Михаил Куни




Биография

Моисей Кунин родился в 7 сентября 1897 года в Витебске. С юношества увлекался живописью и спортом. В 1913—1914 годах выступал в варьете Москвы, Киева и Одессы с своим номером «Баланс на трапеции». Посмотрев номер Арраго «Живая счётная машина», начал развивать свои возможности к моментальным арифметическим действиям с неоднозначными цифрами.

В 1916 году Моисей Кунин закончил Столичный коммерческий институт. В 1917—1918 годах занимался в Психоневрологическом институте в Москве, изучал труды Ивана Павлова, ассистировал Владимиру Бехтереву.

Кунин — выпускник Витебского художественного училища, ученик Марка Шагала. До ученичества у Шагала, бывшего для него определяющим, Кунин обучался у Юделя Пэна. После отъезда Шагала из Витебска был одним из немногих оппозиционного настроенных к Казимиру Малевичу и супрематизму учащихся — при том, что формально был членом УНОВИСа. Кунин никогда не занимался беспредметным искусством и при всем этом не подвергался давлению со стороны Малевича. Современные исследователи считают это событие значимым опровержением «клишированно-привычного представления о нетерпимости Малевича и угнетении им инакомыслящих».

Моисей Кунин был основным устроителем фотосъёмок в училище во время директорства там Шагала. Фоном для групповых фото сих пор практически всегда были стенки с работами самого Кунина.

Кунин отличался бурным характером. Из-за неразделённой сначала любви к Александре Кагановой, ставшей потом его супругой, он стрелялся в вагоне поезда, который вёз учеников витебской школы на конференцию в Москву, и чуть не убил Иосифа Байтина.

В 1921 году по приглашению Роберта Фалька поступил во ВХУТЕМАС, но обучался в нём недолго из-за необходимости содержать семью.

Устроился работать в цирк поначалу художником-оформителем, а потом практически стал цирковым актёром и выступал под именами Ганс Куни-Пикассо и Ганс Куни. Под Кунина выпускались особые афиши с заголовком: «Гастроли евро аттракциона. Ганс Куни-Пикассо. Человек-молния».

В 1924 году начал выступать в цирках Труцци и Киссо с номером «Художник-моменталист», стремительно рисуя, в том числе с завязанными очами и ногами. В конце номера исполнял трюки из репертуара «Живой счётной машины»: называл количество конфет, положенных на цирковой барьер, после моментального на их взора; количество спичек, высыпанных на манеж; число зубчиков в гребёнке, показанной зрителем. С течением времени Куни стопроцентно отказался от номера «Художник-моменталист» и стал совершенствоваться в моментальных арифметических действиях с разными цифрами. Одним из вариантов номера было написание зрителями на четырёх досках по 5 трёхзначных чисел. Доски начинали стремительно крутиться, и Куни, до сего времени стоявший к ним спиной, только бросив на их взор, тотчас называл итог сложения чисел. Также Куни предлагал зрителям нарисовать на досках огромное количество фигур разной величины и, взглянув на их, сразу называл их число. Ещё, смотря на двенадцать мелькавших перед ним дисков, Куни мог в хоть какой последовательности перечислить их цвета.

Позднее Миша Куни выступал на филармонических эстрадах с концертной программкой «Психологические опыты» (другое заглавие — «Чтение мыслей»). Закрыв голову чёрным непроницаемым колпаком, Куни находил спрятанные зрителями предметы, угадывал загаданое зрителем имя, отгадывал за ранее написанное зрителем в записке заглавие городка. Будущая исследовательница российского авангарда Александра Шатских попала в детстве на один из таких концертов:

Запомнилась гротескная фигура с резкими быстрыми движениями, внезапными жестами; помощница прогуливалась по рядам, зрители ей на ухо шептали загаданные слова, которые одномоментно и верно называл человек на сцене, возбуждая в зале рокот восхищённого удивления.

Физик Олег Мрачковский так описывал наружность 67-летнего Куни в 1963 году:

На сцену вышел внушительный мужик лет пятидесяти в серьезном черном костюмчике, при галстуке… Сосредоточенное кропотливо выбритое лицо с тонкими, даже несколько плотоядными чертами. Черные длинноватые ухоженные, аккуратненько подстриженные волосы. Перстень с огромным камнем на длинноватом пальце, неторопливая речь. Никакой назидательности, никакого самопиара. Естественен, уважителен к аудитории, убедителен, никакого занудства…

Серьёзность и занимательность происходившего деяния Миша Куни аккомпанировал узким юмором, шутливыми импровизациями и смешными репликами.

Журналист Василий Захарченко писал о свойствах памяти Куни:

Я находился на психических опытах Миши Куни. Уже немолодой человек, внимательный, суровый, он демонстрировал зрителям такие примеры памяти, которые вызывали недоумение и недоверие. Вот на стенке вывешено 20 разноцветных дисков. Только мгновение, долю секунды Куни скользит взором по этим дискам, потом поворачивается к зрителям и расслабленно, серьезно разъясняет им размещение цветов. Но это еще не самое необычное доказательство людской памяти. Три темные доски с колонками цифр. Числа написаны в 5 рядов, состоят из трехзначных чисел. Доски крутятся в различные стороны. Куни только 1-2 секунды глядит на эти расплывающиеся в пространстве числа, потом отворачивается, сконцентрированно задумывается и через минутку именует вам не только лишь числа, да и сумму всех этих размытых движением чисел. — Не может этого быть! — говорим мы. Но Миша Куни только улыбается. — Это просто отлично тренированная зрительная память, — гласит он. — Ведь у меня перед очами и на данный момент стоят эти числа. Желаете, повторю? — Нет, что вы… — смущаемся мы. Куни приводит нам пример моторной памяти. — Я вспоминаю случай, — гласит он, — который произошел со мной очень издавна, кажется в 1930 году. Меня пригласил к для себя один доктор, чтоб я показал ему несколько опытов памяти. В присутствии товарищей доктор предложил повторить мне ряд слов, совсем не связанных меж собой. Каковой же был мой кошмар, когда я услышал только латинские слова, а я даже не знал этот язык! «Довольно», — произнес кто-то, когда было названо сороковое слово, кстати, единственное понятное мне. И все-же после маленький паузы, — продолжает Куни, — я без ошибки повторил все 40 незнакомых мне слов.

Психолог Павел Симонов ассоциировал Куни с Вольфом Мессингом:

По моим наблюдениям, Миша Куни делает всё, что делает В. Г. Мессинг, и даже больше: к примеру, показывает опыты с запоминанием множества инфы. Своим восхитительным тестам Куни здесь же даёт правдоподобные разъяснения. Выступление Куни проходит деловито, расслабленно и… очень припоминает обыденную научно-популярную лекцию.

После 2-ой мировой войны Моисей Кунин передал через 1-го из собственных родственников в Париже привет Марку Шагалу, сразу откликнувшемуся маленьким письмом:

Дорогой Кунин. Вы сможете для себя представить как я был тронут когда мне передали о Вас а что Вы интересуетесь моей судьбой. Вы помните как я Вас обожал. Кунин а я желаю Вам счастья. Я о для себя не могу много тут гостить. Но я целую Вас прочно. Ваш преданный Марк Шагал.

В 1973 году, посетив СССР, Марк Шагал возжелал повстречаться с Куниным, но никто не осмелился сказать ему, не переносившему слово погибель, что Моисей Кунин погиб около года вспять.

Семья Супруга — Александра Владимировна Каганова. Детки: Михаэль Моисеевич Кунин — театральный живописец. Создатель книжки о своём отце «Феномен Миши Куни» (издана в 2003 году). Борис Моисеевич Кунин. Юлия Моисеевна Троль (урождённая Кунина).

Библиография

Публикации Миши Куни Кунин Моисей. Об Уновисе // Витебск: Искусство. — 1921. — № 2–3 (апрель-май). Миша Куни. О памяти, о воле, о для себя (литературная запись Л. Сидоровского) // Юная гвардия. — 1978. — № 1. — С. 185–191. Миша Куни. О памяти, о воле, о для себя (литературная запись Л. Сидоровского) // Юная гвардия. — 1978. — № 2. — С. 188–191. Миша Куни. О памяти, о воле, о для себя (литературная запись Л. Сидоровского) // Юная гвардия. — 1978. — № 3. — С. 220–223. Миша Куни. О памяти, о воле, о для себя (литературная запись Л. Сидоровского) // Юная гвардия. — 1978. — № 5. — С. 216–220. О Мише Куни Книжки Кунин М. М. Парадокс Миши Куни. — М.: Российская книжка, 2003. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-268-00526-Х. Статьи и упоминания // Цирк и эстрада. — 1929. — № 15 (65) (октябрь). — С. 15. // Dagens Nyheter (Стокгольм, Швеция). — 2.09.1957. // Expressen (Стокгольм, Швеция). — 12.09.1957. — № 247 (4538). // Kansan Uutiset (Хельсинки, Финляндия). — 1958. Платонов К. Занятная психология. — М.: Юная гвардия, 1962. Воскресенская Н., Тоболев В. Лабиринты памяти. 12 ошибок Миши Куни // Познание — сила. — 1966. — № 10. — С. 40–41. Кириченко А. Разоблачение «Человека-загадки» // Русская эстрада и цирк. — 1967. — № 7. — С. 24–25. Мечик Д. И. Искусство актера на эстраде. — Л.: Искусство, 1972. Захарченко В. Д. Разговор с электронным мозгом. — 2-е. — М.: Детская литература, 1975. Larissa A. Shadowa. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. — Dresden: VEB Verlag der Kunst Dresden, 1978. — 372 p. Кио И. Э. Иллюзии без иллюзий. — М.: Вагриус, 1999. — С. 160. Макаров С. М. Куни Миша Абрамович // Эстрада в Рф. ХХ век: Лексикон / Отв. ред. Е. Д. Уварова. — М.: Русская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. — С. 286—287. — ISBN 5-86004-157-8. Шатских А. С. Новелла о Моисее Кунине // Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки российской культуры, 2001. — С. 38—40. — ISBN 5-7859-0117-X. Сидоровский Л. И. О тех, кого знаю, помню, люблю.... — 2001. Макаров С. М. Куни Миша Абрамович // Эстрада в Рф. ХХ век: Энциклопедия / Отв. ред. Е. Д. Уварова. — М.: Олма-Пресс, 2004. — С. 320—321. — ISBN 5-224-04462-6. Антонов Д. Чудеса, секреты и увлечения Миши Куни. Мрачковский О. М. Миша Куни и незаконнорожденный Сева Казачков // Русская ассоциация иллюзионистов. — 5 августа 2013 года.

Комменты

↑ По другим сведениям, Моисей Кунин закончил ВХУТЕМАС в 1924 году (см.: Макаров С. М. Куни Миша Абрамович // Эстрада в Рф. ХХ век: Энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2004. — С. 320—321. — ISBN 5-224-04462-6.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный