На картине изображена рыжеволосая дама, обнимающая подавленного с виду мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губками дама приникла к его шейке. Такая композиция допускает двоякую трактовку: утешает ли дама собственного возлюбленного либо, напротив, питается его силами, подобно вурдалаку? Исследователи лицезреют в этой работе колоритное выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (схожей двойственностью отличается, к примеру, его именитая «Мадонна»), и его ужаса перед дамским началом. В собственных мемуарах о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном не так давно женившемся знакомом: «Он стал как будто каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и сероватое лицо» — цитата, фактически дословно описывающая картину. Другая цитата (из дневников художника), провождающая «Вампира» на веб-сайте Музея Мунка, также соответствует описанию картины, но окрашена уже совсем по другому: «Он опустил голову на её грудь — он ощущал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он ощутил прикосновение жарких губ на собственной шейке — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он придавил её ближе к себе». Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для дамы — специально нанятая натурщица. По мемуарам Пауля, план картины появился у Мунка спонтанно: в один прекрасный момент писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, как будто кровь. „Встань перед ней на колени, — повелел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась нужно мной и прижалась губками к моей шейке, окутав меня своими волосами. Мунк начал отрисовывать, и очень скоро он написал собственного „Вурдалака“». В первый раз картина была представлена публике осенью 1893 года под заглавием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как подразумевается, Станислав Пшибышевский.
Как и многие другие картины Мунка, «Вампир» существует в нескольких вариантах, включая графические. Живописец сделал также литографию по мотивам этого произведения.
В феврале 1988 года одна из копий «Вампира» была похищена из Музея Мунка. Картина была вновь обретена осенью такого же года.
В 2008 четвёртый, более поздний красочный вариант «Вампира» был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Картина ушла с молотка за 38.2 млн баксов, став самым дорогим тогда полотном Мунка.