Го Си




Биография

О жизни художника сохранилось незначительно сведений. Его современник, китайский теоретик и критик живописи Го Жосюй в собственном трактате «Записки о живописи: что лицезрел и слышал» от 1082 года докладывает о нём последующее: «Го Си, родом из Вэнь в Хэяне. Сейчас занимает должность исюэ в Императорском ведомстве Шуюань. Пишет пейзажи зимнего леса. Проявляет как искусность и обилие, так и глубину в композиции. Хотя он повсевременно изучает Ин-цю (другое имя Ли Чэна), и восторгается им, но может выразить и собственные чувства. Большие ширмы и высочайшие стенки (с его росписями) намного посильнее, (чем у предшественников). В сегодняшнем поколении (живописцев) он — единственный. »

Другие древние источники подтверждают, что Го Си обучался у Ли Чэна, затмил его, сделал собственный стиль, и очень свободно обладал кистью. Расписывая стенки дворцов, он создавал большие пейзажи, выполненные одной чёрной тушью. Эта особенная, традиционно-китайская техника живописи просит огромного мастерства в выполнении, владения различного калибра кистями, разной тушью. Она также просит безупречного наложения мазка, так как наложенную тушь поправить уже нереально. Неплохой, выполненный одной чёрной тушью пейзаж в той же мере не уступает пейзажу цветному, в какой искрометно выполненные картинки неких европейских мастеров XVI—XVIII веков нередко бывают лучше многих их собственных картин. Го Си поглотил все технические способности предшественников, и вывел искусство пейзажа на новый уровень.

Го Си. Каменистая равнина и дальний горизонт. 11в. Гугун, Пекин.

Свою карьеру живописец начал во время правления правителя Жэньцзуна (1022—1063). Сведения о его ранешном творчестве отсутствуют, исторические свидетельства застают Го Си уже в ранге исюэ. Возможно он стал директором правительского департамента живописи (Академия Ханьлинь) в 1060х годах, и совсем заслуженно, так как он выделялся посреди живописцев и как практик, и как теоретик, и как преподаватель, проповедовавший новый подход к живописи. Не считая того, Го Си был членом департамента каллиграфии, имея в нём чин дайчжао.

1-ые большие работы живописец создавал в императорском дворце, расписывая монументальными пейзажами ширмы и стены-перегородки. В 1068 году, при императоре Шэньцзуне (1067—1085) для дворца Сяодань живописец расписывает центральную часть трехстворчатой ширмы сюжетом на тему деяний правителя, совершённых в течение его жизни (боковые створки расписывали Ли Цзун-чэн и Фу Дао-инь). Наряду со своим сотрудником Цуй Бо, Го Си становится личным художником правителя Шэньцзуна, не просто выполняющим его заказы, но отражающим в произведениях вкусы и предпочтения собственного патрона. Спецы отмечают, что вкусы этого просвещенного правителя были обширнее, богаче и разнообразнее, чем у его одиннадцатого отпрыска, императора-художника Хуэйцзуна (1100—1126), пришедшего к власти через 15 лет после погибели отца. В собственном трактате «Записки о высочайшей сущности лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание одичавших источников и скал — обыденное удовольствие для совершенного человека. Императору Шэньцзуну навряд ли удавалось нередко увидеть одичавшую природу наедине — этому мешала занятость муниципальными делами, а редчайшие выезды на природу сопровождались большой свитой. Полностью понятно как рвение правителя быть «совершенным человеком», так и роль, которую игрались в этом стремлении заменявшие природу пейзажи Го Си.

Го Си очень почитал Ли Чэна. Он обучался на его пейзажах не только лишь владению кистью, да и композиционным решениям и построению места. Не умопомрачительно, что скоро он стал отождествляться со своим учителем; их имена были объединены, чтоб обозначить необыкновенную традицию в живописи, которую они сделали. «Школа Ли-Го» стала традиционной, одобренной царем разновидностью пейзажа, и перевоплотился в официальный канон.

В 1080-е годы, в честь сдачи его отпрыском, Го Сы, экзамена на ученую степень, Го Си расписал стенки храма Конфуция в уезде Вэнь. В храме были сделаны четыре пейзажные композиции, монументальные и величавые, которыми живописец особо гордился. Декоративно-монументальные росписи были сделаны Го Си и в почти всех других храмах, и в здании департамента живописи. Поэт Су У предназначил монументальным пейзажам мастера свои стихи, в каких писал, что «…в Зале яшм, лежа против картин Го Си, ощущаешь себя, как посреди зеленоватых лесов…».

В 1078—1085 годах Го Си сделал в одном из даосских храмов 12 монументальных пейзажей, каждый высотой около 7 метров. По описанию его очень ознакомленного современника Хуана Шаньгу, на стенках храма были запечатлены превосходные и величавые ландшафты — с горами, потоками рек и водопадов. В 1087 году Хуан Шаньгу предназначил творчеству Го Си поэтическое произведение, в каком отмечал «острый глаз» художника; невзирая на преклонный возраст, мастер всё так же мог, играя кистью, передать свет. Много проникновенных строк предназначил художнику узнаваемый поэт Су Ши в собственных стихах к его картине «Осенние горы».

Исследователи творчества Го Си считают, что он до конца жизни интенсивно работал в департаменте живописи. Но после погибели мастера, к власти пришел правитель Хуэйцзун (1100—1126), который сам был выдающимся художником. Его новым вкусам и представлениям о живописи «старомодные» произведения Го Си никак не соответствовали, потому подавляющее большая часть работ этого известного мастера, сначала декоративно-монументальные росписи были забелены, а большая часть свитков уничтожена. Живший в XII веке Дэн Чунь, создатель «Записок о живописи» докладывает, что сначала XII века пейзажи Го Си вышли из моды, искусство стало камерным и интимным, предпочтение отдавалось художникам, писавшим цветочки и птиц. Одним из свитков Го Си был просто накрыт стол, а работы художника, до этого украшавшие дворец, поменяли новыми. Отец Дэн Чуня попросил дать ему картины Го Си, и получил на то высокое соизволение. Но прошло время, всё поменялось ещё раз, и творчество восхитительного сунского пейзажиста стало вновь высоко цениться.

Го Си. Осень в равнине реки. Кусок свитка. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон.

Произведения

Го Си. Деревья и ровненькая даль. Деталь. 11в. New-york, музей Метрополитен.

Сохранилось двенадцать красочных свитков, которые традиция связывает с именованием Го Си, но, по воззрению ряда профессионалов, подлинными можно считать только три. Посреди их бесспорным шедевром является «Ранняя весна» (Гугун, Тайбэй). Эта картина, размером 158×108 см, была написана в 1072 году для правителя Шэньцзуна, на ней сохранилось заглавие. Как обычно бывает в китайской живописи, у картины есть символический смысл — это не просто потрясающе выполненный пейзаж, но метафора ранешнего пробуждения весны, с первыми ручьями, и первыми чувствами, которые переживает человек в это время — смутным томлением и одурманивающим предвкушением будущей радости. Картина выполнена соответствующим для Го Си «детальным стилем», который отличается от стиля его величавого учителя-предшественника — Ли Чэна. В ней живописец применяет различного размера кисти, разную тушь, которую он накладывает в несколько слоёв, в ней видна свобода владения кистью, какая бывает у опытнейшего мастера в расцвете лет. Картина является образцом китайского государственного пейзажа.

До наших дней дошли и горизонтальные свитки, сделанные Го Си. К примеру, «Осень в равнине реки» (Галерея Фрир, Вашингтон), обхватывает гигантскую панораму пейзажа, другие, такие как «Деревья и ровненькая даль» (Музей Метрополитен, New-york), либо «Каменистая равнина с дальним горизонтом» (Гугун, Пекин) не владеют широтой охвата, но потрясающе передают пространственную глубину.

Го Си — теоретик

Го Си. Осень в равнине реки. деталь. 11в. Галерея Фрир, Вашингтон

Свои представления о живописи Го Си и высказывал, и записывал. Из этих обрывочных записей его отпрыск Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высочайшей сущности лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору. Трактат состоит из 2-ух частей — «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К этим двум главам Го Сы добавил собственное маленькое послесловие «О живописи». Согласно трактату, живописец считает картину типичным психическим портретом создателя, подчеркивая высочайший смысл личности и благородства художника. Другими словами, живописец особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим принципиальным нюансом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неведомому создателю фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия». «Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые определил танский поэт и живописец Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту сделанного Ван Вэем макета. В собственном трактате Го Си открывает тайну пространственного построения свитка (конкретно Го Си разработал теорию так именуемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя). Такой кратко был теоретический базис Го Си, который он проповедовал во время управления департаментом живописи в Ханьлиньской императорской Академии.

Другие материалы в этой категории: « Го Чжуншу Гао Кэмин »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный