Кузьмич Алексей Васильевич



Когда родился: 1 июня

Где родился: д. Мохро, Ивановский район

Когда умер: 31 октября

Где умер: Минск

Гражданство: СССР

Жанр: портрет

Где учился: Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова

Cамые известные картины: цикл «Плачущие мадонны», портреты народных артистов Белорусской ССР

На него(неё) оказали влияние школа: Борис Аракчеев


Биография

Детство

Алексей Васильевич Кузьмич родился в 1-ый тяжёлый послевоенный год в деревне белорусского Полесья. Отец после возвращения с фронта скоро погиб. Мама Алексея, Александра Максимовна, воспитывала семерых малышей одна. Алексей рано начал отрисовывать. На формирование личности художника оказали воздействие близкие люди - родные сёстры, двоюродный брат Степан, самобытный живописец, также педагог рисования в местной школе Анатолий Павлович Рубанович.

Молодость

В 1962 году, по окончании 9 классов, Алексей Кузьмич уехал в Красноярск, где поступил обучаться в художественное училище имени В. И. Сурикова. Огромную роль в становлении Алексея Кузьмича как художника сыграл Красноярский муниципальный художественный музей им. В. И. Сурикова, находившийся неподалеку от училища, владеющий одним из самых значимых собраний произведений живописи российского искусства XIX — XX веков за Уралом. Много времени было проведено в этой картинной галерее за отработкой техники художественного письма. По окончании училища, в 1965 году, Алексей Кузьмич был призван в ряды Русской Армии, в ракетные войска стратегического предназначения. Службу нёс в Красноярском крае. По долгу службы занимался также выполнением художественно-оформительских работ. Также, получил в армии 1-й разряд по свободной борьбе и 2-й разряд по гиревому спорту.

Переезд в Минск

В 1968 году Алексей Кузьмич приехал в Минск с намерением поступить обучаться в Белорусский муниципальный театрально-художественный институт. Но, опоздав к моменту подачи документов, устроился работать на Минский подшипниковый завод. Узнав о существовании во Дворце Культуры минского Тракторного завода изостудии, показал свои картинки педагогу изостудии, будущему Народному художнику Республики Беларусь Анатолию Барановскому, который высоко оценил художественное дарование Алексея Кузьмича. После года занятий с Анатолием Барановским, в 1968 году, Алексей Кузьмич поступил в Белорусский муниципальный театрально-художественный институт и удачно окончил его в 1975 году. Педагогами его были известные белорусские живописцы, такие как Борис Аракчеев, Натан Воронов, Пётр Крохолёв. Профессиональному выпускнику предложили остаться преподавать в институте. Получив некий опыт преподавания, Алексей Кузьмич ушёл из института и вполне занялся творчеством.

Творчество

1-ые творческие опыты Алексея Кузьмича характеризуются приверженностью к портрету, направленной на определенную тематику картине. Он писал мир вокруг нас, людей: «У окна» (1974), «Воскресный день» (1976), «Девушка и цветы» (1976), «В мастерской художника» (1977). Дальше живописец переключился в собственной живописи на препядствия более философского плана — о смысле присутствия человека на Земле, о нравственном долге, о назначении женщины-матери (Мадонны), о духовной роли славянских народов в эволюции всего населения земли. Размышлял о дилеммах духовного совершенствования человека, о борьбе добра и зла.

Главной героиней живописи Алексея Кузьмича всегда была Дама. Сам живописец охарактеризовывал своё кредо последующим лозунгом: «Кто любит даму, кто любит мир, кто пишет даму, тому помогает бог». В стилистике произведений на тему Мадонны стала проступать некая иконная образность, имеющая существенное художественное воздействие.

Галерея Мадонн

«Три мадонны», 1987 год, холст, масло, 130 х 100 см

Плач Евфросиньи Полоцкой, 1992 год.

«Наши спасительницы», 1996 год. Холст. масло, 129 х 121.5 см

«Святая Русь. Пылающая Русь», 1991 год. Холст, масло, 190 х 95 см

«Вселенская скорбь», 1993 год. Холст, масло, 100 х 90 см

«Тонущая Россия», 2000 год. Посвящается памяти моряков затонувшего атомохода «Курск»

«Ева» из серии «Золотые мадонны», 2005 год. Холст, масло, 66 х 69.5 см

«Мадонна с близнецами» из серии «Жертвенность славянских мадонн», 1996-97 г. Холст, масло

Мадонна из серии «В немой гармонии печали», 2001 год, 74.5 х 94 см

«Мадонна», 1999. Холст, масло.

Также кисти Алексея Кузьмича принадлежит ряд портретов узнаваемых деятелей белорусской и русской культур. В 1980 году он написал портрет белорусской актрисы, народной артистки СССР Стефании Станюты, в 1983 году — портреты народных артистов СССР Галины Макаровой и Здислава Стомы, в 1988—89 годах — портреты архитектора, лауреата Ленинской премии СССР В. Занковича, кинорежиссёра Миши Пташука.

В собственных картинах Алексей Кузьмич рассуждал также о белорусской идентичности: «Памяти Гусовского» (1981), «Живи и помни» (1985), «Противостояние» (1985), «Посвящается Чернобылю» (1988—89), «Жертвоприношение» (1989).

Галерея артистичных портретов

Заслуженный артист БССР Фома Воронецкий, актёр Купаловского театра. 1976 год, холст, масло, 110 х 88 см.

Народная артистка РСФСР Лариса Лужина, 1988 год, холст, масло, 120 х 107 см.

Кинорежиссёр Виктор Туров, народный артист СССР, 1989, холст, масло, 170,5 х 134,5 см

Народный артист СССР Николай Ерёменко-старший, 1996 год, холст, масло, 120 х 100 см.

Белорусский театральный режиссёр, народный артист Беларуси Борис Луценко, 2001 год, 129 х 100 см.

Народная артистка БССР Мария Захаревич, 2001 год, холст, масло, 98 х 90 см

Память

1 июня 2014 года на родине Алексея Кузьмича, в деревне Мохро на Полесье открылась именная художественная галерея художника.

Другие материалы в этой категории: « Кукрыниксы Кузнецова Мария Павловна »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный