Ладо Сеидишвили




Биография

Поэт и живописец из Грузии, родился в городке Батуми,21 января 1931 года. С 1956 по 1962 год Ладо Сеидишвили обучался на факультете живописи в Академии искусств городка Тбилиси. Работал художником-редактором в Батумском издательстве и художником-архитектором филиала Тбилисского научно-исследовательского института в городке Батуми. С 1965 по 1971 год избирался председателем Союза живописцев Аджарии. В этот период были сделаны картины «Чашники, 300 лет спустя», «Безотцовщина», «Лето», «Сбор урожая», «Иродиада».

Для Ладо Сеидишвили характерна универсальная техника выполнения. В различные годы были написаны такие картины, как: «Автопортрет» (бумага, тушь), «Берег Батуми» (бумага, тушь), «Женский портрет» (графика), «Петре Ибери» (холст, масло), «Плод» (бумага, гуашь), «Саженец» (бумага, гуашь), «Сбор урожая» (картон, пастель, гуашь, уголь), «Теа» (картон, пастель, гуашь, уголь), «Этап жизни» (холст, масло), «Беатриче» (бумага, акварель, белила), «Большая добыча» (холст, масло).

Одна из его картин, «Рабочие из Батуми» (1966 год), является собственностью Спрингвилского художественного музея (США, штат Юта). Его директор, Верн Г. Свонсон, обозначил исполнительскую манеру, в какой написана картина, как русский импрессионизм. Эта манера, в целом оформившаяся в 50—70-годы ХХ века, захватила живописцев в особенности при изображении так именуемых «трудовых будней» — на заводе либо на колхозном поле. Ладо Сеидишвили удалось отыскать собственный метод изображения ежедневных событий: он выбирал свои модели, исходя из собственных симпатий и эстетических представлений. Социалистический импрессионизм отличает и сама техника наносить краски на холст — они накладываются густыми мазками, рельефно и крупно. Но при всем этом какая гармония! Изображение грубого труда на картине «Рабочие из Батуми» перекликается с грубым, настойчивым мазком. Холст заслужил повышенное внимание и с согласия создателя вошел в музейный каталог, который является учебным пособием для студентов изучающих иностранную культуру. Позднее картина «Рабочие из Батуми» была размещена в книжке «Советский импрессионизм», изданной в Лондоне художественным музеем в Гриффите.

В 1981 году в журнальчике «Искусство» была написана картина «Безотцовщина». Ладо Сеидишвили сразу работал над графикой для собственных книжек (набросок для обложки книжки «Страсти и нравы», 1995 г. и многих других) и в Батумском театре (Грузинский батумский театр имени И. Чавчавадзе) художником-декоратором, занимался сценографией. Оформление мастер сделал к спектаклям «Глаз честности», «Бравый боец Швейк». За сценографию в спектакле «Седьмое небо» (1975 год) живописец был отмечен особым дипломом.

Многообразны и поэтические творения Ладо Сеидишвили. 1-ая книжка была выпущена в 1956 году. Потом были изданы — «Собрание стихотворений» (1961 г.), «Шум солнца» (1963 г.), «Елеса» (1969 г.), «Адамово яблоко», однотомник стихов в 2001 году, «Реквием» (2005 г.) и другие. Одним из немногих, кто занимался переводом с грузинского произведений Ладо Сеидешвили, был Юрий Юрченко, поэт, драматург, актер.

Посреди всех устойчивых стихотворных форм, всераспространенных на различных шагах истории грузинского стихосложения, сонет является сейчас самым пользующимся популярностью. В истории и теории сонета значимым явлением считается «венок сонетов», объединяющий сонет-магистраль и составленные из его стоп 14 сонетов. Невзирая на обширное распространение сонета в Грузии 10-20-х годов XX века, таковой формы — «венка сонетов» — не было. Венок сонетов — это очень тяжелая поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (в особенности в подборе выразительных рифм). В первый раз «венок сонетов» появился в грузинской поэзии в 70-е годы. И одним из первых, кто обратился к таковой форме, стал Ладо Сеидишвили.

В 2001 году за внесение огромного вклада в грузинскую литературу и в связи с семидесятилетним юбилеем Ладо Сеидишвили был награжден премией Мемеда Абашидзе. Многогранное творчество художника и поэта, где он стремился применить все свои дарования, не понимало границ. Он живописец и театральный живописец, конструктор и поэт, в почти всех отношениях выступал как новатор.

Ладо Сеидишвили скончался 27 февраля 2010 года в Тбилиси, где жил последние годы, и похоронен в Пантеоне писателей и публичных деятелей в Батуми.

Семья

Жена — Тина Ясоновна Сеидишвили, дочь известного русского писателя, журналиста, корреспондента журнальчика «Крокодил» Ясона Герсамия

Малыши:

Тамрико Сеидишвили Нато Сеидишвили, сотрудница литературного музея им. Жору Леонидзе, в Тбилиси (Грузия)

Из библиографии

Избранное / Ладо Сеидишвили, 174 с. 1 л. портр. 16 см, Батуми Сабчота Аджара, 1983 г. Стихи / Ладо Сеидишвили, 71 с. 17 см, Батуми Сабчота Аджара, 1979. Стихи, лирическая поэма / Ладо Сеидишвили, 99, с. 17 см, Батуми Сабчота Аджара, 1990. Сеидишвили Ладо . «Стихотворения и лирические поэмы». Подстрочный перевод с грузинского языка.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный