Ляхович Валентина Антоновна




Биография

Родилась 3 мая 1945 года на ст. Дивенская Гатчинского района Ленинградской области. Закончила художественно-графический факультет Витебского муниципального педагогического института (1968). Обучалась у узнаваемых витебских живописцев Феликса Гумена, Ивана Столярова. Участница художественных выставок с 1967. Работала на Витебском комбинате искусств, выполняя работы на заказ. Преподавала на художественно-графическом факультете ВГУ им. П. М. Машерова. Член Союза живописцев СССР (с 1973), Белорусского союза живописцев. Живойёт в Витебске.

Длительное время работала в большей степени в технике акварели, создавая реалистические портреты, пейзажи, натюрморты. Потом в акварельных работах перебежала к ассоциативно-образной абстракции. Позже увлеклась тестами в области современного искусства, создавая статуи, установки, объекты в необыкновенном направлении -в стиле «мусорной культуры». Валентина Ляхович—активный участник художественных выставок Беларуси (Витебск, Минск, Полоцк, Бобруйск и др.), также интернациональных (Наша родина, Германия, Польша, Испания, Португалия, Франция, Эстония)

Произведения находятся в Витебском областном художественном музее, музее Марка Шагала (Витебск), Музее современного изобразительного искусства (Минск, Беларусь), Полоцкой картинной галерее (Беларусь), музее Verenzhain (Германия), галерее «Урбан» Сарагоса (Испания), в личных собраниях Рф, Германии, Израиля, Испании, Польши, США, Франции, Швейцарии. Последняя индивидуальная выставка «ОБЪЕКТив» прошла в Витебском центре современного искусства 16 апреля 2010 года. На выставке были представлены авторские фото реализованных ранее объектов (железные статуи, объекты в стиле «мусорной культуры»).

Черта творчества

На становление В. Ляхович как художницы оказали воздействие воспоминания юношества, учёба на худграфе Витебского пединститута (конкретно тут сформировалось увлечение акварелью, благодаря преподавателям Ф. Ф. Гумену и И. М. Столярову). Кумиром в живописи В. Ляхович именует Павла Филонова, также преклоняется перед иконописью. Генезис искусства В. Ляхович в глубинных пластах российской традиции: от Сурикова через Врубеля и Борисова-Мусатова до авангарда 20-х. Тут чувствуются реминисценции российской иконы, акварельные завоевания балтов, европейской фрески и миниатюры Средней Азии. Искусствовед М. Цыбульский охарактеризовывает живопись В. Ляхович как «поэзию и музыку взглядов, жестов, действий, воплощенных в цвете». Необходимо отметить эволюцию творческого стиля художницы—от реалистических акварелей к абстрактным и прямо до работы с объёмом, сотворения арт-объектов, в том числе «мусорной скульптуры».

Реалистические работы В. Ляхович, сделанные в 70-80-е гг. определяются поиском необычного колористического решения, лирической трактовкой темы («Портрет девушки» (1971), «Портрет отца» (1983), «Сирень» (1981), «Деревья над рекой» (1984), «Натюрморт с подсолнухом» (1982) и др. Работы Валентины Ляхович 90-х—начала 2000-х («Пространство красноватого цвета» (1997), «Молитва» (1997), «Портрет в зелёном квадрате» (1998), «Танец» (2001), «Пробуждение» (2002) и др.) непривычны для ограниченного восприятия, требуют времени для знакомства и осмысления, при всем этом они очень чувственны. Эти произведения избавлены от сюжетных контекстов и заполнены глубочайшим философским смыслом. В. Ляхович гласит о собственных работах «Моя живопись и не реалистическая, и не абстрактная, она ассоциативная». Она определяет свое творчество, как «эксперимент с цветом, который стремится не быть тесновато связанным с формой, а только о ней припоминать: богатство ярких пятен, чередование мазков, линий -своеобразный вызов цвета, который стремится обрести самостоятельность». Все же, художница и в поздних работах не отрешается от образов видимого мира, сохраняя почтение к традиционной традиции. В почти всех её красочных композициях позднего периода замечаются проекции, «тени» реальных объектов. Целью собственного творчества В. Ляхович именует рвение к гармонии, целью искусства—освобождение души художника. Творческое кредо В. Ляхович—зание, поиск себя, неизменное рвение к собственному росту, новым средствам выражения.

Для акварельной живописи В. Ляхович свойственны такие свойства как пластичность, живость техники, многозвучие и цветовая глубина акварельного яркого пятна, возможность опыта. Особым качеством её акварельных опытов стала фактура, которая несет внутри себя символ текучести времени, делает неповторимое очарование самой «материи» её живописи. Живопись В. Ляхович пространственно-двухмерная, по-разному ритмически организованная. Пользуясь акварелью, она не хлопочет о её прозрачности и чистоте, «срывает» цвет, царапает бумагу… Она не опасается использования смелых цветов—открытого ультрамарина, изумрудной зелени, даже флуоресцентных красок, создавая в то же время утонченную гармонию цвета. Некие её произведения напоминают фрески. Монументальность размеров и пластики выполнения дают возможность воплощать глобальные темы («Сотворение мира», «Рождение материи», «Земля третичного периода»).

2-ое направление, характеризующее современные творческие поиски В. Ляхович, это т. н. «мусорная скульптура». Свои арт-объекты Ляхович делает из, в обыкновенном осознании, утиля — бумаги, пенопласта, картона, пены. В творческий процесс «вовлекаются» кусочки проволоки, пуговицы, гвозди… Ах так разъясняет это сама художница: «Объект отличается от обыкновенной статуи. Я делаю большие вещи и на объём накладываю цвет. Я делаю произведение на тему человечьих страстей, в каком передаю эмоции, намёки, эмоциональность — все это выражено цветом и формой. Это синтез пластики и живописи. Я расписываю статую, как картину, — с полутонами, бликами и различными отттенками. Такой мой творческий почерк. Ранее, лет 30 вспять, я писала совсем реалистические акварели — пейзажи, портреты. Но… мне наскучивает делать одно и то же…».

Галерея

Арт-объекты

Арт-объекты Object art 1.jpg Object art 7.jpg Object art 6.jpg Object art 5.jpg Object art 4.jpg Object art 3.jpg Object art 2.jpg

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный