Энгельс Васильевич Козлов родился 24 марта 1926 года в древнем коми селе Троицко-Печорск в Коми АССР. В 1947—1949 годах обучался в Ярославском художественном училище, в 1949—1950 годах — в Ленинградском художественно-педагогическом училище.
В 1950 году Энгельс Козлов поступил на 1-ый курс красочного факультета Ленинградского института живописи, статуи и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Виталия Вальцева, Ивана Степашкина. В 1956 закончил институт по мастерской Юрия Непринцева с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Будет жить!».
Участвовал в выставках с 1956 года. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи, натюрморты. В 1957 году был принят в члены ленинградского Союза живописцев.
Ведущая тема творчества Энгельса Козлова — образ современника — отыскала воплощение в жанре направленной на определенную тематику картины, портрета и портрета-картины, отражая тяготение художника к сюжетам огромного публичного и штатского звучания. Посреди сделанных Козловым произведений картины «Судоремонтники», «Колхозница» (обе 1960), «Скоро экзамены» (1961), «Девочка-коми» (1962), «Родная земля», «Портрет электрослесаря Б. Беленкова», «Портрет проходчика С. Беляка», «Портрет Н. Калистратова, машиниста угольного комбайна» (все 1964), «Машенька» (1965), «Хлеб», «В шахтеры» (обе 1967), «Портрет архитектора» (1969), «Портрет адмирала Н. М. Кулакова, Героя Русского Союза», «Портрет В. Курбатова, бригадира-станочника» (обе 1971), «Портрет филолога В. Малышева», «Портрет народного художника Ю. Непринцева» (обе 1972), «Портрет жены» (1973), «Портрет рабочего Кировского завода К. Говорушина» (1976), «Портрет студентки И. Шепелиной», «Портрет композитора П. Чистелёва» (обе 1977), «Призыв» (1980) и другие.
Голубая селёдка. 1965Манеру художника отличает обширное обобщённое письмо, укрупнённость деталей. Живопись строится на громких светотеневых контрастах. Спектр насыщенный, с доминированием любимых сочетаний сине-зелёных и жёлто-коричневых тонов.
Существенное место в творчестве Энгельса Козлова заняла тема промышленного освоения Севера. Обеспеченный этюдный материал, привозимый из бессчетных поездок к нефтяникам Ухты (1961—1963), шахтерам Инты (1961—1963, 1964, 1966, 1987—1989), на Печору (1965, 1968, 1969), к нефтеразведчикам Усинска (1971, 1973) стал основой произведений, которые принесли художнику известность. Это, сначала, картины «В шахтёры» (1967), «Чёрное золото» (1969), «На Печоре», «Буровики на Колве» (обе 1971), «Вахта начинается», «Нефтяники Печоры» (обе 1975).
Энгельс Козлов был делегатом II, III, IV, V съездов живописцев РСФСР (1968, 1971, 1975, 1981), V и VI съездов живописцев СССР (1977, 1982), не один раз избирался членом Правления ленинградского отделения Союза живописцев РСФСР.
В 1978 году Энгельсу Козлову было присвоено почётное звание Заслуженный живописец РСФСР, в 1987 году — Народный живописец РСФСР.
Энгельс Васильевич Козлов скончался 20 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в Муниципальном Российском музее, в бессчетных музеях и личных собраниях в Рф, Стране восходящего солнца, Китае, США, Корее, Голландии, Швейцарии, Италии, Франции, США и других странах.
Завтрак. 1965
Обнажённая. 1952
Натюрморт с селёдкой. 1965
Женщина с букетиком цветов. 1964
Синяя селёдка. 1965
Горняк. 1962
Рабочий. 1957