Ван Мэн (художник)




Биография

Ван Мэн. Скромное пристанище. Музей Метрополитен, New-york.

Ван Мэн родился в 1308 году в Усине, провинция Чжэцзян, в аристократической и артистичной семье. Его мама была дочерью известного художника и муниципального деятеля юаньской эры Чжао Мэнфу, его отец — Ван Гоци (1285 — ?) тоже удачно занимался живописью и каллиграфией; художником был и его дядя Чжао Юн. Полностью возможно, что 1-ые уроки Ван Мэн получил от собственного деда. Он был очень способным юношей, сохранились свидетельства, что в молодом возрасте он придумывал стихи, писал неплохую каллиграфию и обладал прекрасной памятью. Ван Мэн удачно сдал экзамены и последовал домашней традиции роли в официальной службе: в 1340-х годах он занимал невысокую административную должность. Но восстание Бардовых повязок и утрата монголами контроля над Цзяннаньским регионом оборвали его карьеру. Ван Мэн удалился от мира, и поселился в уединении на горе Жёлтого журавля (Хуанхао) к северу от Ханчжоу, заглавие которой он вплёл в своё 2-ое, студийное имя «Собиратель дров с горы Жёлтого журавля» (Хуанхао Шаньцяо). Потом в 1360-х годах он пару лет провёл в Сучжоу, пока там у власти был предводитель Бардовых повязок Чжан Шичэн, и стал видной фигурой посреди собравшихся в этом городке живописцев и поэтов.

После того, как в 1368 году установилась власть династии Мин, и стало ясно, что реставрация извечно китайского правления вернёт всю старенькую конфуцианскую систему найма чиновников и продвижения их по службе в согласовании с наградами, он занял пост префекта провинции Шаньдун. Но, подобно многим другим интеллектуалам, он стал жертвой преследований, распространявшихся на всех образованных людей со стороны первого минского правителя Чжу Юаньчжана, который будучи человеком низкого происхождения, в прошедшем — обычным разбойником из Бардовых повязок, был очень подозрительным к ним, и многих казнил, обвинив в комплотах. Ван Мэн, к огорчению, оказался одним из числа тех людей, кто в 1379 году собрался в доме премьер-министра Ху Вэйюна, чтоб поглядеть картины. Когда на последующий год Ху Вэйюн был обвинён в измене и казнён, Ван Мэн был арестован, по всей вероятности неверно. В кутузке он в возрасте 77-и лет и скончался.

Творчество

Ван Мэн. Жилье в горах Цинбянь. 1366 г. Музей Шанхая.

Ван Мэн писал в главном пейзажи и был выдающимся мастером этого жанра. В произведениях художника видно воздействие его деда — Чжао Мэнфу и его дяди, Чжао Юна. Подобно многим юаньским учёным-художникам он не избежал воздействия старенькых мастеров — Дун Юаня и Цзюй Жаня, композиционные формулы которых он трансформировал в собственный стиль. Ван Мэн также полностью удачно занимался живописью фигур. Шёлку он предпочитал бумагу, а самым близким из современников по духу (но не по стилю) для него был Ни Цзань. Стиль Ван Мэна не реалистичен, исследователи именуют его экспрессионистическим, поверхности гор на его картинах нередко драматически исковерканы, и как будто бы пребывают в напряжении и вибрации.

Его свиток «Жилище в горах Цинбянь» (1366 г. Музей Шанхая) был написан для Чжао Линя, внука Чжао Мэнфу по мужской полосы, другими словами, двоюродного брата Ван Мэна. На нём изображена усадьба семейства Чжао в горах Цинбянь, расположенных к северу от их дома в Усине. По собственному типу картина принадлежит к «пейзажу отшельничества». Ван написал несколько таких картин, в этой он следует композиционному приёму ограждения: жилье, средоточие безопасности и комфорта, изображённое как несколько домиков (посреди слева) размещено в полузакрытом месте, а путь во окружающий мир представлен в виде аква потока и дороги, по которой идёт человек с посохом. Но, ясный подтекст картины, подразумевающий безопасность и комфорт, не соответствовал ни времени, ни месту её сотворения: когда Ван писал картину, войска Чжан Шичэна и Чжу Юаньчжана вели в этом районе ожесточённые бои, и убили всё из принадлежавшего знати, что ещё не было затронуто войной. Должно быть, Ван Мэн попробовал передать чувство утраты прежней безупречной жизни, придав картине бурный, турбулентный вид.

Работы такового типа являются далекими родственниками картин Дун Юаня X века и Го Си XI века, но в ещё большей мере северосунского монументального пейзажа, который позволял зрителю зрительно находиться в упорядоченной вселенной, где всё взаимосвязано, ясно и понятно. Сохраняя все соответствующие черты такового пейзажа, Ван Мэн вроде бы вызывает у зрителя надлежащие ожидания, которые ту же решительно разбивает, применяя ненатуральный сдвиг света и тени, пространственные преломления и искривления, и сильную дестабилизацию всей земной поверхности. Его работа кистью на сто процентов обратна манере Ни Цзаня: мазки различных форм плотно соседствующие либо наложенные друг на друга, делают достояние объёмов; завивающиеся мазки присваивают картине неспокойный вид, передавая нервную энергию руки художника.

Ван Мэн. Лесная пещера в Цзюйцюе. Гугун, Тайбэй.

К этому же типу пейзажа примыкают две другие работы Ван Мэна — «Скромное пристанище» (ок. 1370г, Музей Метрополитен, New-york) и прославленный свиток «Лесная пещера в Цзюйцюе» (Гугун, Тайбэй). Свиток из Нью-Йорка живописец подписал последующим образом «Дровосек с горы Жёлтого журавля Ван Мэн написал это для возвышенного учёного из Умеренного пристанища». Самого возвышенного учёного живописец изобразил сидячим перед воротами пристанища с Магическим грибом (линчжи) в руке; один слуга с 2-мя оленями ворачивается из леса, другой слуга кормит журавля. Эта полная умиротворения сцена окружена величавым горным пейзажем, написанным в соответствующей нервной манере. Даосские благоприятствующие знаки — гриб, журавль и олень совместно с архаическим изображением фигур и пристанища являются зрительным воплощением мечты о рае. Это не изображение реального места, а картина-мечта.

Свиток «Лесная пещера в Цзюйцюе» является самым известным произведением Ван Мэна, но дата его сотворения неведома. На нём живописец изобразил пещеру Линьу, расположенную в лесу неподалеку от озера Тайху, также горное ущелье, в низине которого течёт речка, а на склонах ютятся домики и терраски. На террасках можно созидать учёных, умиротворенно предающихся книжным радостям, в то время как сам горный пейзаж как будто бы живойёт самостоятельной жизнью: он весь состоит из искривлённых напряжённых форм, которые перемежаются сполохами красноватой осенней листвы. Контраст меж человечьим комфортом и бурной стихией природы выражен тут со всей силой. Этому способствуёт нервная и виртуозная работа кистью, богатое обилие мазков и применение охристых и бардовых тонов, создающих узкую колористическую игру.

Ван Мэн. Гэ Чжичуань перевозит своё жилье. 1360е гг. Гугун, Пекин.

Свиток Ван Мэна «Гэ Чжичуань перевозит своё жилище» не имеет даты, но из его стиля следует, что он сотворен примерно в то же время, что и «Жилище в горах Цинбянь», другими словами в 1360-х годах. Из надписи Вана, изготовленной несколькими годами позднее, можно выяснить, что картина написана для некоего Жичжана, может быть такого же самого, для которого был сотворен прославленный свиток «Лесная пещера в Цзюйцюе». Считают, что это был буддийский монах по имени Цзучэн Жичжан; почему Ван Мэн писал для него картины на даосские темы — непонятно.

Гэ Чжичуань, он же Гэ Хун (283—343) был исторической личностью, создателем ранешнего даосского алхимического трактата «Баопуцзы нейбянь», которого позже включили в даосский пантеон бессмертных. «Перевозящий своё жилище», должно быть, отражает тот момент в его жизни, когда он во время собственного путешествия на юг отправился в Гуанчжоу в поисках киновари, которая была ему нужна для чистки эликсира бессмертия. Для того, чтоб ему не помешал местный губернатор, Гэ Хуну пришлось взобраться на гору Лофу и приготовить эликсир там.

Равнина с домиками, скрытыми травой, вверху слева, где слуги ждут его прибытия, должно быть, представляют конечную цель его путешествия. Но свиток очень припоминает те картины, на которых даосские бессмертные всходят на небеса со всем своим семейством. Даосский адепт конца третьего века н. э. Сюй Засунь, он же Сюй Цзинъян, был конкретно таким бессмертным, совершавшим восхождение на небо, и тематически похожие картины время от времени принимают за его изображения. Если интерпретировать картину таким макаром, то недоступную, окружённую горами равнину следует считать образом желанного рая.

Семейство движется по фронтальному плану картины, в главном пешком, только супруга и ребенок Гэ Хуна движутся верхом на буйволе; сам же он стоит на мосту, обернувшись на их, держа одной рукою веер из перьев, а другую положив на оленя, который тащит связку свитков, возможно, даосских священных текстов. Сзади него на земле посиживают два отдыхающих носильщика; за ними дорога исчезает и возникает вновь только далековато вверху, приводя в вожделенную равнину. Подобно Шэну Моу, Ван Мэн использовал тут приёмы величавого пейзажного искусства 5 Династий и Северной Сун, дозволяющие глазу зрителя беспрепятственно двигаться через вереницу пространств, в которые как в рамки вставлены эпизоды повествования. Весь строй картины Ван Мэн подчиняет этой цели: набросок гор, деревьев, человечьих фигур отличается необыкновенной тонкостью; он употребляет сухие прямые мазки и избегает в работе кисти жеста и каллиграфичности, словом, всего, что может свидетельствовать о спонтанности. Высочайшее техническое мастерство этого свитка в неких отношениях превышаёт всё, что можно созидать в других работах Ван Мэна.

Ван Мэн. Пейзаж. Музей Шанхая.

Мощная увлечённость Ван Мэна изображением пространств и вещественных форм, которые он употреблял как строй элементы в никогда не повторявшихся композициях, присущи его наилучшим творениям. Но у Ван Мэна есть произведения совсем другого рода. В собственный поздний творческий период он увлекался тестами с более плоской разновидностью живописи, когда картина создавалась из мазков кисти и клякс на поверхности бумаги. Конкретный экскурс в этом направлении изготовлен, к примеру, на небольшом, нарисованном одной тушью на бумаге «Пейзаже» (Музей Шанхая). Ни маленькая надпись Вана (только прозвище и автограф), ни поэмы, надписанные 2-мя современниками, ничего не докладывают об обстоятельствах, при которых была сотворена эта работа.

В случае с Ни Цзанем относительная раскованность и плоскостность его поздних работ, в особенности изображения бамбука, приписывают необходимости в его преклонные годы очень нередко «расплачиваться по обязательствам», другими словами оплачивать своими произведениями какие-то услуги либо продукты. Один литератор его времени, Ся Вэньянь, писал, что эти поздние работы и его ранешние произведения как будто сделаны различными людьми. Схожая ситуация могла породить схожую же тенденцию и в позднем творчестве Ван Мэна, хотя для художника таковой величины это мог быть и чисто эстетический выбор. Какими бы ни были предпосылки, но работа выполнена маленькими сухими по большей части закрученными мазками туши, без размывов и богатой текстуры, настолько соответствующих для Ван Мэна. Она вызывает в памяти тонкость и прозрачность картин Ни Цзаня, но композиции Вана отличаются большей замкнутостью места, и отсутствием успокаивающих интервалов. На 1-ый взор картина смотрится плоской и скучноватой, но при разглядывании оригинала этой работы текстура, сотканная работой кисти, оказывается содержащей огромное количество различных аспектов мазка и цветов туши, которые делают её богаче и увлекательнее, чем это может показаться на репродукции.

Ван Мэн, продолжив традицию китайского пейзажа, трансформировал его, придав ему новое звучание и создав совсем новый стиль, воздействие которого распространилось на живопись Мин, Цин и даже на современный китайский пейзаж.

Библиография

James Cahill. Hills Beyond a River. Chinese Painting of the Yuan Dynasty. — N. Y., 1976. Three Thousand Years of Chinese Painting. — Yale University Press, 1997. Искусство империи Юань Драма Бо Пу • Ван Шифу • Гуань Ханьцин • Ли Хаогу • Ма Чжиюань • Чжэн Гуанцзу • Чжэн Тинъюй Изобразительное искусство Ван И • Ван Мэн • Гуань Даошэн • Жэнь Жэньфа • Кэ Цзюсы • Ни Цзань • У Чжэнь • Хуан Гунван • Цянь Сюань • Чжао Мэнфу Поэзия «Плач Тогон-Тэмура» • Садула • Хань Симэн Архитектура Амир ад-Дин Нормативный контроль CBDB: 0100923 · GND: 118980319 · ISNI: 0000 0000 6316 5102 · LCCN: nr90012932 · NDL: 00617586 · SUDOC: 171546229 · VIAF: 812075 · ULAN: 500327905
Другие материалы в этой категории: « Ван Симэн Ван И (художник) »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный