Янь Вэньгуй




Биография

Сведения о художнике малочисленны и тотчас противоречивы. Четкая дата его рождения неведома (различные создатели строят различные догадки относительно этой даты), но понятно, что он происходил из Усина, пров. Чжэцзян. Все источники докладывают, что сначало Янь Вэньгуй считался в армии, где занимал интендантскую должность. С приходом к власти правителя Тай-цзуна (976—997) он покинул армейскую службу, и перебрался в столицу империи Бяньлян (как считают, это вышло в конце 970-х годов). Там он стал зарабатывать тем, что вел торговлю своими картинами с пейзажами и жанровыми сценками на улице, ведущей к Тянь Мэнь (Небесному мосту). Подразумевают, что его учителем был не много узнаваемый живописец Хао Хуэй.

Как нередко бывает в китайских жизнеописаниях, Вэньгую посодействовал случай: его картины на улице увидел придворный живописец Гао И. Он был действующим членом Академии Ханьлинь, специализировался на росписях храмов божествами, и обратился к императору с просьбой, чтоб тот позволил использовать Янь Вэньгуя в качестве ассистента для росписи стенки пейзажем. Правитель отдал разрешение, и скоро живописец был зачислен в императорскую Академию. Интересно, что сам Гао И стал членом Академии Ханьлинь тоже по воле варианта: он вел торговлю лекарствами, которые заворачивал в бумагу, своими руками разрисованную различными божествами и демонами до того времени, пока эти работы не увидел родственник грядущего правителя Тай-цзуна, который и посоветовал его императору. Эти примеры дают представление, какими, иногда, достаточно внезапными, способами формировался штат императорской Академии.

В исторических анналах сохранилась запись о том, что в 988 году Янь Вэньгуй расписал веер, который очень приглянулся императору. Сведения о древних китайских мастерах обычно расцвечены различными анекдотами и легендами, отличить правду от вымысла в каких очень тяжело. В связи с веером и Вэньгуем сохранился смешной рассказ о том, как правитель наказал Янь Вэньгую написать на веере портрет собственного министра с намёком, что это должен быть портрет Гао И. Вэньгуй преподнёс императору белоснежный шёлковый веер, а когда тот перевернул веер другой стороной, он нашел там автопортрет самого Янь Вэньгуя. Правитель был размещен к Вэньгую и не лишён чувства юмора, потому шуточка ему приглянулась.

В древних китайских источниках есть сообщения, что Янь Вэньгуй учавствовал в росписи храма Сянгуо, также монастыря Юйцинчжаоин. Китайский историк и критик искусства Го Жосюй (XI в.) в своём труде «Записки о живописи» докладывает, что этот монастырь начали строить в правление под лозунгом «Дачжун сянфу», другими словами в 1008-1016гг, когда государством правил уже 3-ий правитель сунской династии Чжэнь-цзун (997—1022). Го Жосюй пишет, что в свободное от работы в монастыре время Янь Вэньгуй написал пейзажный свиток, который увидел дунъи Лю Ду. Он и посоветовал художника на более высшую должность «дайчжао» («ожидающий императорских указаний») в Академии Ханьлинь, а правитель Чжэнь-цзун сходу утвердил эту рекомендацию. В этой должности Янь продолжал служить в придворной Академии, сблизившись с одним из ведущих живописцев Гао Кэмином, с которым в предстоящем его связала тесноватая дружба.

Четкая дата кончины мастера не известна. По воззрению одних создателей, он погиб в 20х годах XI века, по воззрению других, пережил Чжэнь-цзуна (997—1022) и скончался во время правления последующего правителя — Жэнь-цзуна (1022—1063), примерно в 40-х годах XI века.

Творчество

Янь Вэньгуй принадлежал к наикрупнейшим мастерам пейзажа. Сначала его творчество находилось под сильным воздействием 1-го из основоположников сунской пейзажной школы – Ли Чэна. Об этом свидетельствует свиток «Строения посреди гор и рек» (Тушь, бумага. Осака, Городской музей), который считают одним из самых ранешних произведений художника. На нём можно созидать величавые горы, контрастирующие с аква гладью, обилие рельефа земли, будто бы нарочно сконструированное художником, и посреди этого великолепия следы людского присутствия в виде домов и кораблей. Картина написана 3-мя разновидностями мазка кисти, которые использовал в своё время Ли Чэн. Этот свиток считают если не подлинником, то, по последней мере, копией передающей сущность творчества Янь Вэньгуя.

Янь Вэньгуй. Строения посреди гор и рек. Тушь, бумага. 161,2 см х 31,9 см; Осака, Городской музей искусства.

Другой пример величавого пейзажа – свиток «Дома около гор и рек» (Гугун, Тайбэй). На нём вновь можно созидать обилие природных частей – горы, несколько различных долин, уходящих вдаль, река, и следы присутствия человека. Конкретно способность сконструировать различные природные фактуры в единую художественную ткань была особенностью творчества Янь Вэньгуя. Его пейзажи так отличались от других работ, что в кругах Академии стало употребляться выражение «пейзаж в стиле мастера Яня» либо просто «пейзаж Яня». «Пейзаж Яня» и «пейзаж Фаня» (т.е. стиль Фань Куаня), были 2-мя основными направлениями северо-сунской пейзажной школы.

Храмовые росписи, в каких участвовал Янь Вэньгуй, не дошли до наших дней. Но живописец был не только лишь мастером монументального пейзажа, да и отлично ощущал себя в таковой прикладной форме живописи, как роспись веера. Сохранились копии, которые с разной степенью достоверности приписывают к изготовленным с его оригиналов.

Исследователи китайской живописи отмечают также заслуги Янь Вэньгуя в области строительного пейзажа (цзехуа). Его считают мастером, утвердившим панорамный вариант «архитектурного пейзажа» и конкретным предшественником Чжан Цзэдуаня. В своё время Янь Вэньгуй написал один из шедевров строительного жанра - свиток «Городской рынок в ночь праздничка Седьмого дня», но это произведение понятно только из исторических источников, т.к. не дожило до наших дней.

Творчество Янь Вэньгуя оказало воздействие на ряд его учеников и последователей. Посреди их был Цюй Дин, который, по замечанию историка искусства Го Жосюя (XIв) «достиг сходства с Янь Гуем». Прекрасный пейзаж «Летние горы» из музея Метрополитен, который ранее считали работой Янь Вэньгуя, сейчас атрибутирован его ученику Цюй Дину, так как на свитке стоит печать правителя Хуэй-цзуна, а в каталоге «Сюаньхэ Хуапу», составленном в его время, есть всего три пейзажа с таким заглавием и все числятся за Цюй Дином. Все же, эта красивая работа даёт представление об уровне и качестве живописи, которые были свойственны для Янь Вэньгуя.

Цюй Дин. Летние горы. Оригинальное произведение XI века. Музей Метрополитен, Нью Йорк. Свиток ранее приписывался Янь Вэньгую. Согласно новейшей атрибуции это работа его ученика Цюй Дина.

Перечень произведений

(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980, pp 194-196)

«Дома около гор и рек». Горы, возвышающиеся над рекой, храмы в равнине. Имеет подпись. Прекрасная работа. Гугун, Тайбэй. Храм среди осенних гор. Имеет подпись. Надпись юаньского Го Би. Гугун, Тайбэй. Трое бессмертных в пещере. Приписывается. Странноватая картина минского периода. Гугун, Тайбэй. Рыбная ловля сетью. Приписывается. Поздняя копия южно-сунского произведения(?). Гугун, Тайбэй. Храм посреди осенних бугров. Свиток 17 века (?). Гугун, Тайбэй. Горы и реки в снегу. Свиток, шёлк, тушь. Поздняя имитация типа пейзажа, который согласно общему воззрению присущ Янь Вэньгую. Гугун, Тайбэй. Огромное количество деревьев на странноватых горах. Роспись веера. Приписывается. Стиль Ли Тана. Гугун, Тайбэй. Путешествующие по зимней реке. Роспись веера. Приписывается. Поздняя сунская либо юаньская работа. Гугун, Тайбэй. Путники в осенних горах. Свиток. Имеет подпись. Минская работа. Личное собрание, Тайбэй. Зигзагообразная река, текущая посреди гор. Длиннющий свиток. Приписывается. Цзиньская либо юаньская работа, выполненная в северо-сунской традиции. Колофоны Ни Цзаня, Лу Гуана и многих других. Ранее хранился в личной коллекции маньчжурского правящего дома. «Строения посреди гор и рек». Речной пейзаж с высочайшими горами и храмами. Свиток, тушь, бумага. Подписан. Начало 12 века(?). Выполнен в традиции Янь Вэньгуя. Осака, Городской музей. Два пейзажа. Приписываются. Юаньская работа(?), Государственный музей, Токио Просветление на реке после снегопада. Свободная версия старенькой композиции Ван Вэя. Подписана именованием создателя. Колофоны Лу Гуана, Сун Кэ, и Шэнь Чжоу. Печати Сян Юаньбяня. Колл. Фудзи Юринкан, Киото. Ветер на реке. Горы у реки с храмами и человеческими фигурами. Свиток на тёмном шёлке. Приписывается. Поздняя работа. Колл. Чэн Ци, Токио. Зимний пейзаж. Свиток на шёлке. Подписан. Возможно, сотворен по мотивам «Просветление после снегопада» Ван Вэя. Копия. Галерея Фрир, Вашингтон. Летние горы. Приписывается. Печати Лян Цинбяо, правителя Цяньлуна и других. Отлично выполненная работа. Музей Метрополитен (сейчас приписывается Цюй Дину, но Кэхилл не согласен с этой атрибуцией). Ветер на реке. Свиток на бумаге. Приписывается. Печати Лян Цинбяо, правителя Цяньлуна и других. Поздняя работа. Композиция та же, что и в свитке из личной коллекции Чэн Ци, Токио. Собрание Джанканк, Чикаго. Каменистый сберегал с соснами под дождём. Роспись веера. Приписывается. Отменная южно-сунская работа. Коллекция Кроуфорда. Несколько альбомных листов, неверно приписанных Янь Вэньгую из Музея Метрополитен, Нью Йорк.

Библиография

Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв. — М.: Наука, 1976 стр. 41, 44, 46, 52, 56. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что лицезрел и слышал. М. Наука. 1978, стр. 78-79, 81 Wen Fong. Summer mountains. The Timeless Landscape. The Metropolitan Museum of Art, 1975, pp.18-19 Various authors. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press, London, 1997. pp 102, 104 Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, p. 5
Другие материалы в этой категории: « Янь Либэнь Шэнь Чжоу »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный