Рувим Мазель родился 24 января 1890 в семье витебского скрипача. Первоначальное художественное образование получил родном Витебске — в Школе рисования и живописи Юделя Пэна, закончив которую, поступил в 1906 году в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения живописцев, где обучался у Рериха и Бенуа. Рисовальную школу Мазель оканчивает в 1909 году, после этого решает продолжить своё образование в Европе. В 1910 году он поступает в Мюнхенскую академию художеств в класс гравюры Петера Хальма, в какой проучился до 1914 года. В эти годы живописец решает несколько поездок в Италию, где детально знакомится с работами мастеров Возрождения.
Возвращение в Россию в 1914 году совпало с началом Первой мировой войны. Мазеля практически сходу призывают в армию. Со собственной частью он попадает в Ашхабад, где и остаётся жить до середины 1920-х годов. В Ашхабаде, при политотделе первой армии Туркестанского фронта, вместе с А. П. Владычуком и М. В. Либаковым, Мазель организовывает «Ударную школу искусств Востока». Значимым фуррором явился тот факт, что, вкупе с русскими учениками, Школу посещало и существенное количество туркменов (самым прославленным из которых потом оказался Бяшим Нурали). В 1925 году из-за приобретенного доноса Ударную школу закрыли, но к этому времени Мазель уже переехал в Москву. В период с 30-х по 50-е годы живописец участвует в ряде экспедиций в Туркменистан и Дагестан, но главным его адресом остаётся Москва, в какой он пребывал до собственной погибели в 1967 году.
Искусство
В «европейский» период жизни сильное воздействие на Мазеля оказывал мюнхенский модерн, а после переезда в Ашхабадосновными в картинах художника становятся восточные мотивы. Так главным его произведением тех лет именуют книгу-альбом «Ковровые сказки». Эта работа выполнена, как некоторая «фреска в миниатюре». Сам Мазель считал её художественным итогом тех восьми лет, которые он прожил в Туркестане. В конце 20-х годов идеи художника претерпевают конфигурации — он перестаёт интересоваться миниатюрами и перебегает к полномасштабным картинам, которые пишет маслом и темперой. В это время создаются такие полотна, как «Качели», «Невеста», «Старый Ашхабад», «В юрте».
Принципиальным вехами творческой биографии Мазеля являются написанный в 30-х годах цикл работ на библейские темы, также годах иллюстрации к чеховским рассказам, сделанные в 60-х годах XX века.