Ван И (художник)




Биография

Сведения об этом художнике очень небогаты. Понятно, что он происходил из Чжэцзяна, жил в Ханчжоу, занимался пейзажем и живописью фигур, особо специализируясь на портрете (историки искусства считают, что он был продолжателем сунской традиции портрета). Четкая дата его погибели неведома. Из всего наследства Ван И сохранилось несколько красочных произведений, и маленький трактат, посвящённый портретной живописи.

До XVII века, и даже позднее, портрет рассматривался китайскими ценителями как чисто функциональное искусство, находящееся за пределами категорий «достойных утонченного взгляда». Такое отношение привело к тому, что до наших дней дошло сильно мало древних портретов — они не ценились, и не хранились. Серии императорских портретов находились в муниципальных хранилищах, но отношение к ним было приблизительно как к фотографиям, а не к ценным картинам. От эры Юань дошли два альбома портретов царей этой татарской династии. Но о портретах, сделанных за пределами двора и кругов духовенства эры Юань, сейчас имеется очень смутное представление. Единственным примером таковой живописи является «Портрет Ян Чжуси», сделанный Ван И. На нем изображен ученый и поэт Ян Чжуси (Ян Цянь по прозвищу «Бамбук-запад»), прогуливающийся в одиночестве с посохом в просторной одежке и шапочке. Портрет был сотворен в кооперации с Ни Цзанем, который в 1363 году добавил к фигуре ученого, нарисованной Ван И, сосну и камешки.

Ван И. Портрет Ян Чжуси. 1363 г. Гугун, Пекин. К фигуре ученого-поэта Ян Чжуси живописец Ни Цзань пририсовал сосну и камешки.

Ван И принадлежит 1-ый узнаваемый теоретический трактат о портрете. Это маленькое по объему произведение, озаглавленное «О портрете», он написал в 1360 году. В трактате живописец прямо за Су Ши утверждает, что «каждый, кто пишет портрет, должен знать правила физиомантии». Живописец считал, что у портрета есть два начала: одно содержит эзотерический, магический смысл, раскрываемый физиогномикой, другое — это орнаментально-графическая структура лица. Дальше он обрисовывает, как запечатлевает в памяти образ портретируемого, так, чтоб его можно было созидать даже с закрытыми очами. Потом обрисовывает технику живописи при изображении лица. И в конце пеняет: «Нынешние пошлые ремесленники „играют на лютне, заклеив колки“, не знают путей творческого претворения (обычных приемов). Они стремятся вынудить изображаемого, поправив платьице, напряженно посиживать, как глиняного глупца. Так и пишут. Потому на 10 тыщ случаев ни 1-го удачного». Но его собственное произведение, «Портрет Ян Чжуси» тоже тяжело именовать удачным, в особенности если сопоставить с портретами эры Мин и Цин. Невзирая на то, что китайские надписи на этом произведении превозносят способность портретиста выудить «честность и почтительность» характерные Ян Чжуси, лицо портретируемого совсем не передает его внутренний мир, оно обходительно и невыразительно. Но, как это принято в китайском портрете, поза, атрибуты, окружающие предметы являются знаками, понятными образованному зрителю. Живописец наделяет собственного героя совсем определенными духовными свойствами, придав ему определенный вид и окружив его неслучайными предметами — сосной и камнями, олицетворяющими честность, твердость и чистоту.

Ван И. Портрет Ян Чжуси. Свиток полностью. 1363 г. Гугун, Пекин.

Литература

Китайские трактаты о портрете. — Л.: Аврора, 1971. Завадская Е. В. Эстетические задачи живописи старенького Китая. — М.: Искусство, 1975. Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997 Искусство империи Юань Драма Бо Пу • Ван Шифу • Гуань Ханьцин • Ли Хаогу • Ма Чжиюань • Чжэн Гуанцзу • Чжэн Тинъюй Изобразительное искусство Ван И • Ван Мэн • Гуань Даошэн • Жэнь Жэньфа • Кэ Цзюсы • Ни Цзань • У Чжэнь • Хуан Гунван • Цянь Сюань • Чжао Мэнфу Поэзия «Плач Тогон-Тэмура» • Садула • Хань Симэн Архитектура Амир ад-Дин
Другие материалы в этой категории: « Ван Мэн (художник) Бянь Цзинчжао »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный