Ярошенко Николай Александрович



Когда родился: 1 13 декабря

Где родился: Полтава

Когда умер: 7 июля 26 июня

Где умер: Кисловодск

Гражданство: Российская империя
Жанр: живопись




Биография

Военный по образованию и по службе. В 1863 году закончил Полтавский кадетский корпус. Вступив в 1878 в число членов Приятельства передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями повсевременно и только на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили в большей степени «мотивы штатской скорби».

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так именуемую «Белую Виллу», где жил и работал прямо до самой погибели.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, 1892).

В последние годы жизни, невзирая на томную болезнь, Ярошенко много путешествовал по Рф и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.

Погиб 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен близ «Белой Виллы», неподалеку от Собора Николая Чудотворца.

Творческая деятельность

«В пестрой сутолоке жизни судьба изредка сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Чуть ли найдется сколько-либо значимая область жизни либо мысли, которою он не интересовался в большей либо наименьшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это выражение дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубочайший огромный разум, который он повсевременно развивает и достигнул всестороннего огромного образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен либо знаком Ярошенко. Довольно именовать только несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди тех пор, — представители передовой интеллигенции в разных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью Рф, часто запечатленные кистью художника. К ним относятся вместе с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, публичный деятель A. M. Унковский, преподаватель А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, очевидно, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя существенное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни отдал бы, чтоб на данный момент посиживал здесь Ярошенко, и побеседовать с ним!»

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким отрисовывают вид Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

«Его высочайшее благородство, его прямодушие и необыкновенная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для 1-го меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, — и сознание, что таковой верный человек есть посреди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам идеальным, он делал, настаивал, кипятился, добивался, чтоб те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, настолько же неуклонными собственному долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.

Существенное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около 100. Художника завлекали люди умственного труда: прогрессивные писатели, ученые, живописцы, актеры, наилучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим публичным долгом. Ученик Крамского, он лицезрел задачку портретиста сначала в том, чтоб узнать психологию человека. Об этом супруга художника гласила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного энтузиазма не представляли».

Более известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все 5 в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его возможности передавать не только лишь наружные черты, да и нрав изображаемых лиц, но не отличаются особым мастерством технического выполнения. Наилучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Не считая жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, прекрасно воспроизводя в их приемущественно уголки кавказской природы. Посреди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

Понятно, что Николай Александрович был огромным ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Выставки становились большими публичными событиями. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Приятельства, также были приняты с одушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Приятельства передвижных художественных выставок прошла в Смоленске, в залах Дворянского собрания. В её организации под воздействием И. Е. Репина учавствовала М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе и уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тыщи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится сейчас в фондах Калужского областного художественного музея.

Галерея

«Везде жизнь» «Студент» «Террористка»

«Владимир Соловьев»

«Цыганка» «Курсистка» «Шат-гора (Эльбрус)» «Кочегар» «Заключённый» «Портрет учёного А. Я. Герда»

Достойные внимания факты

Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против страшных критерий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти воспретили выставлять эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в денек убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По уцелевшим наброскам и предварительным материалам он вновь написал «Террористку». В текущее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко. Ужасным ударом для Ярошенко стал фактический распад Приятельства. Репин, Куинджи и другие возвратились в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не повинны!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенках, — возражал ему Ярошенко, — а в измене эталонам Приятельства!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», — пишет с фото некогда жарко возлюбленного им А. И. Куинджи.

Семья

Отец — Александр Михайлович Ярошенко, генерал-майор

Мама — Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822—1890)

Брат — Василий Александрович, инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер)

Сестра — Софья Александровна, мама Бориса Савинкова.

Жена (с 1874 года) — Мария Павловна Невротина (— 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неведомую, в то время она была женой Н. А. Некрасова).

Адреса

в Санкт-Петербурге

лето 1874 — дача Крамского на Сиверской 1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатов — Бассейная улица, 27; 1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов — Сергиевская улица, 63.

Но не только лишь кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Миша Нестеров, отлично знавший семью художника, вспоминал, что у него нередко бывало до полусотни «посетителей». Некие из их гостили длительно, тогда и в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой способности. Но Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем разочаровывало.

в Кисловодске — в своем доме (c 16 ноября 1885 года)

По мемуарам М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ильича уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние 10 лет собственной жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но скоро Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся ранее Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те деньки в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти известного гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». 11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых гостей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Тут прошли последние годы жизни художника (1885—1898). После реставрационных работ гости смогли узреть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучистый тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники живописцы Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью российского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Посреди его творческих работ — наброски и картинки. Имеются послужной перечень генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. В числе поступлений последних лет — мемуары В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы российских живописцев А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина. Посреди фотодокументов — фотопортреты художника, фото семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

в Калужской губернии

усадьба супруги брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и именитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену возлюбленного народного утехи — на Духов денек в примыкающей деревушке Павлищево.

«Всюду жизнь» «Студент» «Террористка»

«Владимир Соловьев»

«Цыганка» «Курсистка» «Шат-гора (Эльбрус)» «Кочегар» «Заключённый» «Портрет учёного А. Я. Герда»

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный