Шэнь Чжоу




Биография

Шэнь Чжоу родился в богатой семье потомственных учёных в местечке Сянчен, неподалеку от Сучжоу (провинция Цзянсу), и получил не плохое образование. Его учителя — Чэнь Куань, Лю Цзюэ и Чжао Тунлу — все были известными сучжоускими учёными и людьми очень сведущими в живописи. Семейство зополучило достояние в конце династии Юань — дед Шэня по отцовской полосы стал тогда богатым землевладельцем. С приходом династии Мин благосостояние семьи ещё более возросло, потому что отец Чжоу, Шэнь Хэн (1407—1477) был назначен основным собирателем налогов. Это был просвещённый бюрократ, на досуге занимавшийся живописью, вобщем, так же как и его брат, Шэнь Жэнь.

Получив не плохое образование, Шэнь Чжоу не стал пополнять класс чиновников и занимать какую-либо муниципальную должность, невзирая на последовавшее предложение. История сохранила этому несколько разъяснений. По одной версии, его дед Шэнь Чэн (1376—1463) установил домашний кодекс чести, который ограждал его от пути, коим следовало большая часть учёных — стремиться занять правительственный пост. Семья была довольно богатой для того, чтоб у деток не было нужды зарабатывать средства любым образом. Согласно другой версии, после того, как Шэнь Чжоу было предложено место в правительстве, он неповторимым образом уклонился занять его, сославшись на необходимость ухода за нездоровой мамой — в системе конфуцианских ценностей сыновья почтительность была одной из основных добродетелей, и его поступок не могли не оценить просвещённые бюрократы. Ещё одна версия утверждает, что Шэнь Чжоу просто погадал по Книжке Перемен, и получил отрицательный ответ. Так либо по другому, но он остался дома, читая книжки в доброкачественной домашней библиотеке и наслаждаясь картинами из богатой домашней коллекции.

Шэнь Чжоу предпочитал держаться подальше от мирской суеты, он посвящал своё время путешествиям, сочинению стихов, каллиграфии и живописи. Его обыкновенные, не слащавые поэмы были напрочь лишены каких-то пылких излияний, в их Шэнь Чжоу ориентировался на творчество танских и северосунских поэтов. В свои 30 лет в Сучжоу он уже стал достаточно известным литератором и каллиграфом. В истории он сохранился как человек очень уравновешенный, справедливый и сочувствующий обычным людям, наибольшим желанием которого было, чтоб при императорском дворе служило как можно больше справедливых чиновников, способных обеспечить достойную жизнь собственному народу. Шэнь Чжоу высоко почитался в Сучжоу, и воспользовался почтением у местных чиновников, его имя знали даже в столице. Сохранились предания о его доброте, о том, как он в прохладные зимние деньки отмечал дома, над которыми не подымался дым от очага, и посылал туда слугу с средствами, также предания о его сыновней почтительности, как он ухаживал за мамой, всюду аккомпанировал её, сам приносил ей воду, и в конечном итоге она дожила до 100 лет. Шэнь Чжоу сам дожил до глубочайшей старости, скончавшись в возрасте 82-х лет.

Творчество

Шэнь Чжоу. Величавая гора Лу. 1467 г. Гугун, Тайбэй. Шэнь Чжоу. Путешественник с посохом. Гугун, Тайбэй.

Начав заниматься искусством со своими первыми учителями, папой и дядей, Шэнь Чжоу увлёкся живописью учёных (вэньжэньхуа), в особенности творчеством Четырёх величавых мастеров эры Юань (Хуан Гунван, Ни Цзань, Ван Мэн и У Чжэнь). К сорока годам он исследовал их мастерство в деталях (воспроизводил работу их кисти до того времени, пока не достигнул лёгкости и непринуждённости). В качестве примера можно привести две его работы из Государственного дворцового музея, Тайбэй — «Путник с посохом» и «Величественная гора Лу» (1467 г.). В первой работе видно бесспорное воздействие Ни Цзаня и в построении композиции, и в деталях, к примеру, в изображении деревьев. Но структура гор отсылает к произведениям Дун Юаня. 2-ая картина, «Величественная гора Лу», следует манере Ван Мэна и в композиции и в работе кисти. Картина была написана в качестве подарка к деньку рождения его учителя Чэнь Куаня, потому к ней приложена длинноватая поэма, и с особой тщательностью выписаны детали. Гора Лу находится в северной части провинции Цзянси, с её верхушки можно созидать реку Янцзы, но Шэнь Чжоу там никогда не был. Как всякий красочный подарок в Китае, картина имеет сокрытый смысл: живописец желал аллегорически показать твёрдый нрав и плюсы собственного учителя оковём его сопоставления с величавой горой. Написав большие горные массы покрытые деревьями и зеленью, живописец в самом низу умело расположил фигурку человека, восхищающегося открывшимся потрясающим видом. Эта картина является, пожалуй, самым известным произведением Шэнь Чжоу. Настолько подчёркнутое внимание к маленьким деталям и достояние вариантов в композициях горных масс и деревьев изредка встречаются в других работах художника.

Историки искусства лицезреют заслугу Шэнь Чжоу в том, что в то время как в минской живописи доминировали стили поздней Сун, он возродил искусство Четырёх величавых мастеров эры Юань, и ввёл в обширное употребление их приёмы работы кистью и общей организации картины. Это был собственного рода переворот. Конкретно эти принципы сначала отличают «школу У» от «школы Чжэ». Но живописец апеллировал также к творчеству Ми Фэя, его отпрыска Ми Южэня, и даже к более ранешным Дун Юаню и Цзюй Жаню. Шэнь Чжоу продолжил традицию поэтических надписей на картине, позволяющих художнику дополнительно выразить свои чувства. Сочетание монохромного пейзажа, каллиграфии и поэтических излияний художника усиливало воздействие произведения на зрителя.

В возрасте от сорока до шестидесяти лет Шэнь Чжоу продолжал работать в кругу тех принципов, которым обучался у собственных возлюбленных живописцев, вышеперечисленных, но всякий раз, имитируя их манеру, он добавлял что-то своё. После шестидесяти лет наработанную технику он трансформировал в свой стиль. Его поздние работы — «Пейзаж в манере Дуна и Цзюя»(1473 г., Гугун, Пекин), отсылающий зрителя к Дун Юаню и Цзюй Жаню, «Пейзаж в манере Ни Цзаня» (1479 г., Гугун, Пекин), "Копия «Жилища в горах Фучунь» Хуан Гунвана (1487г) — все эти свитки показывают, как используя старенькые элементы картин и приёмы работы кистью Шэнь Чжоу делает современные и полностью самостоятельные варианты. В одной из собственных последних работ — свитке длиною практически 9 метров «Пейзажи Цанчжоу», живописец употребляет технические приёмы всех Четырёх величавых мастеров Юань в безупречной композиции, что является свидетельством полного овладения их творческими секретами. Может быть, он поступил так, чтоб придать свитку зрительное обилие и вызвать дополнительный зрительский энтузиазм, но в конечном итоге «узоры», сделанные игрой кисти, собственной самоценностью перевешивают сам ландшафт. В надписи на свитке он критически высказывается о тех собственных современниках, которые изучают Дун Юаня и Цзюй Жаня и в то же время стремятся избежать правдивого отображения пейзажа. Его призывы к овладению различными манерами старенькых мастеров пейзажа посодействовали художникам позднего периода династии Мин воплощать форму без вреда для содержания.

Шэнь Чжоу. Пейзажи Цанчжоу. 1506-09гг. Гугун, Пекин.

Умело сочетая стихи, эссе, каллиграфию и живопись Шэнь Чжоу писал горы и реки родных мест, сады и парки собственных знакомых и близких, собрания и вечеринки собственных друзей, и выражал своё отношение ко всем сторонам жизни. Эти произведения не являлись натуралистическими зарисовками происходящих событий, быстрее они выражали мысли и чувства художника обычным для искусства интеллектуалов образом. Благодаря усилиям Шэнь Чжоу живопись учёных (вэнжэньхуа) равномерно обрела существенно более широкую аудиторию, чем ранее.

Шэнь Чжоу. Чтение посреди осенней природы. Гугун, Пекин. Шэнь Чжоу и Ван Ао. Поэма о гранате и люфе. 1506-09. Институт искусств, Детройт.

Одной из любимых тем художника было изображение поэта наедине с природой; он не один раз и в различных вариациях обращался к данной теме. Его очень занимал волнующий момент единения человека и природы, порождающий поэтические чувства. К примеру, на альбомном листе «Чтение посреди осенней природы» (Гугун, Пекин) он изобразил себя самого с книжкой на фоне пейзажа. Созерцательное настроение картины развивается в его поэтической надписи: «Высокие деревья под западным ветром теряют листья. Я расстегнул ворот собственной одежки. Я сижу, пропуская мимо себя время. Наобум поворачиваюсь спиной к осеннему ручью. Я не оканчиваю моего чтения. Мой дух ушёл плутать к небесам, кто может его выяснить?».

Шэнь Чжоу с наслаждением работал и в жанре «цветы-птицы», более того, он занимает видное место в развитии этого жанра в рамках живописи учёных. Его произведения с этой темой в виде альбомов либо отдельных листов достаточно многочисленны. К примеру, на листе из Музея искусств, Детройт «Гранат и люфа» серьезными мазками туши изображены ветки лимонка, и нежными размывами голубоватой краски листья и ствол люфы. Набросок аккомпанирует поэма, написанная учёным и муниципальным деятелем Ван Ао. Этот лист в качестве подарка предназначался их общему другу У Чуньхуну. Как обычно в подарочном произведении есть сокрытый символический смысл — плод лимонка, с лопнувшей кожицей, под которой видны семечки, является намёком на плодородие, продолжение рода, и выражает пожелание государю У Чуньхуну обрести давно ожидаемого отпрыска. Шэнь Чжоу нередко обожал изображать отдельную птицу либо отдельный цветок — это присваивало его произведениям необыкновенную простоту и чистоту. Он также обожал накладывать краски в несколько слоёв, и это присваивало его произведениям необыкновенную рельефность.

В свои 80 лет живописец написал автопортрет, на котором можно созидать старца с хорошим и умным лицом. Исследователи лицезреют в этом произведении признаки, сближающие его с типом погребального портрета, связанного с культом протцов. Как и погребальные портреты, он выполнен по правилам физиогномики, и призван выражать конфуцианские этический и эстетический эталоны. Об этом молвят и изготовленные художником надписи: «Люди отыщут, что изображённые мною глаза малы, а лоб очень неширок. Но я не знаю даже моих плюсов. Как выразить мне свои недочеты? Сходство — стоит его почитать? Единственная вещь, которой я боюсь, это не дать полностью выявиться истине».

Независящая и незапятнанная жизнь Шэнь Чжоу и его заслуги в живописи поэзии и каллиграфии были феноменом, оказавшим глубочайшее воздействие на несколько поколений живописцев. Его считают основоположником Школы У, он обрёл огромное количество последователей и подражателей, посреди которых более профессиональным является Вэнь Чжэнмин.

Сохранилось порядка 460 произведений, которые так либо по другому связывают с именованием Шэнь Чжоу (по данным Index to Ming Dinasty Chinese Paintings Джеймса Кэхилла; по данным проф. М.Е Кравцовой ок. 200 произведений). Сохранились также литературные труды мастера — собрание сочинений «Ши тяньцзи» (Собрание произведений каменного поля) и отдельные сборники стихов.

Библиография

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — М.: Изобразительное искусство, 1972, стр. 133, 134, 136-37 Искусство Китая. М. 1988, стр. 53, илл. и прим. 165, 166 Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.6, М. 2010, стр. 873—874 James Cahill. Chinese painting. Geneva, 1977. pp 125—129 Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997. pp 217—219 Watson, William, The Arts of China 900—1620. Yale University Press, London 2000, pp 185—194 Richard Edwards. The Field of Stones; A Study of the Art Shen Chou (1427—1509). Smithsonian Institution Washington DC 1962 Интернет-выставка в течение 3 шедевров Shen Чжоу Империя Мин Канун империи Восстание Бардовых повязок • Белоснежный лотос • Чжан Шичэн Цари

Чжу Юаньчжан • Чжу Юньвэнь • Чжу Ди • Чжу Гаочи • Чжу Чжаньцзи • Чжу Цичжэнь • Чжу Циюй • Чжу Цзяньшэнь • Чжу Ютан • Чжу Хоучжао • Чжу Хоуцун • Чжу Цзайхоу • Чжу Ицзюнь • Чжу Чанло • Чжу Юцзяо • Чжу Юцзянь

Внутренняя политика

Восстание Цао Цина • Цзиньи-вэй • Да Мин люй

Наружняя политика

Путешествия Чжэн Хэ • Вокоу • Имджинская война • Тумуская трагедия • Маттео Риччи • Миссия Петлина в Китай

Наука и философия

Энциклопедия Юнлэ • Ван Янмин • Сун Лянь • Ван Фучжи • Ли Шичжэнь

Искусство Изобразительное искусство Цю Ин • Тан Инь • Вэнь Чжэнмин • Шэнь Чжоу • Дун Цичан • Хань Симэн Литература Ло Гуаньчжун «Троецарствие», «Речные заводи» • Ланьлинский насмешник «Цветочки сливы в золотой вуале» • У Чэнъэнь «Путешествие на Запад» Архитектура Храм Неба • Запрещенный город •Гробницы царей династии Мин • Мяо Фэн Падение империи

Фермерская война в Китае • Ли Цзычэн • Чжан Сяньчжун • У Саньгуй • Династия Южная Мин

Источники

Мин шилу • История Мин • Чхве Пу • Али Экбер Хатай

Портал:Китай

Для улучшения этой статьи лучше?: Проставив сноски, внести более четкие указания на источники.
Другие материалы в этой категории: « Янь Вэньгуй Шэнь Цюань »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный