Лазарев Левон Константинович




Биография

Происходит из армянского дворянского рода Лазаревых .

Левон Константинович родился в Тбилиси в 1928 году. Обучался на скульптурном факультете Тбилисской гос академии художеств, откуда уехал в Москву и продолжил обучение на скульптурном отделении Столичного института прикладного и декоративного искусства, а потом — в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной.

Левон Лазарев говорил о причине собственного ухода из Тбилисской академии художеств и продолжении учебы в Москве и Ленинграде: "Мне приписали не формализм, а космополитизм. Шел совсем прекрасный британский кинофильм «Ричард III». И я после его просмотра вылепил палача. Была там такая малая роль, которую исполнял некий величавый актер, не помню, кто. Перед обходом ребята поставили мою работу на красноватую тряпку, пришла комиссия: «Как, палач — и на красноватой тряпке?» А меня на этом обходе вообщем не было. «Кто делал?». — «Лазарев» — «А, к тому же не грузин! Вот и начали: космополит, пятое-десятое… Обучался в Столичном институте прикладного и декоративного искусства на скульптурном отделении. Был исключен „за формализм в искусстве“. Был 1948—1949 год. Ну, я плюнул, заработал какие-то средства и уехал в Москву. Я занимался там у учеников Матвеева: Поммера Юрия Петровича, Белашовой Екатерины. Институт прикладного декоративного искусства, в каком я обучался, был превосходный. Когда отовсюду погнали не плохих живописцев, они собрались совместно и сделали этот институт. Дейнека преподавал композицию, Козлинский — набросок, в общем — сливки. Ну, естественно, позже спохватились, институт просуществовал всего лет шесть-семь, его закрыли, слили с Художественно-промышленным училищем им. В. Мухиной. Так я оказался в Ленинграде. Некие педагоги переехали, а некие остались. Но это уже было не так принципиально, так как мы успели проучиться три года. На самом деле дела, институт нам все отдал. У нас была очень мощная группа. Наш ленинградский доктор Ингал хоть и был интеллигентный и очень увлекательный человек, но прибавить к нашим познаниям уже ничего не мог. Школа имеет в нашем деле не наименьшее значение, чем в музыке. Если ты не знаешь азов, ты не можешь ничего. Существует простая грамота, возьмите всякую декоративную статую на улице, тех же атлантов, они полностью совершенно вылеплены, нельзя сказать, что рука либо нога вырастает не оттуда, все вырастает откуда нужно. Ранее хоть какой ремесленник работал мастерски безупречно, другими словами была школа».

Левон Лазарев окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище в 1955 году. В 1957 стал членом Союза живописцев. Архитектор работал в разных видах и жанрах искусства — станковой, монументальной, декоративно-парковой и мемориальной скульптуре, маленькой пластике. Не считая того, он занимался живописью и графикой. Им сотворено более двухсотен скульптурных (станковых и монументальных), графических и красочных произведений.

О времени, в которое довелось жить и творить, он рассуждал: «Времени, на самом деле дела, было только два: русское, когда требовалось устоять против шаблона соцреализма, и сейчас, когда нужно противодействовать дурному вкусу. Тяжело жилось во все времена и просто сразу, но по различным причинам. Ранее можно было в течение года слепить голову Ленина либо две, тогда совершенно отлично, и можно состоятельно жить, занимаясь, чем хочешь. Этих средств хватало даже на отливку изготовленной себе работы. Стоило все намного дешевле. Зато нельзя было выставлять. Сейчас можно выставлять, но нет головы Ленина».

По-мнению мастера, на создание статуи оказывает влияние почти все: «Я лепил Толстого на даче: березы, солнышко, воздух, — он и вышел легкий, вся средняя часть прозрачная, через нее светит солнце».

Архитектор скончался 26 февраля 2004 года.

Творчество

С 1954 года архитектор — неизменный участник российских и забугорных выставок. Участник интернациональных конкурсов и выставок в Австрии и США. Индивидуальные выставки Левона Лазарева проходили в выставочных залах Союзов живописцев (Санкт-Петербург, 1989; Москва, 1990), в музее Анны Ахматовой (Санкт-Петербург, 1993), в Муниципальном Российском музее (Санкт-Петербург, 1996), в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург, 1998).

Его произведения находятся в собраниях Гос Третьяковской галереи (Москва), Муниципального Российского музея, Музея истории городка, Музея городской статуи, Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург), Гос картинной галереи Армении (Ереван); также в личных собраниях Рф, Германии, Дании, Италии, Швеции и других государств.

Левон Лазарев — один из ведущих архитекторов Санкт-Петербурга, мастер остро современный по передаче чувств и эмоций человека уже канувшего конвульсивного XX века.

Лазарев работал в разных видах и жанрах искусства — станковой, монументальной, декоративно-парковой и мемориальной скульптуре, маленькой пластике. Не считая того, он создавал также произведения живописи и графики.

Жил и работал в Петербурге.

Литература

Выставка произведений 26 ленинградских и столичных живописцев. Каталог. — Л: Живописец РСФСР, 1990. — с.28-29.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный