Хоменко Борис Иванович




Биография

Борис Иванович Хоменко родился 5 марта 1930 года в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург).

В 1946 году поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Занимался у преподавателей Г. И. Орловского, Е. С. Школьника, А. Е. Мордвиновой, К. А. Кордобовского, В. С. Гингера. По окончании училища работал школьным учителем рисования (1950—1953) и сразу занимался в художественной студии Дворца культуры работников просвещения в Юсуповском дворце на Мойке, 94. Конкретно тут, в Доме учителя, спустя пару лет, в 1960 году, свершилась 1-ая индивидуальная выставка Хоменко, на которой было представлено 30 его красочных и графических работ.

Сначала 1950-х годов были сделаны иллюстрации к рассказам А. П. Чехова, О’Генри, портреты родных, знакомых, друзей, пейзажи Ленинграда. Тогда же появилась одна из первых огромных многофигурных композиций — картина «Юбилей».

Огромное воспоминание произвела оказавшаяся очень плодотворной поездка в 1953 году по Волге от Ярославля до Нижнего Новгорода. Были выполнены бессчетные речные пейзажи, этюды и зарисовки поволжских городов.

Так в 1954 году Хоменко поступил на красочный факультет Института живописи, статуи и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. С этим временем связано в его жизни очень почти все. Тогда индивидуальные творческие мастерские вели такие выдающиеся живописцы, носители традиционных традиций российского реализма, воспитанники Ильи Репина и Константина Коровина, как Игорь Грабарь, Александр Герасимов, Борис Иогансон.

Неподменным было общение с профессиональными товарищами. Сразу с Хоменко на одном курсе обучались и представители старшего поколения — прошедшие войну и фронт Леонид Вайшля (р. 1922) и Николай Буранов (1920—1991), и его ровесники — сибиряк Анатолий Бережных (1930—2011); северянин Рем Ермолин (1926—2004), ставший потом народным художником Республики Коми; театральный живописец Маркус Смирнов (1935—2003), пейзажист-певец Петербурга-Ленинграда Игорь Суворов (р. 1932), лауреат Гос премии, академик Андрей Яковлев (1934—2012), также в основном получивший известность как писатель Виктор Голявкин (1929—2001). Были студенты-однокурсники, прибывшие из Китая, из Чехословакии. В особенности же сдружился Борис Хоменко с Никитой Чарушиным (1934—2000), отпрыском известного художника и писателя-анималиста Евгения Евгеньевича Чарушина, много сделавшим в области книжки для деток.

Сам живописец выделяет в собственном творчестве 9 главных разделов:

Блокада 1941—1944 Человек и среда Пейзажи Промышленность Празднички Наша дача, наш сад Портреты Марины Сцены на ипподроме «Шантийи»

Творческие поездки

1953 — Волга: Ярославль — Нижний Новгород 1957 — Москва — Интернациональный фестиваль молодежи и студентов 1958 — Сибирь: озеро Байкал — Ангара — Иркутск — Братск 1959 — Братск 1963 — Казахстан 1964 — Карелия 1966 — Сибирь: Байкал, Усть-Илим 1968 — Дагестан, Азербайджан 1969 — Средняя Азия: Узбекистан 1970 — Армения 1971 — Российский Север 1972 — Новороссийск, Псков 1973 — Украина 1976 — Крым 1977 — Ярославль и Ярославская область, Пошехонье 1978 — Италия, Российский Север: Белозерск, Ферапонтово, Кириллов 1979 — Российский Север: Тотьма, Брусенец, Вологда 1980 — Средняя Азия: Таджикистан 1981 — Испания 1982 — Центр Азии: Республика Тува, Кызыл 1984 — Франция: Париж, Прованс 1985 — Болгария 1986 — Венгрия 1987 — Болгария 1988 — Венгрия 1991 — Франция: Лазуревый сберегал, Ментона 1992 — Франция: Корсика, Кальви 1993 — Бельгия 1994 — Великобритания, Греция: острова Крит и Санторин 1995 — Франция, Авиньонский театральный фестиваль 1996 — Монако 1998 — Ирландия: Дублин, Корк 2000 — Китай: Пекин, Шанхай, Ханджоу 2001 — Голландия 2004 — Испания 2007 — Франция: Бретань 2008 — Венгрия 2009 — Марокко: Марракеш 2010 — Италия: Флоренция, Австрия: Вена 2011 — Италия: Рим, Венгрия 2012 — Германия: Висбаден, Бад Хомбург 2013 — Германия: Франкфурт

Выставки

Борис Хоменко — участник 8 индивидуальных и поболее чем 160-ти групповых экспозиций, в большей степени в Рф и во Франции, также в Австрии, Бельгии, Болгарии, Англии, Венгрии, Израиле, Ирландии, Китае, США, Турции и Стране восходящего солнца

1956 Начало выставочной деятельности 1960 Индивидуальная выставка во Дворце культуры работников просвещения (Дом учителя) в Юсуповском дворце. Мойка, 94 (30 работ) 1961 Выставка произведений ленинградских живописцев в Муниципальном Российском музее («Дождик. Ленинградская погода»). 1962 Выставка произведений ленинградских живописцев 1963 Индивидуальная выставка в Секции живописи ЛОСХ (Ленинградская организация Союза живописцев РСФСР) 1964 Зональная выставка произведений ленинградских живописцев «Ленинград» 1965 Выставка произведений ленинградских живописцев 1966 Выставка произведений юных живописцев в Доме ученых в Лесном 1967 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 50-летию Русской власти 1969 Выставка произведений ленинградских живописцев 1970 Выставка произведений ленинградских живописцев к 100-летию со денька рождения В. И. Ленина Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев Индивидуальная выставка «По Средней Азии» в Художественном салоне, Ленинград 1971 Весенняя выставка произведений ленинградских живописцев 1973 Выставка произведений ленинградских живописцев «Наш современник». Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев 1974 Весенняя выставка произведений ленинградских живописцев 1975 Региональная выставка «Наш современник» 1976 Всесоюзная художественная выставка «Слава труду». Москва 1977 Выставка произведений ленинградских живописцев «Наш современник». Весенняя выставка произведений ленинградских живописцев 1979 Весенняя выставка произведений ленинградских живописцев в Центральном выставочном зале «Манеж». Индивидуальная выставка рисунков в Белоснежном зале ЛОСХ 1980 Зональная выставка произведений ленинградских живописцев. Выставка «Петербург-Петроград-Ленинград». ЦВЗ «Манеж». Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 35-летию Победы. Выставка произведений ленинградских живописцев к 110-й годовщине В. И. Ленина. Выставка произведений ленинградских живописцев на Ленинградском Железном заводе. 1981 Индивидуальная выставка в связи с 50-летием Б. И. Хоменко в Голубой гостиной ЛОСХ. Выставка произведений ленинградских живописцев «Наш современник». Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев. 1982 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 50-летию ЛОСХ. Республиканская выставка к 60-летию образования СССР. 1983 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 125-летию Ленинградского Железного завода. Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев. 1984 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 40-летию снятия блокады Ленинграда. (Две работы 1943-го года поступили с выставки в Муниципальный Российский музей) Выставка произведений ленинградских живописцев «Наш Ленинград» Выставка произведений ленинградских живописцев «Отстоим мир» в ЦВЗ «Манеж» Индивидуальная выставка в Доме журналистов Ленинграда 1985 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 40-летию Победы в Величавой Российскей войне. Зональная художественная выставка «Ленинград» Индивидуальная выставка в ленинградском Доме культуры работников профтехобразования 1986 Весенняя выставка произведений ленинградских живописцев в ЦВЗ «Манеж» 1987 Выставка произведений ленинградских живописцев, посвященная 70-летию Октября, в ЦВЗ «Манеж» Индивидуальная выставка в ленинградском Доме дружбы с народами забугорных государств 1988 Групповая выставка произведений российских живописцев в Нью-Йорке, США. Компания «Гернсейс» 1989 Выставка произведений ветеранов Величавой Российскей войны. Выставка произведений ленинградских живописцев «Без жюри». Выставочный зал Союза живописцев РСФСР на Большой Охте. Ленинград 1990 Осенняя выставка произведений ленинградских живописцев. 1993 Выставка произведений живописцев в залах Санкт-Петербургского Союза живописцев

