Картина Венера и Марс



Кто автор: Сандро Боттичелли

Как называется картина: Венера и Марс

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в около 1483
  • Оригинальное название картины на английском: Venere e Marte Дерево, темпера Национальная галерея

Описание картины "Венера и Марс"

«Венера и Марс» — полотно флорентийца Сандро Боттичелли, написанное ок. 1483 года. Написано, может быть, по заказу купеческой семьи Веспуччи. Находится в экспозиции Английской государственной галереи.

Сюжет

Ах так пишет Марсилио Фичино:

Марс выделяется меж планетками собственной силой, ибо он делает людей посильнее, но Венера властвует над ним , нередко в соединении с Марсом либо в противоборстве к нему Венера не даёт ему проявить свои недобрые характеристики , она властвует над Марсом и смиряет его, Марс же никогда не властвует над Венерой".

Этот отрывок даёт нам ключ к чтению картины: Венера — это любовь, обезоруживающая войну, мир, усмиряющая раздор, гармония, включающая в себя согласие и взаимопонимание. Аллегоричной теме идиллического союза Марса и Венеры, уходящей корнями в дидактическую поэму Лукреция «О природе вещей» (I, 31-40), посвящали свои стихи многие известные поэты, в том числе Анджело Полициано (Стансы, I, 122—126) и правитель Флоренции Лоренцо Медичи по прозвищу Прекрасный («Любовь Венеры и Марса»).

Возможно, картина Боттичелли также была написана в связи с бракосочетанием в семье Веспуччи. Эта семья (из которой, кстати, происходил мореход Америго Веспуччи) была издавна связана с семьёй Филипеппи. Об этом свидетельствуют осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — а конкретно пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи.

Описание картины

Более либо наименее прямой иконографический источник расположения фигур (одна из их одета, другая оголена) лежащих лицом друг к другу — древний саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне, лежащий в Ватикане. А вот мелкие сатиры, вносящие некое оживление в умиротворённую атмосферу картины, играя орудием Марса, кажутся позаимствованными из описанной Лукианом картины Аэтиона «Бракосочетание Александра и Роксаны».

Венера, в полулежащем положении с положенной на подушку правой рукою, глядит на молодого мускулистого красавчика Марса влюблённым взором. Марс, обольщённый Венерой, сладко дремлет. Сатиры — самые весёлые персонажи полотна — один трубит в рог под ухом бога войны, 2-ой ухитрился надеть на себя большой шлем, и идёт втемную прямо за остальными, чуть не повисши на копье, 3-ий, который находится по центру картины, обернулся вспять и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и глядит, как будто влюблённый, на взор Венеры.

Похожие композиции

Композиция имела большой фуррор и достаточно стремительно стала прототипом: её повторили известные живописцы собственного времени — Пьеро ди Козимо и Якопо дель Селайо (обе — Берлинские музеи), но эти копии очень отличаются от оригинала Боттичелли: Венера представлена обнажённой, на руках богини Купидон, а заместо сатиров — Амуры, крылатые спутники богини. Те же особенности можно следить в раме для зеркала из дома Медичи, приписываемой мастерской Поллайоло (сейчас — Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Сандро Боттичелли Мифологические Весна · Рождение Венеры · Венера и Марс · Инсинуация · Паллада и Кентавр Религиозные Мадонна делла Лоджиа · Алтарь Барди · Мадонна и малыш с ангелом · Сцены из жизни святого Зиновия · Магическое Распятие · Магическое Рождество Портреты Неведомый с медалью (1474—1475) · Смеральда Брандини (ок. 1475) · Юная дама (1476—1480) · Юная дама (1480—1485) Другое Новелла о Настаджио дельи Онести Связанные персоналии Симонетта Веспуччи

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный