Матюшин Михаил Васильевич



При рождении был назван (первое имя): Михаил Васильевич Матюшин
Когда родился: 1861

Где родился: Нижний Новгород

Когда умер: 14 октября

Где умер: Ленинград

Подданство: Российская империя

Гражданство: РСФСР


Оказал влияние на: Н. Костров




Биография

С 1877 по 1881 годы учился в Столичной Консерватории по классу скрипки, и потом работал скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, потом — школу-студию Я. Ф. Ционглинского.

Дом Матюшина

В 1908—1910 годах Матюшин и его супруга Лена Гуро входили в складывающийся круг российских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (сейчас Музей петербургского авангарда на улице Доктора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 вышел 1-ый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Миша Матюшин выпустил 20 футуристических книжек.

Похоронен в Мартышкине.

Творческий путь

Матюшин на портрете работы Лены Гуро, 1903 Портрет Миши Матюшина (К. Малевич, 1913).

Миша Матюшин, как и некие другие живописцы тех пор, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далековато от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных духовных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубочайшее вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину преподавателем и теоретиком нового искусства.

В нашей жизни мы так ловко умеем скрываться за слово либо в него рядиться, что все, нас окружающее, так насыщается этим действием слова, что мы перестаем замечать жизнь и значение всех вещей и их самостоятельную ценность. Новое искусство … учит осознавать мир через обычной конкретный акт движения самого тела, через мимику, жест. И люди медлительно, но правильно, учась этому языку опередят свое усталое, утомленное слово, скрывавшее так длительно своими запыленными, выцветшими завесами живое тело природы и самого человека

— Екатерина Бобринская. Жест в поэтике ранешнего российского авангарда

В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под воздействием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Совместно со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Кроме духовного нюанса теория расширенного смотрения содержит в себе идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения воспоминаний и познаний о натуре.

В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Муниципальный Институт Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдающего, в итоге которых были открыты формообразующие характеристики цвета — другими словами воздействие цветового колера на восприятие формы наблюдателем. При продолжительном наблюдении прохладные цвета присваивают форме «угловатость», цвет звездится, теплые цвета напротив делают чувство округлости формы, цвет круглится.

Исследователи приравнивают музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что основным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К управлению новых делений тона») и в «артефактах», каковы, к примеру, 1-ая футуристическая опера «Победа над солнцем».

Семья

Гуро, Лена Генриховна — 2-ая супруга, поэтесса и художница. Матюшина (в девичестве Громозова) Ольга Константиновна - 3-я супруга, писательница.

Публикации М. Матюшина

О книжке Метценже-Глеза «О кубизме» // Альянс молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913 Футуризм в Петербурге // 1-ый журнальчик российских футуристов. № 1-2. Москва, 1914 Управление к исследованию 4-ого тона для скрипки. Петроград, 1915 О выставке последних футуристов. // Вешний альманах «Очарованный странник». Петроград, 1916 Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932. Переиздание: Миша Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний — М.: Д. Аронов, 2007. — 72 с. — ISBN 978-5-94056-016-4 (ошибоч.). О старенькой и новейшей музыке // Альманах Уновис № 1: Факсимильное издание. Подготовка текста, публикация, вступ. статья Татьяны Горячевой. — М., СканРус, 2003. — ISBN 5-932210-18-4.

Память

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адресок— улица доктора Попова, дом 10).

Источники

Жадова Л. А. Цветовая система Матюшина // Искусство. — 1974. — № 8. — С. 38—42. Н. И. Костров.«М. В. Матюшин и его ученики». Публикация и комменты А. В. Повелихиной. / Панорама искусств № 13. М. : « Русский художник», 1990. C. 190—214. Малевич о для себя. Современники о Малевиче: В 2-х т. М.: RA, 2004. С. по указ. Миша Матюшин. Доктор академии художеств. — М.: НТ-Принт, 2007. Маргарета Тильберг. Цветная Вселенная. Миша Матюшин об искусстве и зрении. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда: В 2-х ч. Experiment/Опыт: Журнальчик российской культуры. № 16: / Издание подготовила Лена Спицына. LA (USA), 2010. С. по указ Горячева Т. В. Статья Миши Матюшина «О старенькой и новейшей музыке» в альманахе «Уновис» // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 1. Миша Матюшин. Творческий путь художника. — Музей органической культуры. Коломна. 2011. ISBN 978-5-4253-0274-8

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный