Содержание
1 Сюжет 2 Описание 2.1 Второстепенные персонажи 3 История 3.1 Происшествия сотворения 3.2 Еврейская тема 3.3 История картины 4 В культуре 5 Литература 6 Ссылки 7 Примечания§Сюжет
Основная статья: Сказка о блудном отпрыскуНа картине изображён финишный эпизод притчи, когда блудный отпрыск ворачивается домой, «и когда он был ещё далековато, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шейку и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с папой, осердился и не желал войти.
Сюжет завлекал внимание именитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
§Описание
Это самое огромное полотно Рембрандта на религиозную тему.
На маленький площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный отпрыск. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец лаского касается плеч отпрыска, приобнимая его. Картина — традиционный пример композиции, где главное очень сдвинуто от центральной оси картины для более четкого раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится практически у края картины. Живописец уравновешивает композицию фигурой старшего отпрыска, стоящего справа. Размещение головного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с стародавних времен использовали живописцы, чтоб достигнуть большей выразительности собственных творений».
Бритая, как будто у каторжника, голова блудного отпрыска и его потрёпанная одежка свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, при этом трогательная деталь — одна свалилась, когда отпрыск становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер расположил главные фигуры на стыке красочного и реального пространств (позже холст был надставлен понизу, но по плану создателя его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого отпрыска). «Глубина места передаётся поочередным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Практически она строится фигурами очевидцев сцены прощения, растворяющимися равномерно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом действия) слева и цезурой, отделяющей её от группы очевидцев действия справа. Событие принуждает по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“».
§Второстепенные персонажи Дама в левом верхнем углуКроме отца и отпрыска на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некие называли их «братьями и сёстрами» головного героя. Типично, что Рембрандт избегает конфликта: в сказке говорится о ревности послушливого отпрыска, а гармония картины ничем не нарушена.
Сотрудник Эрмитажа Ира Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прототип в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный отпрыск с папой также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Все же, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только далённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая далекая и практически исчезающая в мгле), которая припоминает аллегорию Любви, и, вприбавок, имеет красноватый медальон в форме сердца. Может быть, это изображение мамы блудного отпрыска.
Второстепенные персонажи в правой части картиныДве фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, может быть — служанка либо ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), сложнее поддаются отгадке. Сидячий юноша с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушливым братом. Существует догадки, что по сути 2-ой брат — это предшествующая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она припоминает столп Иерусалимского храма и может полностью символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней скрывается, приобретает символическое звучание.
Внимание исследователей приковывает фигура последнего очевидца, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана практически так же ярко, как главные действующие лица. Его лицо выражает сострадание, а насаженый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на идея, что это, также как и блудный отпрыск, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Нескончаемого Жида. По другим догадкам — конкретно он старший отпрыск, что не совпадает с возрастной чертой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Вобщем, эта богатая одежка — также опровержение версии, так как согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежке. Некие исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
ФлейтистСуществует и версия, что две фигуры в правой части картины: парень в берете и стоящий мужик — это те же самые отец и отпрыск, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного отпрыска из дома навстречу кутежам. Таким макаром, полотно вроде бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мировоззрение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.
В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего очевидца изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, может быть, припоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.
§История
§Происшествия сотворенияЭто не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный отпрыск в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном отпрыску, проматывающем отцовское наследие. В 1636 году Рембрандт сделал офорт, а в 1642 году — набросок (Музей Тейлора в Харлеме).
Происшествия написания полотна таинственны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Конфигурации и исправления начального плана картины, приметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.
Датировка 1666—1669 годами, некими считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 либо 1663 годами.
Набросок 1642 года
Офорт 1636 года
«Блудный отпрыск в таверне»
§Еврейская темаРембрандт жил в Амстердаме, центре еврейской торговли, и интенсивно общался с местными иудеями. Огромное количество его полотен посвящено евреям, он использовал евреев в качестве натурщиков для собственных библейских картин.
Еврейская книжка «Коль Бо», древний сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува», использующая аллегорию встречи отца и отпрыска, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Видимо, её напечатал 1-ый издатель городка — Менаше бен Исраэль, друг и сосед Рембрандта, иллюстрировавшего его издания. Для евреев, живших в веротерпимой Голландии после грозных церковных государств, Тшува — возвращение к иудаизму, стала массовым явлением. Интересно, что Менаше бен Исраиль избрал Нескончаемого Жида собственной символом.
§История картиныПоступила в Эрмитаж из парижского собрания Андре д'Ансезена, последнего барона де Кадруса в 1766 году (за год до его погибели) — по поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Своё собрание Ансезен унаследовал от супруги, происходившей из рода Кольберов. Её дед Шарль Кольбер делал принципиальные дипломатичные поручения Людовика XIV в Голландии, где, может быть, и приобрёл полотно.