нужно подойти, психологичнее…Тут выражение социальной психологии осознаете.." Сущность воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная собственного художника, встречает издевкой предположение, как будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко нужно находить «социальную психологию», к ним исходя из убеждений «ярошенковской публики» «глубже нужно подойти». Рассказ Толстой написал за 3 года до возникновения картины Ярошенко. Он желал проиллюстрировать стих Евангелия о том, что делающий добро людям делает добро богу. Нет оснований созидать в картине иллюстрацию к рассказу или-еще невероятнее- к учению. Тенденциозность картин Ярошенко-следствие его уверенности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. В споре с Чертковым, напористым проповедником толстовского учения,Ярошенко опровергает рациональную иллюстративную направленность искусства, перевоплощение его в средство проповеди определенных мыслях. «Художник, помогающий Вам созидать и осознавать красоту, увеличивающий таким макаром количество радостей жизни и поводов её обожать, а как следует, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачку искусства либо нет?-спрашивает Ярошенко. И отвечает:-Ограничивая задачку искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите негативно и будете не правы, так как задачки и содержание произведений искусства могут и должны быть так же многообразны, как сама жизнь..». Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но полностью соответствует его художественной практике.
Сюжет
Тема соц противоречий. Арестантский вагон. Зарешеченное окно. Через него подкармливают свободных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет 5, крестьянин (с окладистой бородой и усами), интеллигент (с конусновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висящими усами). Пред нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. Несправедливо угнетаемый верхами бедный люд. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть правонарушителями. Быстрее преступен трибунал и строй, их осудившие. А нравственная краса - за ними. И поэтому не нужна другая краса: цвета, света, линий. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Снутри вагона темень. Древесная платформа сероватая. Небо блеклое. Голуби тоже не поблескивают. Некие критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, напротив, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но в том и фортуна картины, что Ярошенко отыскал «золотое сечение»: лица актуальны, простонародны, красивы; краса лиц не в их чертах, а в эмоциях, на их проявившихся. Идя от наброска к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Не умильная ухмылка, вдруг озарившая лицо злодея, тревожила воображение художника, а добрые, простые лица обычных хороших людей, волею судьбы оказавшихся на той стороне решётки. Жители арестантского вагона ничем не считая одежки и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто глядит на их, стоя перед холстом. Удовлетворенность, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, - не исключительное, а обыденное их духовное движение. Ярошенко ничем не оговорился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не сделали никаких злодеяний, что в юридическом смысле невиновны; но зритель ощущает невиновность этих людей. То, что другим показалось идеализацией образов, было уточнением плана. Знаки Ярошенко - не дешёвые аллегории, не бутафория, выдуманная ради ловкого выражения некоторой простой мысли, они - обобщенная действительность, действительность, поднятая до знака. Знаки поднимали картину над уровнем жанровой сцены, но уничтожали воспоминания, что картина изображает сцену из реальной жизни. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, боец, рабочий, дама с ребёнком, и глубине вагона, у обратного окна, спиной к зрителям, - политический (живописец написал его в позе собственного же «Заключённого», и тем дал подсказку зрителям - кто это). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: "Вне этого вагона нет никого, ни души, "все" там, за решёткой. Вся жизнь наша - кутузка". За решёткой обыкновенные, сильные люди с хорошими лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им.
Источники
Муниципальная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: Скан. Рус, 2007. — С. 190. — ISBN 978-5-93221-120-5. Наследство Н. А., Ярошенко «В движении эпох». Порудоминский В. И., «Ярошенко». Картины Художника Ярошенко «Студент», «Террористка», «Владимир Соловьев», «Цыганка», «Курсистка», «Шат-гора (Эльбрус)», «Кочегар», «Заключенный», «Портрет ученого А. Я. Герда»О спектакле Егора Дружинина см. Везде жизнь (спектакль).