Картина Галерея Медичи в Лувре



Кто автор: Рубенс

Как называется картина: Галерея Медичи

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1622—1625
  • Оригинальное название картины на английском: La Galerie Médicis
  • Холст, масло.
  • Лувр

Описание картины "Галерея Медичи в Лувре"

Галерея Медичи — серия красочных полотен, описывающих жизнь королевы-регента Франции Марии Медичи, заказанных самой правительницей фламандскому художнику Рубенсу в 1622 году для декорации её Люксембургского дворца в Париже.

С 1993 года экспонируется в зале № 18 на 2-м этаже галереи Ришельё в Лувре.

Содержание

1 История сотворения цикла 2 Картины 2.1 Портреты Марии Медичи и её родителей 2.2 Судьба Марии Медичи 2.3 Рождение Марии Медичи 2.4 Образование Марии Медичи 2.5 Представление портрета 2.6 Брак по доверенности 2.7 Прибытие в Марсель 2.8 Встреча в Лионе 2.9 Рождение Людовика XIII 2.10 Учреждение регентства 2.11 Коронация Марии Медичи 2.12 Погибель Генриха IV и провозглашение регентства 2.13 Совет богов 2.14 Взятие Юлиха 2.15 Счастье регентства 2.16 Обмен принцессами 2.17 Совершеннолетие Людовика XIII 2.18 Бегство из замка Блуа 2.19 Контракт в Ангулеме 2.20 Анжуйский мир 2.21 Примирение с отпрыском 2.22 Триумф Правды 3 Примечания 4 Ссылки

История сотворения цикла

В 1622 году Мария Медичи, вдова Генриха IV и мама Людовика XIII, заказала Рубенсу цикл картин для декорации западной галереи второго этажа Люксембургского дворца (сейчас здание Сената). Договор предугадывал создание 24 биографических полотен, иллюстрировавших жизнь и деяния царицы. Все картины должны были быть вполне нарисованы рукою мастера, работу предполагалось окончить к февралю 1625 года — дате бракосочетания французской принцессы Генриетты Марии и короля Великобритании Карла Стюарта.

Сюжеты картин были чётко определены Марией Медичи вкупе с её советниками — будущим кардиналом, а тогда муниципальным секретарём Ришельё и казначеем царицы Клодом Можи (фр. Claude Maugis). В то же время художнику предоставлялась определённая свобода в выборе композиции и порядка следования картин.

В восточной галерее дворца предусматривалось расположить картины из жизни Генриха IV — чуть начатый Рубенсом цикл, две незавершённые картины из которого находятся во Флоренции.

Картины были окончены Рубенсом в 1625 году. С 1815 года находятся в коллекции Лувра, поначалу в Большой Галерее, потом (1900—1993 годы) в дворцовом зале, пропорции которого совсем не были похожи на приемлимо французскую (длинноватую и неширокую с низкими потолками) галерею Люксембургского дворца, для которой создавались картины. С 1993 года цикл выставлен в зале № 18, пропорции которого повторяют быстрее дворцовый зал Лувра, чем галерею Люксембургского дворца.

Картины

Портреты Марии Медичи и её родителей Иоанна Австрийская, величавая баронесса Тосканская, мама Марии Медичи

(фр. Jeanne d’Autriche (1547—1578) Grande-Duchesse de Toscane, mère de Marie de Médicis), 247×116 см.

Мария Медичи в виде Минервы

(фр. Marie de Médicis (1573—1642) en reine triomphante), 276×149 см.

Франческо I Медичи величавый барон Тосканы, отец Марии Медичи

(фр. François Ier de Médicis (1541—1587) Grand-Duc de Toscane, père de Marie de Médicis et fils de Côme Ier), 247×116 см.

Вход в галерею декорируют портреты Марии Медичи и её родителей. Предки изображены вполоборота, обрамляя портрет Марии Медичи.

Иоанна Австрийская, младшая дочь правителя Фердинанда и племянница Карла V вышла замуж за Франческо Медичи в 1565 году. Франческо Медичи изображён с крестом Ордена Святого Стефана, учреждённого его папой, Козимо I. Портреты родителей, по всей видимости писаные с более ранешних портретов, размещены над входными дверьми галереи, тогда как портрет царицы размещен над центральным камином.

Портрет Марии Медичи является ядром композиции, с него начинается, и им завершается история жизни царицы, рассказанная художником на находящихся в галерее полотнах. Невзирая на своё заглавие, Мария Медичи изображена на нём сначала не как богиня войны Минерва, как торжествующий монарх, самодержица, своими деяниями принёсшая мир и благоденствие в царство. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. В руках царица держит скульптуру Победы и царский скипетр. Набросок этой картины хранится в Эрмитаже.

Судьба Марии Медичи Судьба Марии Медичи

(фр. Les Parques filant le destin de la reine Marie de Médicis sous la protection de Jupiter et de Junon), 394×155 см.

1-ая картина нарративного цикла — парки, прядущие нить судьбы царицы. Символика картины — отсутствие ножниц в руках у Морты, богиня рождения Юнона, наблюдающая за сценой совместно со своим супругом Юпитером, — всё в картине гласит о счастливом и величавом будущем, уготованном царице.

Картина — совместно с заключающим цикл «Триумфом правды» — приметно у́же других картин нарративного цикла. Её размеры были обоснованы расположением окон в галерее Люксембургского дворца, для которой рисовались полотна. Набросок к картине (общий с «Триумфом правды») также выставлен в Лувре, зал № 17.

Рождение Марии Медичи Рождение Марии Медичи

(фр. La Naissance de la reine, à Florence le 26 avril 1573), 394×295 см.

Богиня Люцина (римская богиня рождения, позже отождествлённая с Юноной) передаёт ребёнка Флоренции — конкретно в этом городке, 26 апреля 1573 года родилась Мария Медичи. На первом плане — бог-река Арно (на этой реке стоит Флоренция).

Очевидные отсылки к христианской символике — нимбообразное сияние вокруг голове ребёнка; манера, которой Флоренция держит Марию, — типичны для картин Рубенса.

Образование Марии Медичи Образование Марии Медичи

(фр. L’Instruction de la reine, dit aussi L'Éducation de la reine), 394×295 см.

Мария Медичи изображена склонившейся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств. Сцена выполнена в согласовании с христианской иконографией, подобно сцене преклонения девы Марии перед Святой Анной.

Образованию будущей царицы помогают Меркурий, спустившийся с небес бог сладкоречия, и Орфей — сказочный поэт и музыкант. Сзади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. На фронтальном плане изображены знаки искусств, которыми увлекалась царица — музыка представлена лютней, статуя — бюстом, изобразительное искусство — гаммой.

Невзирая на подчёркнутую значимость диалога меж телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. На сто процентов открылась картина исключительно в XIX веке.

Фактически 200 лет спрятанная от взоров, тем защищённая от загрязнений и повреждений часть картины контрастно выделялась на фоне потемневших полотен цикла, и в 1860-х годах была предпринята мощная, далековато не всеми спецами принятая, очистка картин.

Представление портрета Представление портрета

(фр. Henri IV reçoit le portrait de la reine et se laisse désarmer par l’amour), 394×295 см.

Генрих IV любуется портретом Марии Медичи. Продолжая параллель меж миром людей и миром богов, Рубенс изображает в высшей части полотна брачную пару Юноны с Юпитером — их присутствие вроде бы предвосхищает готовящуюся женитьбу Генриха с Марией.

Портрет, принесённый Гименеем, повторяет реальный портрет, присланный родителями Марии Генриху. Амур указывает портрет очарованному королю, а Франция шепчет ему на ухо слова одобрения.

Сцена обыгрывает частую тему победы любви над насилием, тем изображая будущую женитьбу как гарантию долгого мира и благоденствия Французского царства.

Брак по доверенности Брак по доверенности

(фр. Les Épousailles de la reine ou La Réception de l’anneau, dit encore Le Mariage par procuration de Marie de Médicis et d’Henri IV, à Florence le 5 octobre), 394×295 см.

Символическая — так как проходила в отсутствие жениха — церемония женитьбы свершилась 5 октября 1600 года в кафедральном соборе Флоренции. Картина повторяет композицию гравюры «Свадьба Марии» Дюрера (см., к примеру, репродукцию на веб-сайте министерства культуры Франции).

В центре картины руководящий церемонией кардинал Пьетро Альдобрандини, племянник папы Климента VIII. Справа от кардинала — дядя жены Фердинанд, величавый барон Тосканы, играющий роль отсутствующего жениха, Генриха IV. Он надевает на руку Марии обручальное кольцо. Фату Марии держит Гименей.

Справа на картине изображены французские послы, слева — тётя и сестра жены. Над центральной группой Рубенс изобразил статую, композиционно напоминающую пьету, с тем различием, что Христос изображён умирающим на руках у Бога отца — может быть, живописец отсылает нас к находящейся во флорентийской базилике пьете Бандинелли.

Любопытно, что в своё время посреди гостей на церемонии находился сам юный Рубенс.

Прибытие в Марсель Прибытие в Марсель

(фр. Le Débarquement de la reine à Marseille, le 3 novembre 1600), 394×295 см.

Одна из самых узнаваемых картин серии изображает прибытие Марии Медичи 3 ноября 1600 года в Марсель. Не в последнюю очередь известность картины обоснована очень выразительными фигурами Нереид на первом плане. Слева от Нереид — Посейдон с тритонами.

Продолжая параллель меж реализмом и мифом, живописец изобразил Францию (в плаще, увенчанном лилиями французской монархии) и Марсель (во французском языке город Марсель — дамского рода), встречающих Марию Медичи. Мария сходит с богато увенчанного гербами семьи Медичи корабля.

Над спускающейся на французскую землю царицой изображена Фама, богиня молвы и славы, парящая сказать королю новость о прибытии его супруги — типичное связывающее звено цикла, подготавливающее зрителя к последующей картине.

Встреча в Лионе Встреча в Лионе

(фр. L’Arrivée de la reine à Lyon, ou La Rencontre du roi et de la reine, le 9 décembre 1600), 394×295 см.

Картина изображает встречу супругов в Лионе. Невзирая на то, что Мария прибыла в Лион 3 декабря 1600 года, встреча свершилась только вечерком 9 декабря, когда туда же приехал совсем не спешивший увидеться с юный супругой Генрих.

В отличие от прошлых картин, живописец не просто изображает героев под присмотром богов, он преобразует героев картины в пару богов-супругов: Генриха IV — в Юпитера, Марию Медичи — в Юнону. Радостному браку содействует Гименей, изображённый за спинами юных.

Лион (во французском языке город Лион — дамского рода) проезжает в карете на первом плане. Заглавие городка (фр. Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр. lion). На заднем плане различим вид на город Лион.

Амуры, сидящие верхом на львах, подчёркивают проходящую красноватой нитью через весь цикл картин идею победы любви над силой (см. выше «Представление портрета»).

Набросок этой картины хранится в Эрмитаже.

Рождение Людовика XIII Рождение Людовика XIII

(фр. La Naissance du dauphin (futur Louis XIII) à Fontainebleau, le 27 septembre 1601), 394×295 см.

Будущий повелитель Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло.

В центре картины — вялая от родов Мария Медичи опирается на бедро защищающей её Кибелы, Мамы Богов. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Слева от Марии — богиня Плодородия с рогом обилия, в каком видны 5 детских голов — качественный живописец изобразил таким макаром других деток Марии Медичи, не удлиняя собственного рассказа.

Красноватая драпировка кровати на фоне полотна повторяет формы парадной драпировки официальных портретов авторитетных особ тех пор (см. драпировки на портретах родителей Марии Медичи).

Набросок этой картины хранится в Эрмитаже.

Учреждение регентства Учреждение регентства

(фр. Préparatifs du roi pour la guerre d’Allemagne ou La Remise de la régence à la reine, le 20 mars 1610), 394×295 см.

В 1610 году Генрих оставляет супругу и деток и выходит с армией в Германию — его протестантские союзники ввязались в войну с Австрийскими монархами за наследование герцогств Клевского и Юлих-Берг.

Уезжая, Генрих передаёт правление царице — на картине он символически отдаёт ей украшенную царскими цветами державу. Рядом с царицой — Щедрость и Рассудительность. Юный дофин стоит меж королём и царицой — во время отсутствия Генриха, Мария будет управлять государством от его имени.

Архитектура дворца, изображённого на картине, припоминает как дворец Медичи (Люксембургский дворец), так и дом самого Рубенса в Антверпене.

Коронация Марии Медичи Коронация Марии Медичи

(фр. Le Couronnement de la reine à l’abbaye de Saint-Denis, le 13 mai 1610), 394×727 см.

Это и два следующих огромных полотна замыкали галерею Люксембургского сада, в какой была расположена серия картин Рубенса. «Коронация» находилась на левой стенке, «Смерть Генриха» — в торце и «Совет богов» — на правой стенке. Таким макаром, три картины окружали зрителя, расположением напоминая триптихи в хорах церковных церквей. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стенки галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Для того, чтоб дверь могла раскрываться, картину разрезали в соответственных местах — следы этой двери до сего времени отчётливо видны на холсте (справа понизу, около собак).

Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени, церемонию проводил изображённый с короной в руках кардинал де Жуайез, за его спиной — помогавшие ему кардиналы Пьер де Гонди (на фр.) (см. род Гонди) и Франсуа де Сурди (на фр.). Стоящий рядом с царицой юный дофин изображён со спины. Генрих IV изображён в глубине, стоящим на балконе, — может быть, живописец желал выделить тем его скорую кончину.

На картине изображены реально присутствовавшие на церемонии лица — их перечень был передан Рубенсу во время работы над полотном. Единственное отклонение от реализма — духи Богатства и Благоденствия, парящие над собранием. Рассеивая золотые монеты, они предвосхищают благоденствие Франции под регентством Марии Медичи.

Ранешняя версия этой картины хранится в Эрмитаже.

Погибель Генриха IV и провозглашение регентства Погибель Генриха IV и провозглашение регентства

(фр. L’Apothéose d’Henri IV et la proclamation de la régence de la reine, le 14 mai 1610), 394×727 см.

Центральное полотно цикла, и важное событие в жизни Марии Медичи — после убийства Генриха IV Равальяком престол формально наследует 9-летний Людовик XIII, но практически власть в стране перебегает к его мамы.

На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у погибели (змея на земле). Лавровый венок на голове Генриха гласит о дарованном ему бессмертии — подобно сказочному Гераклу он принят в число богов. На фронтальном плане две Победы оплакивают Генриха.

Справа на картине — одетая в траур Мария. Сейчас уже Франция, и сейчас уже навечно (см. выше «Учреждение регентства») передаёт регентше державу цветов французской монархии. Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности рекомендуют Марии. Олицетворяющая Божественное Провидение Децима, в символ будущего управления государством передаёт Марии судовой руль — подчёркивая тем божественность происхождения монаршей власти.

У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством.

Ранешняя версия этой картины хранится в Эрмитаже.

Совет богов Совет богов

(фр. Le Concert (ou Conseil) des dieux pour les mariages réciproques de la France et de l’Espagne, dit autrefois Le Gouvernement de la Reine), 394×727 см.

Как и на «Коронации», на полотне (слева понизу) видны следы прорезанной в нём двери, которая выходила из Люксембургского дворца на террасу у улицы Вожирар.

Слева на картине изображена божественная пара Юпитера с Юноной, перед ними с поклоном — пришедшая посоветоваться Мария Медичи. Посреди богов изображена отдыхающая после брака Франции с Испанией Европа — этот очень принципиальный для политики Марии Медичи брак символизируется 2-мя парами голубей, сидячих на глобусе (см. дальше «Обмен принцессами»). Боги Олимпа — сначала богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) — поддерживают проект брака. На фронтальном плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при всем этом Венера держит Марса, спешащего на помощь богине мести — всё в картине гласит о дружелюбной политике царицы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатичными браками.

Взятие Юлиха Взятие Юлиха

(фр. La Prise de Juliers, le 1er septembre 1610, dit autrefois Le Voyage de Marie de Médicis au Pont-de-Cé), 394×295 см.

Полотно длительно носило имя «Путешествие Марии Медичи в Пон-де-Се» (место битвы 1620 года, столкнувшей Марию Медичи с её отпрыском, Людовиком XIII), но в 1920 году, благодаря архивам, историками было восстановлено первоначальное заглавие (а вкупе с ним и содержание) картины.

Погибель Генриха IV не помешала французским войскам придти в Германию (см. «Учреждение регентства»), чтоб совместно с нидерландскими войсками взять Юлих и возвратить его протестантам. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в роскошном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом — эмблемой верховной военной власти — в руке. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о величавой победе Франции (роль французских войск в битве немного приукрашена Рубенсом). Рядом с царицой идёт Щедрость, лев, идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа — итал. Cesare Ripa) сразу храбрость и милосердие.

На заднем плане — панорама сдачи Юлиха.

Счастье регентства Счастье регентства

(фр. La Félicité de la Régence), 394×295 см.

Выбивающаяся из общего ряда картина, единственная не имеющая никаких хронологических привязок. Вначале на этом месте была задумана картина ссылки Марии Медичи в Блуа (после убийства Кончини в 1617 году, Мария Медичи была обязана покинуть Париж). Но в 1625 году сюжет был сочтён дипломатично сложным, и картина (набросок которой выставлен в Мюнхене) в спешке была заменена на аллегоричную «Радость регентства».

На этой картине Рубенс изображает Марию как олицетворение разумного и справедливого монарха. Слева от царицы — Франция и Сатурн провозглашают пришествие в стране золотого века. Понизу изображены Амуры (олицетворение различных видов искусства), торжествующие над своими нескончаемыми неприятелями — Невежеством, Злоречием и Завистью.

Обмен принцессами Обмен принцессами

(фр. L’Echange des deux princesses de France et d’Espagne sur la Bidassoa à Hendaye, le 9 novembre 1615), 394×295 см.

Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба меж царскими домами Франции и Испании, план такового брака возникает ещё на картине «Совет богов». Присутствие самой Марии Медичи на картине даже не непременно, так это событие ассоциировалось у современников с её именованием и её политикой примирения Франции с Испанией.

18 октября 1615 года в Бургосе Анна Австрийская, дочь испанского короля Филиппа III, выходит замуж за отпрыска Генриха IV и Марии Медичи, короля Франции Людовика XIII. В тот же денек в Бордо сестра Людовика XIII, принцесса Изабелла Бурбонская, выходит замуж за наследника испанского престола, грядущего короля Испании Филиппа IV.

Сцена «обмена принцессами», изображённая на картине, в реальности произошла 9 ноября 1615 года на полуострове Фазанов — франко-испанском полуострове на реке Бидасоа.

Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взор всё ещё ориентирован в сторону покидаемой ею Франции.

Понизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и происшествия обмена принцессами. Наверху картины — взятый из религиозной иконографии хоровод ангелов и олицетворение Счастья, осыпающее невест из рога обилия.

Совершеннолетие Людовика XIII Совершеннолетие Людовика XIII

(фр. La Majorité de Louis XIII La reine remet les affaires au roi, le 20 octobre 1614), 394×295 см.

Вначале картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того просит хронология реальных событий. Но после отказа от «Ссылки в Блуа» (см. «Счастье регентства») Рубенс меняет порядок картин.

Преклонившись перед отпрыском в денек его совершеннолетия, Мария Медичи передаёт ему кормило власти. В центре корабля, вроде бы заменяя собой мачту, стоит Франция, в её руках держава и пламенный клинок. На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Подчёркивая приемущество Добродетели над непостоянством Фортуны (ветра), Умеренность спускает паруса корабля.

В реальности передача власти не была таковой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мама в 1617 году в Блуа.

Бегство из замка Блуа Бегство из замка Блуа

(фр. La Reine s’enfuit du château de Blois dans la nuit du 21 au 22 février 1619), 394×295 см.

Сложный с дипломатичной точки зрения сюжет — бегство Марии Медичи из замка Блуа, куда её сослал Людовик XIII.

Минерва ведёт Марию к Французской Знати, которая проводит её до Ангулема (см. «Договор в Ангулеме»). Наверху картины изображены Ночь и Заря, обозначающие время побега.

Композиция картины является вроде бы инверсией пользующегося популярностью сюжета ночного ареста Христа.

Контракт в Ангулеме Контракт в Ангулеме

(фр. Le Traité d’Angoulême, le 30 avril 1619, dit autrefois La Réconciliation de Marie de Médicis avec son fils, à Angers), 394×295 см.

В Ангулеме Мария Медичи получает от собственного отпрыска послание с предложением мира.

На картине царица изображена сидящей на троне, встречающей посланца собственного отпрыска (Меркурия) с оливковой ветвью — эмблемой мира. Рядом с Марией — Осторожность. На картине также находятся два кардинала: около Меркурия — призывающий принять предложение мира Франсуа де Ларошфуко (на фр.) (см. дом де Ларошфуко), около трона — скептически настроенный кардинал Луи де Лявалетт (на фр.) — четкая идентификация персонажа не известна до сего времени.

С идентификацией картины и её персонажей связано огромное количество недоразумений. Так изображённое событие нередко определялось как «примирение Марии Медичи с отпрыском в Анже» (по условиям подписанного мирного контракта этот город отошёл Марии Медичи), как следствие — Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сего времени с достоверностью не установлена историками) нередко идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть правильно, потому что последний стал кардиналом только в 1622 году, другими словами 3 года спустя после описываемых на картине событий.

Анжуйский мир Анжуйский мир

(фр. La Conclusion de la paix, à Angers, le 10 août 1620), 394×295 см.

Вначале на этом месте думала картина о битве у Пон-де-Се (см. «Взятие Юлиха»), но ввиду последней дипломатичной трудности сюжета (битва у Пон-де-Се — основная битва штатской войны 1620 года меж королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся возвратить власть) мысль картины была отброшена. Прямо до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в собственных письмах, что, непременно, привело к неурядице в заглавии предшествующей картины.

Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. За их спиной — богиня Мира (в белоснежных одеждах) спаливает орудие, сразу отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского бойца).

Примирение с отпрыском Примирение с отпрыском

(фр. La parfaite Réconciliation de la reine et de son fils, après la mort du Connétable de Luynes, le 15 décembre 1621, dit autrefois L’Entrevue de Marie de Médicis et de son fils , ou encore La Paix confirmée dans le Ciel), 394×295 см.

Только после погибели барона Люинь (конкретно он отдал приказ уничтожить Кончини, устроил изгнание королевы-матери и всячески препятствовал всякому восстановлению отношений Марии Медичи с отпрыском — см. «Счастье регентства») Людовик XIII сумел совсем помириться с мамой.

На картине Мария изображена с жезлом мира в руках, Людовик трогательно обымает её за плечи — всё свидетельствует о долгом и надёжном мире. Барон Люинь — согласно Марии Медичи, единственный виновник её раздора с отпрыском — изображён в виде страшной гидры, которую Храбрость загоняет молниями в ад. Слева на картине изображена Любовь, справа — Франция.

Композиция картины позволяет провести параллели как с бессчетными вариантами на тему Ужасного Суда, так и с дамским персонажем Апокалипсиса из Откровений Иоанна Богослова.

Триумф Правды Триумф Правды

(фр. Le Triomphe de la vérité, ou La parfaite et sincère union de la reine-mère et de son fils), 394×160 см.

Судя по наброскам Рубенса (находятся зале № 17 Лувра), создатель задумывал эту картину сразу с «Судьбой Марии Медичи» — композиционно последнее полотно перекликается с первым.

На фронтальном плане Кронос вытягивает на свет персонификацию Правды — Алефею (согласно классической иконографии изображена обнажённой). Правдой, по версии художника, является абсолютное примирение Марии Медичи с отпрыском — они изображены в высшей части картины, держащими лавровый венок с горящим от любви сердечком.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный