Праотцы Анрепа принадлежали к шведской, германской, эстляндской, русской знати, находились на французской, прусской и русской гос и военной службе. Отец — Василий Константинович Анреп, врач-физиолог, знатный судебный эксперт, доктор судебной медицины, занимал посты в министерстве внутренних дел и министерстве образования, в 1907 году был избран депутатом III Гос Думы.
В 1899—1901 годах Борис обучался в Харьковской школе, где познакомился с Николаем Недоброво. Лето 1899 года провел в Великобритании, где изучал британский язык. В 1905 году окончил Императорское училище правоведения, после чего поступил на IV курс Санкт-Петербургского Института. Сразу обучался живописи у Д. С. Стеллецкого.
В 1908 году бросил институт и полностью предназначил себя живописи. Путешествовал по Италии, обучался в Париже в Академии Жюлиана, посещал академию Гранд-Шомьер. В 1910—1911 годах обучался в Эдинбургском художественном институте. Глубоко интересовался византийской мозаикой, потом по большей части работал как мозаичист.
Во время Первой мировой войны вел войну в Галиции. По военной командировке в 1916 году уехал в Великобританию, где — быстро возвратившись в Россию — и остался после февраля 1917 года.
1-ая супруга — Юния Хитрово (1908—1914), 2-ая — Хелен Мэйтленд (англ. Helen Maitland, 1918—1926).
Творчество
В 1913 году свершилась 1-ая индивидуальная выставка Анрепа в Лондоне. Позже он работал над цветными мозаиками для Царской военной академии в Сантхёрсте (1921), галереи Тейт (1923), Английской Государственной галереи (1928—1952, четыре панно), Вестминстерского собора, Банка Великобритании, собора Христа-Владыки в Муллингаре (Ирландия, 1933—1939, а именно — панно Святая Анна). В центре мозаичного панно Сочувствие (1952), посвященного жертвам блокадного Ленинграда, помещена фигура Анны Ахматовой, которую благословляет ангел.
Анреп и Ахматова
В 1914 году Н. Недоброво познакомил Анрепа, вернувшегося из Парижа, с Анной Ахматовой. До отъезда Анрепа в Англию они нередко встречались. Ахматова предназначила Анрепу более 30 стихотворений (акростих «Бывало, я утром молчу…», «Из памяти твоей я выну сей день…», «Словно ангел, возмутивший воду…», «Небо длинный дождь сеет…», «Когда в мрачнейшей из столиц…», «Мне глас был…», «Ты — отступник…», «Сказка о чёрном кольце» и др.). Он также писал ей стихи.
Последний раз они повстречались в Париже в 1965 году.
Анреп в Англии
В Англии Анреп был близок к группе Блумсбери, художникам Огастесу Джону и Генри Лэму. В 1912 году совместно с художественными критиками Роджером Фраем и Клайвом Беллом готовил широкомасштабную выставку постимпрессионистской живописи, отвечал за российский раздел экспозиции, куда включил работы М.Ларионова, Н.Гончаровой, Н.Рериха, К.Петрова-Водкина, Сарьяна, Чурлёниса. Не раз упоминается в «Дневниках» В.Вулф (Анреп изобразил её в мужском костюмчике на мозаике в доме художницы Этель Сэндс в Челси, 1920); он был в любовной связи с подругой Вулф, писательницей и меценаткой Оттолин Моррелл, которая оставила несколько его фотопортретов (). Анреп стал макетом художника Гомбо в первом романе Олдоса Хаксли Желтоватый Кром (1921, см.. об этом: ), где не без сатирического колера выведены многие блумсберийцы. Статью о мозаиках Анрепа Р.Фрай опубликовал в 1923 в руководимом им художественном журнальчике Burlington Magazine.