Франческо ди Джорджо




Биография

Франческо родился в Сиене в 1439 году (согласно архивным документам, был крещён 23 сентября 1439 года) в семье Джорджо ди Мартино дель Вива, бюрократа, занимавшего низкий пост в сиенской городской администрации. Судя по уцелевшим налоговым декларациям, семья была умеренной, но довольно обеспеченной. Может быть, конкретно благодаря папе будущий инженер и живописец сумел познакомиться с сиенским нотариусом Мариано ди Якопо (по прозвищу Таккола — «галка»), работавшим институтским секретарём, чьи исследования в области механики послужили источником вдохновения для теоретических работ, которые Франческо ди Джорджо напишет позже.

Общепризнанной является версия, что сначала 1460-х годов Франческо поступил в мастерскую Веккьетты, сиенского художника, архитектора и военного конструктора. Эта версия базирована на сильной стилистической близости их произведений, хотя никаких подтверждающих документов не имеет. Возможно, в мастерской Веккьетты он познакомился с Нероччо де Ланди, с которым в течение ряда лет будет работать в кооперации, организовав Societas in arte pictoria (Общество живописи). Их совместная деятельность началась, само мало, в 1467 году и длилась до 1475 года, когда Франческо ди Джорджо стал работать без помощи других, хотя это не исключало, что в предстоящем он мог сотрудничать с Нероччо.

Франческо ди Джорджо. Благовещенье. 1471 г. Сиена, Пинакотека.

1-ые живописные произведения Франческо датируются 1458-60 годами (три маленьких панели из сиенской пинакотеки и таволетта для сиенского казначейства). Документ от 1460 года, сохранившийся в архиве сиенского собора, упоминает имя «Франческо» вместе с Веккьеттой и Бенвенуто ди Джованни, хотя стопроцентной убежденности, что это конкретно Франческо ди Джорджо, документ не даёт. В архивной ведомости от 1465 года сообщается о том, что «dipintore» (художнику) Франческо выплачено 12 лир за скульптуру Иоанна Крестителя.

Вместе с живописью и статуей в 1460-е годы Франческо совершенствуется в инженерном и строительном деле, и в апреле 1469 года получает предназначение на очень принципиальный пост operaio dei bottini, в служебные обязанности которого заходила инспекция системы водоснабжения Сиены, наблюдение за состоянием подземных вод, колодцев, трубопроводов, мостов, также устройство фонтанов, которыми он повеселил обитателей Сиены во время городских фестивалей в 1470 и 1471 годах. Франческо ди Джорджо и его сотруднике Паоло д’Андреа (который, предположительно, тоже был художником) сиенское правительство поручило в течение трёх лет прирастить водные припасы Сиены. Огромные суммы средств, которые он получил за деятельность на этом поприще (в 1469 году 3200 лир, и в 1472 году 3200 лир) свидетельствуют о значимости его работ для сиенского правительства, также о высочайшем положении Франческо в сиенском обществе. Он становится человеком, чьё имя понятно за пределами Сиены.

Франческо ди Джорджо. Атлант. ок. 1472-75 гг. Музей Барона Антона Ульриха, Брауншвейг. На рисунке изображена астрологическая схема соотношения Неба и Земли.

3 ноября 1467 года он женится на Кристофане ди Кристофано ди Компаньятико, но стремительно становится вдовцом (подразумевают, что жена погибла во время родов). Скоро после чего (в 1469г) Франческо вновь женится, на этот раз, на кузине собственного приятеля Нероччо де Ланди — Аньезе ди Бенедетто Ланди дель Поджо, богатая семья которой принадлежала партии «Новеско». Приданое жены составило 300 флоринов. 2-ая супруга Франческо родила 9 малышей, большей частью дочерей, одна из которых ушла в монастырь.

В 1472 году Франческо ди Джорджо окончил гидротехнические работы в Сиене, и до 1475 года, когда он оставил кооперацию с Нероччо де Ланди, архивные документы не докладывают о нём ничего. В налоговом реестре от 1472 года есть сообщение, что Франческо жил на Виа ди Саликотто, за площадью дель Кампо, но документ от 1477 года свидетельствует, что к тому времени он перебрался в более престижный район Сиены — Пьяцца Сан-Джованни.

Скоро Федериго ди Монтефельтро, барон Урбино, приглашает мастера к для себя на службу. 1477-м годом помечено письмо, пришедшее из Урбино, в каком выражается просьба «…применить собственный ум для проведения прекрасной реконструкции». В Урбино Франческо отправился со своим другом и помощником Якопо (Джакомо) Коццарелли. Франческо ди Джорджо стал для барона «доверенным советником», и за годы, проведенные у Федериго, ему пришлось делать самые различные поручения; он работал в Домском соборе в Урбино, в герцогском дворце, строил различные фортификационные сооружения, придумывал разные военные машины, также делал дипломатичные миссии, и даже занимался шпионажем. Его служба при дворе длилась до самой погибели Федериго да Монтефельтро, наступившей в 1482 году. Конкретно во время службы при дворе барона о Франческо пошла слава по всей Италии, после этого его стали приглашать «применить собственный интеллект» барон Калабрии Альфонсо, правитель Флоренции Лоренцо Прекрасный, и барон Милана Джангалеаццо Сфорца.

В 1481 году Франческо по прежнему бытует в налоговых реестрах как гражданин Сиенской республики и обитатель окрестность Сан-Джованни, но через два года его имя из реестров исчезает. В налоговом документе от 1483 года его помощник, архитектор и конструктор Якопо Коццарелли, докладывает, что совместно с Франческо ди Джорджо находился в Урбино в связи с некоторыми работами.

В неуравновешенных политических обстоятельствах, сложившихся в Сиене в 1480-е годы, в судьбе Франческо произошли драматические перемены. Он был обвинен в том, что выдал противникам Сиены секреты военных сооружений, изгнан из городка, а его имущество было конфисковано. В 1483 году, находясь в Урбино, Франческо написал письмо, в каком доказывал свою невиновность. Меж 1482 годом, когда барон Калабрии Альфонсо обязан был бросить Сиену, и 1487 годом, когда к власти в Сиене пришла олигархия и партия Новеско, Франческо не хотелось ворачиваться в родной город. Он возвратился туда в конце 1487 года не только лишь поэтому, что родня его супруги принадлежала пришедшей к власти партии, да и поэтому, что новое правительство приложило усилия к его возвращению и предложило ему в качестве стимула 1000 флоринов. Франческо с семьёй возвратился в Сиену в тот же дом на Пьяцца Сан Джованни, где он уже сейчас считался обитателем до самой собственной погибели в 1501 году, а его имя в 1488 году вновь возникает в налоговых реестрах с пометкой «ingegniere», другими словами «инженер». Он был для сиенского правительства очень необходимым спецом, так как курировал важные городские объекты — фортификационные сооружения, плотины и мосты, также горные работы.

Не считая того, он делал разные правительственные поручения, как в области денег, средством роли в разных совместных бизнес-проектах, так и в области дипломатии, которая всегда плотно сплетена с шпионажем. С конца лета 1487 года архивы свидетельствуют о его неизменных поездках с целью осмотра сооружений и инженерных консультаций по всей Италии, так что в Сиене он фактически не жил. Но, по всей вероятности, его консультации и осмотры происходили не без принципиальных сведений, приобретенных в конечном итоге сиенским правительством.

Франческо ди Джорджо (Скульптура св. Христофора) и Лука Синьорелли (картины алтаря). Алтарь из капеллы Бики, ц. Сан-Агостино, Сиена (реконструкция).

В 1490 году Франческо отбывает в Милан к барону Джангалеаццо Сфорца. Сиенская республика поддерживала добрые дела с миланским правителем, и разрешение на отъезд Франческо дипломатично интерпретировалось как «дружеский жест». В Милане он принял роль в строительстве собора, дав ценные советы, касающиеся возведения купола. При дворе Сфорца Франческо познакомился с Леонардо да Винчи, с которым у него завязалась дружба. Они вкупе ездили в Павию, куда Франческо был приглашен для консультаций по поводу постройки собора. Часто встречающаяся догадка утверждает, что увлечение Леонардо конструированием различных машин, развитие его инженерной мысли было следствием длительных бесед с Франческо ди Джорджо.

В 1491 году мастера приглашает Альфонсо, барон Калабрии, для работ в Неаполе, где Франческо был привлечен к строительству фортификаций вокруг Кастель-Нуово (Нового замка). Невзирая на то, что Альфонсо не считался посреди друзей Сиенской республики, отъезд Франческо на этот раз не имел никаких отрицательных последствий.

Потом мастер вновь ворачивается в Сиену и работает в Домском соборе. В 1495-97 годах Франческо делает для него прекрасные бронзовые статуи ангелов. С 1498 года и до собственной погибели в 1501 году он служит в должности Capomaestro («бригадир», «главный мастер», в его обязанности входило решение всех художественных и строительных вопросов) в основном сиенском соборе.

Величавый мастер эры Возрождения скончался в округах Сиены в ноябре 1501 года, обласканный почтением и почётом обитателей республики, также личной дружбой правителя Сиены Пандольфо Петруччи. Архивные документы докладывают, что после его погибели огромное количество наследников не сумело поделить оставшееся от Франческо имущество. В конечном итоге оно было продано в два приёма, и выручка, составившая в сумме 1000 флоринов, потом была поделена меж наследниками.

Архитектура

Согласно Леону Баттиста Альберти, безупречный конструктор эры Возрождения должен быть человеком универсальным; он не только лишь должен владеть необъятными познаниями в самых различных науках и искусствах, да и быть способным всю эту сумму познаний применить в научной разработке строительных проектов. Конкретно таким архитектором был Франческо ди Джорджо.

Замок Сан-Лео, Марке.

В протяжении собственной карьеры он участвовал во огромном количестве строй проектов, но не все результаты его трудов сохранились. Возможно, первым опытом Франческо в качестве конструктора было роль в строительстве маленькой церкви Санта-Мария делле Неве, расположенной в центральной части Сиены. По всей вероятности, он также участвовал в работах по расширению базилики Сан-Франческо в Сиене, проводившихся в 1475—1482 годах. В 1474 году он строил герцогский дворец в Меркателло, 1476 году строил городскую ратушу в Кальи, в 1486 строил дворец синьории в Йези, дальше, герцогский дворец в Урбании, Дворец Старейшин в Анконе.

Во время службы при дворе барона Урбино Федериго да Монтефельтро Франческо участвовал в реконструкции и внутреннем оформлении его дворца, выстроил в округах Урбино собор, монастырь и церковь Сан-Бернардино, также монастырь клариссинок и церковь Санта-Кьяра (Св. Клары), участвовал в строительстве и оформлении интерьера герцогской резиденции в Губбио. Не считая этих главных работ, он выстроил огромное количество фортификационных сооружений на всей местности, контролируемой герцогом Урбино, и в 1480 году удовлетворенный Федериго называет его не по другому как mio dilettisimo architetto («мой дражайший архитектор»).

Интерьер церкви Санта Мария дель Кальчинайо в Кортоне.

Реальным шедевром посреди строительных произведений мастера является церковь Санта-Мария дель Кальчинайо (Санта-Мария делле Грацие), построенная в Кортоне. Она была начата в 1485 году, в главном завершена в 1515 году уже после погибели Франческо, и отличается как ясностью наружных форм, так и гармонией внутреннего устройства. Строительство её велось на пересечённой местности, на склоне, по которому протекал ручей. Франческо сделал инженерный проект, позволивший решить все задачи, смотрел за строительством, но, к огорчению, окончания его дождаться мастеру не удалось. Потом здание церкви было перестроено.

В 1493 году Франческо ди Джорджо принял роль в проектировании и строительстве церкви Сан-Себастьяно в Валлепьятта, под Сиеной, а в 1489-95 годах строил Палаццо делла Канцелариа в Риме. Но не считая штатской и церковной архитектуры, он занимался архитектурой военной, в проектировании которой в особенности преуспел, и поэтому был вожделенным гостем для многих правителей. Он выстроил либо перестроил огромное количество крепостей. В одной только провинции Марке таких объектов насчитывают одиннадцать штук. Посреди их построенный на горе укрепленный замок Сан-Лео, и крепость Сассокорваро.

Итогом его строительного опыта и раздумий стал трактат «Гражданская и военная архитектура». В этом труде Франческо ди Джорджо опирался как на традиционную римскую архитектуру — идеи Витрувия, так и на современные заслуги. Трактат был сотворен примерно в 1482-86 годах, и снабжён рисунками, изготовленными рукою создателя. В первый раз размещен в 1841 году.

Статуя

Франческо ди Джорджо. Иоанн Креститель. 1464 г. Сиена, Музей собора.

Творчество Франческо ди Джорджо как архитектора находилась под сильным воздействием флорентийца Донателло. Этот превосходный мастер дважды приезжал в Сиену. В собственный 1-ый приезд (1427-29гг) он сделал для сиенского баптистерия бронзовые статуи и рельеф. В 1457 году Донателло отлил для сиенского собора бронзовую фигуру Иоанна Крестителя. Его произведения вдохновили многих сиенских живописцев.

Статуи Франческо ди Джорджо малочисленны. Возможно, первым его произведением такового рода была полихромная древесная скульптура Иоанна Крестителя (1464 г., Сиена, собор). Исследователи считают, что она сотворена под впечатлением от бронзовой скульптуры Иоанна Крестителя, которую Донателло отлил для такого же собора семь годов назад. 2-ая древесная скульптура, «Св. Христофор», была сотворена мастером в 1488-90-х годах (Париж, Лувр), она была частью алтарной композиции, сделанной вместе с Лукой Синьорелли. От Франческо ди Джорджо сохранилось также несколько бронзовых барельефов: «Пьета» в церкви Кармине в Венеции (1477 г.), «Бичевание Христа» в галерее Перуджи (ок. 1480 г.), «Св. Иероним в пустыне» (1485 г.) и «Суд Париса» (1475-85 гг.) в Государственной Галерее, Вашингтон, также стукковый рельеф «Аллегория несогласия» из музея Виктории и Альберта, Лондон (ок. 1480 г.) и терракотовый полихромный рельеф «Мадонна с малышом и ангелами» из церкви Сан-Себастьяно ин Валлепьятта под Сиеной (ок. 1474 г.). В рельефах чувствуется воздействие Андреа Вероккио. Не считая того, он изготавливал бронзовые медали с изображением разных правителей и святых.

Самую большую славу ему принесли два ангела, отлитые для сиенского собора (1495-97 гг.). В фигурах ангелов чувствуется такая лёгкость, как будто они выполнены не из бронзы (лёгкость и «невесомость» вообщем присущи многим сделанным им фигурам). В этих произведениях Франческо ни в чём не уступает Донателло. Но следует учесть, что поздние произведения мастера, обычно, создавались очень сплотченно со архитектором Якопо Коццарелли, который с наслаждением учавствовал в проектах собственного более профессионального друга. Словом, бронзовые ангелы из сиенского собора, равно как и древесная фигура св. Христофора из Лувра (1488-90 гг.) были результатом их совместного творчества. Ещё одна работа, бронзовая статуя «Обнаженный со змеёй» (1490-95 гг.) находится в Дрездене, Муниципальные собрания.

Живопись

Св. Доротея. ок. 1460 г. Лондон, Государственная галерея.

Занятия Франческо ди Джорджо инженерией, архитектурой и дизайном интерьеров были для него в отношении денег и престижа делом еще более значимым и принципиальным, чем его занятия живописью. Правители Неаполя, Урбино, Мантуи и Феррары приглашали ко двору две разновидности людей искусства: архитекторов и инженеров. Для Франческо, начавшего свою карьеру в качестве художника, было очень принципиально достигнуть высот в инженерном и строительном искусствах, но занятий живописью он не оставлял до последних дней. Более того, сами заказчики, зная о его новеньком — инженерном и строительном статусе, продолжали заказывать произведения живописи.

Его ученичество в мастерской Веккьетты считается практически бесспорным. Вазари, в «Жизнеописаниях», изданных в 1568 году, докладывает об их совместной работе. Преждевременное творчество Франческо ди Джорджо представлено маленьким количеством работ. Возможно, самым первым его произведением были три маленьких панели от свадебного сундука: «Сюзанна и старцы», «Жена Потифара искушает Иосифа» и «Иосиф и братья» (1458 г., Сиена, Пинакотека, и Институт Уэлкам, Лондон). В их видно сильное воздействие Веккьетты. Другим примером ранешнего творчества Франческо является портативная икона «Св. Доротея» (ок. 1460 г., Лондон, Государственная галерея). Трогательный образ святой-мученицы ведущей за руку малыша Христа с корзиночкой цветов, возможно, брали с собой в дорогу для совершения молитв вне дома. К ранешным произведениям также относят «Проповедь св. Бернардина» (1462-63 гг., Галерея Уолкера, Ливерпуль), где живописец выстроил сцену, математически выверив перспективу, и несколько малеханьких древесных панелей с изображениями францисканских аллегорий, которые хранятся в различных коллекциях. К 1460-м годам приравнивают также маленькую «Мифологическую сцену» из собрания Бернсона (Сеттиньяно, вилла Тати), «Наложение ярма послушания» (Древняя пинакотека, Мюнхен), панель кассоне «Триумф Целомудрия» (ок. 1463-8, Музей Пола Гетти, Лос Анджелес), малюсенькое «Рождество» из собрания Кресса (1460-65, Хай арт мюзеум, Атланта), и миниатюру фронтисписа манускрипта «De animalibus», которую одни исследователи считают выполненной в 1463 году, другие в 1470.

Франческо ди Джорджо. Мадонна, защищающая Сиену от землетрясений. 1467 г. Сиена, Городской архив.

К этому периоду относятся также три таволетта, расписанные Франческо для сиенского казначейства, Биккерны — «Папа Пий II посвящает в епископы Франческо Пикколомини Тедескини» (1460 г.), «Коронование Пия II» (1460-62) и «Мадонна дель Терремото» (либо «Мадонна, защищающая Сиену от землетрясений»1467-68 гг.) — все хранятся в городском архиве Сиены. В особенности интересно последнее произведение. Согласно хроникам, в августе — сентябре 1467 года в Сиене вышло землетрясение, и перепуганные обитатели обязаны были жить в лагере за городскими стенками. Хронист Джироламо Джильи утверждал, что сама Богородица устроила это несчастье (тогда подобные природные катаклизмы считали наказанием божественных сил за людские грехи, которое можно убрать молитвой). Но сходу после землетрясения Мадонна расчудесным образом явилась в кроне дуба неподалеку от Витербо. Сиенцы расценили это как символ божественной защиты Мадонной их городка, и выслали в Витербо делегацию из представителей наилучших фамилий с дарами. Эти действия и послужили источником для сотворения произведения. Исследователи усмотрели в картине роль какого-то помощника Франческо, и высказывают мировоззрение, что самому мастеру принадлежит только её дизайнерский план, но выполнена она одним из служащих мастерской.

Франческо ди Джорджо. Коронование Марии. 1472-73. Сиена, Пинакотека.

Стиль Франческо ди Джорджо в 1470-80-х годах существенно отличается от стиля его ранешних работ. В 1467 году он вкупе с Нероччо де Ланди организовал мастерскую, Societas in arte pictoria, в какой не считая их работали различные сиенские живописцы. В документах 1470-80-х годов бытуют имена Лотто ди Доменико, Антонио ди Капитоло и Якопо Коццарелли. Исследователи издавна направили внимание, что картины, лично написанные Франческо, и другие приписываемые ему картины, вышедшие из мастерской, имеют значительные различия. В особенности видна разница меж его более «флорентийской» статуей и поболее «сиенской» живописью. Итальянский искусствовед Лучано Беллози в 1993 году разрешил это противоречие, высказав догадку (которая сейчас стала принятой), что «боттега» другими словами мастерская Франческо была организована по другому, чем другие ренессансные мастерские, в каких глава участвовал в производстве картины от исходной стадии до её окончания. Франческо, по всей вероятности, придумывал только общий дизайн картины, её сценографию, а выполнение поручалось кому-то из его наименее качественных ассистентов. 1-го из их назвали Fiduciario (Фидучьярио, другими словами фидуциар, доверенный ассистент), так как манера его письма часто находится в картинах Франческо.

Франческо ди Джорджо. Рождество. 1475 г. Сиена, Пинакотека.

В 1470-71 годах Франческо ди Джорджо совместно с Лотто ди Доменико работал в новейшей церкви лазарета Санта-Мария делла Гора. Там они выстроили кессонированный потолок, и написали фреску «Коронование Марии», которая сейчас утрачена. Тема «Коронование Марии» вновь возникает в большой картине, написанной в 1472-74 годах для церкви Монтеоливето Маджоре (сейчас в сиенской Пинакотеке). Композицию Франческо взял в долг из гравюры известного флорентийского ювелира и гравёра Мазо Финигуэрры, а фигура Бога-отца в картине выдержана в стиле, соответствующем для Либерале да Верона, с которым, может быть, Франческо ди Джорджо также участвовал в каких-либо проектах. Эта картина, как и некие другие его произведения, к примеру «Благовещенье» (1471 г., Сиена, Пинакотека), показывают разницу меж планом мастера и его исполнением ассистентами.

В 1475 году оливетские монахи из монастыря Сан-Бенедетто заказали Франческо алтарную картину «Рождество» (Сиена, Пинакотека). В договоре специально оговаривалось, что Франческо ди Джорджо должен принять в её разработке конкретное роль, и картина должна быть выполнена отменно. В сцене Рождества он написал все главные фигуры фронтального плана — в их видна потрясающая игра света, почёрпнутая у Верроккьо и нидерландских мастеров, но другие части картины были оставлены для окончания сотрудникам мастерской. В конечном итоге она была закончена исключительно в 1480 году. В картине приметно противоречие меж потрясающим, со познанием последних флорентийских новаций, выполнением фигур, и слабеньким, с меркло выраженной перспективой пейзажем.

В 1477 году живописец отправился ко двору Федериго да Монтефельтро, у которого работали Пьеро делла Франческа, Педро Берругете и Фра Карневале. Он там оставался практически 10 лет, не только лишь осуществляя строительные проекты, да и работая в качестве дизайнера в современном смысле этого слова: он проектировал и оформлял внутреннее место залов герцогских дворцов. К таким работам относится, к примеру, находящиеся в нью-йоркском музее Метрополитен панели стенок и прекрасный потолок из «студиоло» (комнаты для умственных занятий) герцогского палаццо в Губбио. Панели выполнены в технике интарсии, на неких из их есть эмблемы Федериго да Монтефельтро. Дизайн приписывают Франческо ди Джорджо, а техническое выполнение Джулиано да Майано (1432-1490 гг.).

франческо ди Джорджо. Сципион Африканской. Oк. 1493 г. Музей Барджелло, Флоренция.

Дизайн стенок студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80 гг. Музей Метрополитен. New-york.

Дизайн потолка студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80. Музей Метрополитен, New-york.

Крепкое положение Франческо при дворе барона определило приезд туда различных сиенских живописцев — Якопо Коццарелли и Джованни да Стефано, резчика по дереву Антонио Баррили, и, может быть, Пьетро Ориоли. Живописные портреты Федериго да Монтефельтро, сделанные Франческо, неопознаны, но он отлил медаль с портретом барона.

В 1487 году, возвратившись в Сиену, живописец работает над заказами, поступившими из сиенского собора. Не считая того он получил большой заказ на оформление капеллы Бики в церкви Сант-Агостино (1488-94 гг.) Над этим проектом мастер работал совместно Лукой Синьорелли, который за пару лет до того содействовал предназначению Франческо управляющим строительства церкви Санта-Мария дель Кальчинайо в Кортоне. Для капеллы Бики Франческо сделал древесную скульптуру св. Христофора, а Лука Синьорелли написал картины для центральной части алтаря и пределлы. Франческо ди Джорджо также спроектировал и отчасти написал в этой капелле две фрески на боковых стенках, но окончены они были, по всей вероятности, его сотрудниками. В 1494 году он принял роль в разработке серии картин с изображением величавых мужей и дам древности, бóльшую часть которой приписывают руке Мастера истории Гризельды. Не считая 2-ух этих живописцев в разработке серии отметились Маттео ди Джованни, Нероччо де Ланди и Пьетро Ориоли. По всей вероятности Франческо участвовал исключительно в исходной стадии этой серии, написав «Сципиона Африканского» (1494 г., Музей Барджелло, Флоренция).

Франческо ди Джорджо. Мадонна с малышом, св. Иеронимом, св. Антонием Падуанским и 2-мя ангелами. 1469-72 гг. Бостон, музей роскошных искусств.

Последним его большим произведением является сделанная меж 1490 и 1495 годами для церкви Сан-Доменико в Сиене большая алтарная картина «Рождество», на которой можно созидать 2-ух ангелов, очевидно позаимствованных у Боттичелли, и пастухов, которых написал уже Бернардино Фунгаи.

Франческо ди Джорджо был похоронен 29 ноября 1501 года в сиенской церкви Оссерванца. Созданную для этой церкви картину «Срывание одежд с Христа» (1501 г., Сиена, Пинакотека), задуманную Франческо, дописывал юный Бальдассаре Перуцци.

Не считая огромных алтарных картин, живописец сделал огромное количество «Мадонн с младенцем». Произведения с этим сюжетом он писал в протяжении всей собственной жизни: «Мадонна с 2-мя ангелами» (1465-70 гг., Галерея Лоу, Коралл Гэйблз, Флорида), Мадонна с малышом и святыми» (1469 г., Бостон, Музей роскошных искусств), «Мадонна с 2-мя святыми» (1470 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с малышом и ангел» (1471 г., Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (1472, Авиньон, Пти Пале), «Мадонна с малышом, св. Екатериной и ангелами» (1490, Мадрид, Собрание Тиссена Борнемиса).

Инженерные картинки

Лист из сборника «Заметки об архитектуре» 1475-76 гг. Английский музей, Лондон.

Картинки Франческо ди Джорджо нельзя именовать второстепенным делом в оставленном им наследстве. Его увлечения инженерией отыскали отражение в бессчетных эскизах различных устройств и машин, включая проекты нескончаемого мотора. Принятая точка зрения говорит, что страстью конструирования он заразился от Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола (1382 - ок. 1453). Не сохранилось никаких сведений о том, как идеи Такколы стали доступны Франческо ди Джорджо. По воззрению одних учёных, записки с рисунками Такколы попали в руки Франческо сначала 1470-х годов, когда он по договору с сиенским правительством работал гидроинженером, другими словами уже после погибели Такколы. По воззрению других, он лично был знаком с Такколой, ещё ребенком посещая сиенский Студиум (институт), где тот служил секретарём. Так либо по другому, но на последних листах De ingeneis («Об изобретениях») — записной книги Мариано Такколы с эскизами устройств, есть пометки, оставленные рукою Франческо.

Схожую же книжку набросков составил и сам Франческо ди Джорджо. 1475-76 годами датируется сборник рисунков под заглавием Opusculum de architectura («Заметки об архитектуре»), в самом начале которого написано посвящение барону Урбино Федериго да Монтефельтро. В книжке 81 страничка из пергамена, многие из страничек исписаны с 2-ух сторон. На их содержатся наброски насосов, сифонов, водяных мельниц, лебёдок, стенобитных орудий, понтонных и других мостов, судов с колёсным ходом, военных кораблей и галер, подъёмных устройств, орудия, аппаратов для перемещения по воде и под водой, колёсных грузовых повозок, тягловых устройств, способов подрыва мин, артиллерийских устройств, методов обороны гаваней, штурмовых лестниц, лафетов, планов крепостей и лабиринтов. Большая часть этих набросков не вмещается в современное понятие «архитектура», но Витрувий, отдалёкий древнеримский предшественник сиенского инженера, в своём труде по архитектуре дискуссировал подобные устройства, и Франческо всего только следовал ему. Большая часть рисунков книжки не принадлежит руке Франческо ди Джорджо, но изготовлено его помощником. Многие механизмы из книжки основаны на идеях Такколы. Копии машин Такколы и переводы с латыни фрагментов из его труда De ingeneis содержатся и в другом сборнике набросков устройств принадлежавшем Франческо, карманного формата книге Codicetto (уменьшительная форма от итал. codice — кодекс, другими словами «малый кодекс»), составленной в 1470-90 годах.

Короткая библиография

P. Galuzzi. Prima di Leonardo. Cultura delle macchine a Siena nel Rinascimento. Milano, 1991. F.P. Fiore, M. Tafuri. Francesco di Giorgio architetto. Siena-Milano. 1993. L. Bellosi. Francesco di Giorgio e il Rinascimento a Siena. Siena-Milano.1993. Джорджо Вазари. Жизнеописания более именитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. Терра. 1996. т. II L. Syson. Renaissance Siena. Art for a City. NGCL, London, 2007.

Дизайн стен студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80 гг. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.

Дизайн потолка студиоло герцогского дворца в Губбио. 1476-80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный