Го Чжуншу




Биография

Имя Го Чжуншу упоминается в древних китайских источниках, а именно, сравнимо тщательно о нём пишет Го Жосюй в своём труде «Записки о живописи: что лицезрел и слышал», сделанном в XI веке. Время жизни художника совпало со сложным периодом в истории Китая: он родился и вырос в период 5 династий и 10 царств (907-960гг), другими словами в смутный период войн-междоусобиц, а окончил свою карьеру когда в Китае установилась династия Северная Сун (960—1279).

Го Чжуншу, 2-ое имя Шусянь, родился в Лояне, но четкая дата его рождения неведома. Го Жосюй докладывает, что уже в детстве он показал недюжинные возможности, достигнув в свои 7 лет уровня ребенка. Дальше, получив традиционное образование, он служил в конфуцианском храме. Правитель Го Вэй (951-54) из Позднего Чжоу (одно из воюющих царств) пригласил его к для себя на службу и пожаловал ему звание «боши» (выдающийся знаток, учёный). Возможно, к тому моменту Го Чжуншу уже был довольно известной личностью, для того, чтоб сам Го Вэй пригласил его. Но вследствие придворных интриг он был понижен в должности, и в ранге «сыху» (маленькая должность ассистента) выслан в Яньчжоу. Когда завершился срок службы, Го Чжуншу ушёл в отставку, и ворачиваться к службе не стал.

Непонятно, кто учил художника мастерству. Отмечая, что он отлично писал постройки посреди деревьев, рощи и камешки, Го Жосюй докладывает, что Го Чжуншу «…ни у кого не обучался правилам». Возможно, мастер был очень своенравным человеком, а живописью занимался только по вдохновению. Когда ему приносили шёлк и просили нарисовать что-либо, он впадал в гнев и уходил, но если это совпадало с его вдохновением, с наслаждением делал просьбу.

В 960 году Китай слился под властью династии Северная Сун. 1-ый правитель этой династии Тай-цзу (960—976) пригласил Го Чжуншу ко двору и провозгласил на должность «чжубо» (архивариуса) в Гоцзыцзянь. Привыкший к свободной жизни Чжуншу стал «своевольничать, пьянствовать, не знал удержу в словах», словом, не сумел вписаться в чиновный регламент. В конечном итоге вызвал гнев правителя, и тот сослал его в Дэнчжоу. По дороге в ссылку живописец скончался. Как пишет Го Жосюй в собственной наполовину придуманной биографии Го Чжуншу «По дороге в Ци в уезде Линь он погиб, а его бренное тело исчезло».

Творчество

В истории китайской живописи имя Го Чжуншу связано с возникновением жанра «цзехуа» («живопись по линейке»; в некитайских трудах его также называют «архитектурным жанром»). Это пейзажи с видами, в каких непременно и с наивысшими подробностями изображены различные строения либо корабли. Набросок в таких картинах выполнялся при помощи линейки и особенной кистью, дающей ровненькую линию. По собственной технологии он добивался прилежания и усидчивости, и тут был полной противоположностью живописи «вэньжэньхуа» (живопись учёных), которая создавалась спонтанно в итоге некоего неожиданного озарения. Жанр этот сложился в X—XI веках, а его основоположником, либо, по последней мере, одним из первых мастеров считают Го Чжуншу. Очевидно, архитектура изображалась и в более ранешних пейзажах, но сложение стиля и направления в живописи относят к X веку. В императорском каталоге живописи Северной Сун «Сюаньхэ хуапу» (XII в.) он уже обозначен как особенная категория. В этом же каталоге сообщается, что живопись Го Чжуншу «возвышенная и древная никогда не была ординарна для понимания». Связано это с тем, что достижение точности в передаче деталей и создание достоверной иллюзии вещей, сделанных человечьими руками, при их изображении добивались познаний и опыта, превосходящих то, что было нужно обыкновенному академическому художнику.

Малочисленные копии с произведений Го Чжуншу, дошедшие до наших дней, дают представление о творческой манере художника. В их можно созидать кропотливо проработанные кистью строительные сооружения, вписанные в пейзаж, либо корабли на аква глади. По всей вероятности, единственное сохранившееся в оригинале его произведение — «На реке после снегопада» (74,1х69,8; Гугун, Тайбэй); это кусок свитка, более полная версия которого в копии, изготовленной в эру Сун, хранится в Музее Нельсона-Аткинса, Канзас Сити. На ней изображены корабли, которые буксируют к берегу бурлаки. Со всей тщательностью живописец изобразил особенности корабельной конструкции и все его снасти. Другой узнаваемый пример живописи Го Чжуншу — лежащий в Осаке перечень с его свитка «Летний дворец танского правителя Минхуана», изготовленный в эру Мин (1368—1644). На нём можно созидать традиционный пейзаж, в который вписан императорский дворец со всеми, даже самыми маленькими элементами его архитектуры. Невзирая на то, что живописец не знал правил линейной перспективы, строения на его свитках смотрятся трехмерными.

Го Чжуншу был и мастером «жэньу» — бытового жанра. Сохранились копии расписных вееров, изготовленные с его произведений в этом жанре. Он также занимался каллиграфией, собирал и собирал различные древние каллиграфические стили. Как учёный он написал трактат о каллиграфии «Пэйсянь», который не дошёл до нас, но уже во времена Го Жосюя (XI в.) почитался как сокровище. Ему принадлежит авторство первого огромного сочинения по палеографии (исследованию древних иероглифов) «Хань Цзянь». С именованием Го Чжуншу связано также дошедшее до наших дней изображение пригородного поместья «Ванчуань» известного танского учёного, поэта и художника Ван Вэя (699—759), которое он скопировал со свитка самого Ван Вэя. В предстоящем, в эру Мин копия, выполненная Го Чжуншу была выгравирована в камне в виде рельефа, эстампаж с которого до сего времени приводится в качестве иллюстрации и творчества Ван Вэя, и творчества Го Чжуншу.

Поместье Ванчуань. Копия свитка Ван Вэя, которую приписывают кисти Го Чжуншу.

Другие материалы в этой категории: « Гу Кайчжи Го Си »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный