С 1877 по 1881 годы учился в Столичной Консерватории по классу скрипки, и потом работал скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, потом — школу-студию Я. Ф. Ционглинского.
Дом МатюшинаВ 1908—1910 годах Матюшин и его супруга Лена Гуро входили в складывающийся круг российских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (сейчас Музей петербургского авангарда на улице Доктора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 вышел 1-ый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Миша Матюшин выпустил 20 футуристических книжек.
Похоронен в Мартышкине.
Творческий путь
Матюшин на портрете работы Лены Гуро, 1903 Портрет Миши Матюшина (К. Малевич, 1913).Миша Матюшин, как и некие другие живописцы тех пор, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далековато от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных духовных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубочайшее вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину преподавателем и теоретиком нового искусства.
В нашей жизни мы так ловко умеем скрываться за слово либо в него рядиться, что все, нас окружающее, так насыщается этим действием слова, что мы перестаем замечать жизнь и значение всех вещей и их самостоятельную ценность. Новое искусство … учит осознавать мир через обычной конкретный акт движения самого тела, через мимику, жест. И люди медлительно, но правильно, учась этому языку опередят свое усталое, утомленное слово, скрывавшее так длительно своими запыленными, выцветшими завесами живое тело природы и самого человека— Екатерина Бобринская. Жест в поэтике ранешнего российского авангарда
В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под воздействием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Совместно со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Кроме духовного нюанса теория расширенного смотрения содержит в себе идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения воспоминаний и познаний о натуре.
В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Муниципальный Институт Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдающего, в итоге которых были открыты формообразующие характеристики цвета — другими словами воздействие цветового колера на восприятие формы наблюдателем. При продолжительном наблюдении прохладные цвета присваивают форме «угловатость», цвет звездится, теплые цвета напротив делают чувство округлости формы, цвет круглится.
Исследователи приравнивают музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что основным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К управлению новых делений тона») и в «артефактах», каковы, к примеру, 1-ая футуристическая опера «Победа над солнцем».