Выставки во Франции

1992 декабрь Выставка «Ассоциации российских живописцев в Париже». Париж, Монжерон 1993 январь Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе февраль Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе март Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе апрель Индивидуальная выставка в галерее TLM. Париж ХХе август Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе октябрь Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе октябрь — ноябрь Осенний салон. Гран Пале, Париж сентябрь Групповая выставка. Пуатье декабрь Групповая выставка в галерее TLM. Париж ХХе 1993—1994 декабрь-январь Групповая выставка «Ассоциации российских живописцев в Париже». Париж 1994 январь Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе февраль «22 российских художника в Париже». Париж XVIе март Индивидуальная выставка в галерее «Ciccione». Париж XVIе октябрь Осенний салон. Гран Пале, Париж декабрь Выставка «Русские живописцы в городке искусств». Париж декабрь Групповая выставка в галерее «Du Vieux Moulin», Le Thôt-Clères, Normandie. Групавая выставка. Galerie de la Place Beauvau. Париж VIIIе 1995 январь — февраль Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе сентябрь — октябрь Индивидуальная выставка в галерее «Art Présent». Париж IIIе 1996 февраль Салон живописи, статуи и графики. Париж XIV Индивидуальная выставка. Galerie Art Présent. Париж IVе 1997 январь — февраль Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVe май Групповая выставка «Grand Festival de l’art Slave». Центр российской культуры в Париже 1998 январь Групповая выставка в «Traces Galerie». Руан. февраль — март Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе Индивидуальная выставка в галерее TLM. Париж ХХе 1999 февраль Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе апрель Индивидуальная выставка. Office de tourismе. Реймс. Индивидуальная выставка в «Trace Galerie». Руан. май — июнь Групповая выставка «Одиннадцать российских художников». Галерея TLM. Париж ХХ сентябрь — октябрь Групповая выставка. Галерея TLM. Париж ХХе 2000 март Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе ноябрь Индивидуальная выставка в галерее «Espace Harmattan». Париж Vе 2001 февраль Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе сентябрь — октябрь Индивидуальная выставка. Office de tourismе. Реймс 2002 сентябрь Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе 2003 февраль — март Индивидуальная выставка в Société des poètes francais. Galerie «Mompezat». Париж VIе май — ноябрь Индивидуальная выставка в Музее Николя Пуссена. Лезанделиз, Нормандия 2004 сентябрь Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе 2005 январь — февраль Индивидуальная выставка в Société des poètes francais. Galerie «Mompezat». Париж VIе сентябрь Салон живописи, статуи и графики. Париж XIVе 2006 июнь Индивидуальная выставка в галерее «Espace Lesage & Son». Реймс 2007 март Индивидуальная выставка в Société des poètes francais. Galerie «Mompezat». Париж VIе май — июнь «Salon de printemps». Verrieres-le-Buisson 2008 март — апрель Индивидуальная выставка в «Ujpest Galeria». Будапешт, Венгрия октябрь — ноябрь Биеннале «Contemporary French Art», Art Gallery, 137 Grand Street. New-york 2010 12 — 18 марта Индивидуальная выставка «Год Рф во Франции». Шербур-Порт Байль, Нормандия- 19 — 18 апреля «Salon de printemps». Verrieres-le-Buisson 29 мая — 13 июня «60 Salon du Raincy» 9 — 21 октября «Salon libres européens». Дворец Шёнбрунн. Вена. Австрия 2 — 7 декабря «Salon Willemomble». 2011 март Индивидуальная выставка в Société des poètes francais. Galerie «Mompezat». Париж VIе 2012 24 марта — 1 апреля «Salon de printemps». Verrieres-le-Buisson 2012 27 октября — 4 ноября " Couleurs d’ Automne " Salon de Rosay-sur -Lieure-Нормандия 2013- март «Salon de printemps». Verrieres-le-Buisson

Музеи и коллекции

Муниципальный Российский музей. Санкт-Петербург, Наша родина Муниципальный Музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Наша родина Научно-исследовательский музей Русской Академии художеств. Санкт-Петербург, Наша родина Муниципальный историко-художественный и дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина». Наша родина Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Ленинградская область, дер. Марьино Муниципальный краеведческий музей Республики Тува. г. Кызыл, Наша родина Музей Николя Пуссена. ЛезАнделиз, Франция Музей роскошных искусств. Пловдив, Болгария Личные собрания в Рф, Франции, Болгарии, Венгрии, Китае, США, Стране восходящего солнца и в других странах

Отзывы, критики

Искусствовед Л. Леонидова писала в буклете индивидуальной выставки Бориса Хоменко, состоявшейся в ленинградском Доме журналиста в 1984 году: «Творчество художника неотделимо от его времени, от огромных и малых событий, которыми живет страна, от окружения, в каком он живет, от того, что он любит, чем увлечен. Живописец много ездит: строительство Братской и Усть-Илимской ГЭС, Средняя Азия, Казахстан, Поволжье — далековато не полная география его творческих поездок. Большой творческий материал, привозимый из этих поездок, ложится в базу работ, посвященных труду земледельцев целины, поэтической красе северных областей Рф, своеобразию природы и строительных памятников Узбекистана, Таджикистана, Тувы. Живописец много и увлеченно работает над промышленной темой.

На выставке представлены работы из цикла „По Целине“, пейзажи Российского Севера и Средней Азии, промышленные пейзажи, жанровые картины. Работы из серии, посвященной труженикам целины, завлекают собственной документальной достоверностью, в их мы ощущаем дыхание начального периода освоения Целины.

Типичное цветовое решение отличает цикл пейзажей Бухары и Хивы. Мы не увидим тут ярчайших цветовых контрастов, соответствующих для творчества большинства мастеров в изображении среднеазиатской природы. Работы очень сдержанны по цвету, но чувство ослепительного солнечного света, пронизывающего эти античные стенки, ритм жизни городка переданы создателем очень внушительно. Напоены солнцем и пейзажи высокогорного Таджикистана.

В цикле „По Русскому Северу“ внушительно передана негромкая краса природы Вологодской и Архангельской областей.

Промышленная тема — одна из главных, над которой создатель удачно работает со студенческих времен. Показанные на выставке промышленные пейзажи отмечены острым композиционным решением и неким драматизмом трактовки вида. Резкие контрасты ритмов промышленных конструкций, тональных и цветовых отношений делают обстановку романтичной приподнятости и взволнованности. За цикл работ, посвященный промышленной теме, живописец удостоен звания лауреата V промышленного смотра-конкурса.

Своими впечатлениями о красе родной земли, ее людях, о чудесном мире, в каком мы живем, делится со зрителем ленинградский живописец».

Искусствовед И. Н. Вьюнова:

Борис Хоменко — один из живописцев, чьи биографии сродни судьбам рано повзрослевших людей. Нет, не с чужих слов знает живописец, что пережили мальчишки Ленинграда в блокаду, что перечувствовали, что передумали ремесленники ФЗУ, которые зимой 1941/1942 года погибли практически все. Не по рассказам знает он, что означает — подняться, если поскользнулся и свалился от истощения, свалился прямо в снег. Да, было надо собрать силы и встать, чтоб идти далее — на работу, за хлебом, за водой. О, это окаянное и спасительное «надо», так очень властвовавшее над людьми в деньки осады!

Почему-либо на данный момент ему кажется, что дневного света тогда не было совсем, а только сумрак, тьма. Границы меж периодически суток так стирались, что память сохранила чувство безпрерывно длящейся ночи. Нельзя запамятовать этот стршный, леденящий душу мрак — луну в окружении сумрачных туч, ее прохладный, отчужденный от всего живого свет, и мерцающий огонек коптилки.

Тем большее удивление вызывают работы художника «В госпитале», «Беженцы» (1943). Тут мы лицезреем отпечаток того светлого чувства, что живет в самой сущности дарования Бориса Хоменко, которое не смогла уничтожить в нем блокада. Фронтовой Ленинград многому обучил грядущего живописца. В деньки осады он вызнал гордую и красивую душу городка.

Не могу не высказать предположение, что конкретно тьма, мрак блокады вызвали в живописце обостренное чувство солнечного света, тягу к нему — обучили гласить о свете по-особому, что воздействовало на формирование всего его творческого мировосприятия. По существу солнечный свет стал для живописца не только лишь сильным средством образного решения, формой, да и содержанием, и душой его искусства. Драматизм пережитого отразился сначала в оптимизме мироощущения, в завышенном интересе к теме труда, к проявлению полноты актуальных сил в человеке.

Его полотна написаны сдержанно, без каких-то театральных эффектов, чувственной чрезмерности. Картины вроде бы освещены изнутри ровненьким поэтическим заревом, пробуждающим в нас чувство веселого спокойствия и гармонии. Свет в этих холстах своеобразен. Он не прихоть, не игра воображения, а правда художественного восприятия мира, характерного пережившему блокаду ленинградцу, открывшему актуальную силу света, его изумительную прозрачность.

Развернутого сюжета в холстах обычно нет. Живописец умеет поймать и выразить чистоту цветовых соотношений — глубокую нежность серебристых, серых, розоватых, бирюзовых, голубоватых цветов, создающих единый великодушный спектр. Его краски владеют особенным, пронзительным очарованием, трогающим наше сердечко. Иногда живописец гласит вроде бы вполголоса, как будто опасается нарушить, спугнуть открывшееся ему мгновение. Живописец восхищен природой, ее совершенством и гармонией.

Живописец стремится выйти за стереотипы уже состоявшихся образных решений, отыскать новые художественные приемы, выразительную форму. В его полотнах сюжет в его классическом осознании нередко отсутствует. Казалось бы, ничего существенного не происходит: появляются эпизоды, схваченные вроде бы внезапно, врасплох… Невзирая на то, что образы решены, обычно, в интимном, камерном ключе, повсевременно чувствуется их внутренняя, духовная значительность. Часто живописец акцентирует и декоративную сторону вида.

Изобразительному языку заполненных солнцем и воздухом полотен характерны свобода, чувственность, экспрессия. В их повсевременно находятся, казалось бы, очень разноречивые чувства — открытая нежность и мужественный интерес. Переход одной цветовой интонации к другой дан неброско, по-особому деликатно и вкупе с тем внушительно. Базу колористического решения составляет контраст света и теней, которые написаны так просто и прозрачно, что холсты создают воспоминание акварельной легкости.

Развитие личности художника — процесс непростой, почти во всем противоречивый. Борис Хоменко повсевременно ставит впереди себя новые задачки, старается очень внушительно открывать идею произведения. Пред нами мастер обширно мыслящий, повсевременно экспериментирующий, видоизменяющий живописную манеру, чтоб отыскать более четкое и вместительное выражение плана. Эстетическую базу его произведений определяют конкретные контакты с природой и людьми. Потому в его холстах повсевременно чувствуется полнота первого воспоминания от соприкосновения с живыми явлениями реальности. Натура для него — типичная точка отсчета цветовой гармонии, которая подчиняется общему духовному состоянию. В его произведениях, отличающихся высочайшей степенью художественного обобщения, постоянно находится мироощущение человека наших дней, активное отношение к миру".

Французский журналист и художественный критик Бруно Виньон писал о творчестве Бориса Хоменко в каталоге выставки 11 российских живописцев, прошедшей в мае-июне 1999 года в культурном центре ESPACE ТLМ — PARIS XXe: «Это много путешествующий живописец, который изъездил страны Европы и Азии, всюду стремясь поймать их неподражаемую световую характеристику. Он передает также тонкие аспекты вечернего и ночного освещения, изучая и воплощая мглу и мрак в живописи в духе нео-пост-импрессионизма, в чарующем и очень чувственном цветовом регистре. Строй его композиций основателен и строго выверен, что позволяет создателю выразить очень сложные чувства и воспоминания обманчиво ординарными средствами».

Светлана Эллиот в статье «Русское лето в Нормандии» в газете «Русская мысль» о индивидуальной выставке художника в музее Никола Пуссена, писала: «…Возвратившись в Париж, посетив в музее Монмартра также приуроченную к 300-летию городка на Неве интеренейшую выставку „Живописцы из Санкт-Петербурга в Париже сначала ХХ века“, я на уровне мыслей связываю воедино эти две экспозиции, где современный создатель в собственном творчестве продолжает традиции собственных именитых предшественников». (Svetlana Hailliot. La Pensée Russe. 31.07-06.08. 2003. № 4467)

Жан-Луи Авриль справедливо отмечал:

"Краса Ленинграда-Петербурга — городка, в каком родился Борис Хоменко, сыграла в развитии его искусства гигантскую роль. По окончании института живописец учавствовал в бессчетных выставках, в том числе и забугорных, и его работы находятся сейчас в самых разных муниципальных и личных собраниях как в самой Рф, так и за ее пределами.

Основался живописец в Париже в 1992 году. Состоявшийся живописец, он успел проявить себя в различных стилях, но в течение 2-ух последних десятилетий, проведенных во Франции, его творчество отмечено особенной светоносностью. Цвет в его работах — проникновенный, пламенно вибрирующий, трепещущий, благотворный — в собственной базе почерпнут в той лесистой местности в Нормандии, где находится его пригородная мастерская, которую живописец именует по-русски «дачей». Она находится недалеко от города ЛезАнделиз, где родился один из величайших мастеров эры классицизма, Никола Пуссен. Проживая в Париже, Борис Хоменко смог стремительно освободиться от требований академического подхода, и его искусство воистину расцвело. «Я люблю немецкую и фламандскую живопись, но меня в особенности завлекает французское и итальянское искусство, очень живое, неповторимое, — эти живописцы эмоциональнее, они более пылко и даже страстно передают свои чувства. Импрессионизм впечатляет меня в большей степени».

Если он беспредельно верует в жизнь и экзальтированно, пылко воспевает ее красоту в собственных ликующих сюжетах, то это происходит не без оглядки на эру пленэрной живописи, не без ностальгических ноток по пикникам и «Завтракам на траве».

Близкий по мировосприятию А. П. Чехову, являясь противником других современных малосодержательно стерильных «измов», он включает в свое кредо фактически импрессионистический подход: счастливое сочетание, органичное соединение природной среды и собственных персонажей. Его свой стиль, который можно было бы именовать «хоменкизмом», — живопись, пронизанная чувственным восприятием, где все полотно раскрывается в движении, во содействии вспышек шикарных, ясных и незапятнанных красок. Верный собственной гуманистической этике и бескрайней вере в человека, Хоменко вроде бы поновой открывает свое восхищение и экстаз от соприкосновения с миром, предлагая нам поделить с ним эту удовлетворенность жизни. Avril Jean-Louis. «Boris Khomemko: L’Emerveillement» // Univers des Arts (Paris).juillet-août-septembre 2011 № 160. р. 54

Библиография

Монахов В. Н. Б. И. Хоменко. Выставка работ. Каталог. Л., КГИ, 1960 Хоменко Б. И. Так начинался Усть-Илим. Картинки создателя // Русский учитель (Л.), 1967. 12 января. Живописцы и Ленинградский Железный завод. Альбом. Авторы-составители А. Ф. Дмитренко, Л. Л. Адриашенко. Л.: Живописец РФСР, 1985 Леонидова Л. Буклет индивидуальной выставки Б. И. Хоменко. Л.: Дом журналиста, 1984 Вьюнова И. Н. Солнечный свет на гамме // Ленинградская панорама. 1984. № 9. с. 27-28 Вьюнова И. Н. Жива сила света. Рукопись монографии о творчестве Б. И. Хоменко. 1986 Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского муниципального академического института живописи, статуи и архитектуры имени И. Е. Репина Русской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Издательство Петрополь, 2007. с. 86. Delesalle Therese. «Invitation au voyage avec Boris Khomenko» // L’UNION (Reims), 19 septembre 2001. № 17447. р. 4 Balázs Feledy. «Borisz Khomemko kiallitâsânak megnyitása». Budapest. 4 апреля 2008 Выступление ведущего венгерского искусствоведа на индивидуальной выставке в Будапеште Bénard Michel, Laureate del’Academie Francaise Chevalier dе l’Ordre des Arts & des Lettres. «Boris Khomemko: Chantre des luminiscences» // L’ETRAVE, Revue des Arts et des Lettres. Poètes sans frontière (Paris), juillet-août-septembre 2007. № 203 Bénard Michel. «Boris Khomemko, le lumineux bonheur» // L’ETRAVE, Revue des Arts et des Lettres. Poètes sans frontière (Paris), juillet-août-septembre 2003. № 185 Bénard Michel. «Boris Khomemko, une bouffée de bonheur en couleur» // L’AGORA, Revue de la Société des poètes français (Paris), octobre-novembre-décembre 2011. № 57. Exposition Boris Khomemko: Les officiels ravis… et un artiste comblé // L’Impartial (Les Andelys), Jeudi, 22 mai 2003. p. 15 Эллиот Светлана. Российское лето в Нормандии // Lа pensee russe (Paris). № 4467. 31.07-6.08. 2003 I.V. (Isabelle Villy). «Boris Khomemko: Toutes les couleurs de la vie. Exposition de peinture au Musée Nicolas Poussin» // L’Impartial (Les Andelys), 15 mai 2003. р. 17. Groue Anne-Sophie. «Boris Khomemko, Le bonheur en couleurs» // L’Impartial (Les Andelys) Jeudi, 15 mai 2003. p. 15 Avril Jean-Louis. «Boris Khomemko: L’Emerveillement» // Univers des Arts (Paris). Juillet-août-septembre 2011. № 160. р. 54 Vignon Bruno. Boris Khomemko. Exhibition Catalogue. Paris, 1999. («Выставка 11-ти российских художников» в Париже в культурном центре ТЛМ) Нечаев Вадим. Выставка одиннадцати // Российская идея, 15-21.07. 1999. № 4278 Nature Art Today. Paris: Editions PATOU — Arcueil, 2013. p. 152—153 --------------- Материал подготовил историк искусства Сергей Левандовский, ведущий спец Муниципального Российского музея (Санкт-Петербург), член Союза живописцев и Союза журналистов Рф, доцент кафедры российского искусства Муниципального Института живописи, статуи и архитектуры имени И. Е. Репина Русской Академии художеств, действительный член Петровской Академии и искусств.

Для улучшения этой статьи лучше?: Проставив сноски, внести более четкие указания на источники. Викифицировать статью. Связать?

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный