Кудряшёв Владимир Владимирович



Когда родился: 25 июня

Где родился: Малые Яльчики Казанской губернии, Российская империя

Когда умер: 9 ноября

Где умер: Москва

Гражданство: Российская империя

Жанр: живопись

Где учился: Казанская художественная школа


Биография

Владимир Владимирович Кудряшев (Кудряшов) родился 25 июля (12 июля по старенькому стилю) 1902г. в селе Малые Яльчики Тетюшинского уезда Казанской губернии в семье столяра-краснодеревщика. В 1907г.семья переехала в город Цивильск. Во время учения в местной школе у Владимира проявились незаурядные возможности к рисованию.

В 14 лет он поступает в Казанскую Художественную школу (КХШ), где обучается на выделенную городом индивидуальную стипендию. Посреди учителей школы были Н.И. Фешин, П.П. Беньков, П.М. Дульский и другие калоритные личности, что определяло высочайший уровень образования.

Ранешний Казанский период творчества В. Кудряшева (1916—1923) отличался многообразием стилевых подходов. В эти годы он очень активен, и пробует себя в графике, гравюре, плакате, скульптуре, живописи, делает наброски театральных декораций.

После Октябрьской революции 1917 г. школа преобразуется в Свободные муниципальные художественные мастерские (позднее АРХУМАС). Стипендия отменена, и необходимо зарабатывать на жизнь. Способности обучения ограничены, но В. Кудряшев не теряет связи со школой. В возрасте 18-19 лет он участвует в выставках казанских живописцев вместе с известными мастерами. В каталогах этих выставок(1,2) указаны его работы, в большинстве не сохранившиеся.

Казанский кремль. Офорт

В 1919 г. его призывают в РККА, и он начинает работать в ИЗО-мастерских как плакатист. Сюда завлекали многих казанских живописцев, приезжал Дени и другие мастера. Самый узнаваемый плакат В. Кудряшева «Могучим ударом труда мы уничтожим кандалы разрухи», 1921 г.

В 1922 г. В. Кудряшев выпускает альбом офортов «Казанский Кремль», который относят к числу наилучших послереволюционных серий гравюры. На данный момент офорты этого выпущенного маленьким тиражом альбома представлены в ведущих русских музеях и за рубежом.

В те же годы он начинает работать как архитектор. В древесных статуях (высотой 40-60см) точно переданы типы фермеров, нищих, послушника, также образы узнаваемых персонажей театральных спектаклей и дамские традиционные образы. Особо выделяются два мужских портрета, один из которых свидетельствует о зрелости юного скульптора-мастера резьбы по дереву, использующего обилие фактуры материала. В этой работе он добивается уровня «…высочайшего мастерства, психической уверительности, катастрофического чувства времени» (3). Известны также его работы в других материалах: «Атлет с шаром» и «Обнажённая» отлиты в гипсе. В 1923 г. В. Кудряшев переводится в Москву и поступает во ВХУТЕМАС в класс архитектора И.С. Ефимова.

Пушкин

В 1927 г. он делает крупномасштабную статую «Голова рабочего». Это произведение можно отнести к проявившимся ещё в Казани авангардным поискам художника. На анатомически сверенной каркасно-реечной базе, используя выкроенные фанерные листы, он сформировывает образ, сочетающий внутри себя монументальность и выразительную пластику. Во время посещения ВХУТЕМАС-а на эту работу уделяет свое внимание А. В. Луначарский, и в газетах возникают статьи о ней. В «Известия ВЦИК» С. Бурдянский писал, что «… вся статуя … в значимой мере от архитектуры» (4). Сначала это относят к каркасу, впечатлявшего конструктивной структурой, органично формирующей пластику цельного объёма. Статуя была приобретена государством, и создателю предложили облицевать её металлическими пластинами. Позднее живописец употребляет тот же принцип для сооружения объёмных торжественных композиций и в кинорекламе.

В 1930 г. В. Кудряшев (в дипломе Кудряшов) кончает ВХУТЕИН как скульптор-монументалист. Его дипломной работой была древесная статуя «Уставшая», представленная на 11 выставке АХР. В том же году он женится на Анне Николаевне Вильям - младшей представительнице семьи, принадлежащей к столичной творческой интеллигенции. В следующее десятилетие она заняла особенное место в его творчестве.

Осень в Сокольниках

После окончания института он начинает сотрудничать с ИЗОГИЗ-ом. Выпускает вместе с Д.Н. Бабиченко несколько 10-ов плакатов. По договору со скульптурным отделом делает направленные на определенную тематику заказы: «Парижская Коммуна»-барельеф в терракоте, «Китайская Красноватая армия»-майолика и проч. В это время он делает крупномасштабные кинорекламные композиции и скульптурную группу (кинорежиссер, оператор со съёмочной камерой) для дизайна Арбатской площади.

В 1932 г. В. Кудряшев становится членом МОССХС-а. С 1929 по 1940 гг. участвует в выставках.

С середины 30-х годов в его творчестве определяются две полосы. Официально он работает над декоративно-монументальной статуей, реализуясь, в главном, в неоклассическом стиле. В его работах нет русской атрибутики. Там, где требуется роль архитекторов, почаще сотрудничает с М.В. Серовым и А.Л. Пастернаком. Посреди скульптур этого периода «Атлет», «Прокатчик» (вместе с Д.П. Шварцем), фонтаны «Отдых», «Играющие дети» и др.

В эти же годы В. Кудряшев начинает работать над темой «Материнство». Он делает зарисовки с натуры супруги и малышей, возникают их пастельные портреты и сине-голубая трехфигурная пастельная композиция. Центральная женская фигура этого произведения

Оголенная

ассоциируется с образом Богоматери. Позднее при разработке статуи стилистика изменяется, и библейские мотивы не появляются. В 1938г. Оргкомитет Интернациональной выставки в Нью-Йорке заказывает «Материнство» в бронзе. В просмотре экспозиции участвует В.М. Молотов. Он исключает её, т.к. по его воззрению, русская дама не может быть босоногий. После экспонирования на выставке статуи МОСХ-а в 1940г. «Материнство» тиражируется в гипсе для установки в парках и скверах, где она гармонически вписывается в садово-парковые ансамбли.

С 1936 г. живописец увлечён темой А. С. Пушкина. В 1937 г. он делает увеличенную копию маски поэта. Серия «Пушкинский портрет» включает графику и законченные произведения в скульптурном и пастельно-живописном вариантах. Графические портретные изображения изменчивы. Живописец находил «своего Пушкина», нередко уходя от визуально закреплённых канонов. В 2-ух портретах- первом скульптурном и одном из пастельных передана трепетная импульсивность натуры поэта. Другой пастельный портрет метафоричен. В нём синтезированы мысли архитектора о монументе в древнем духе и трагичности пушкинской судьбы. Обособленно стоит 2-ой скульптурный портрет. Он появился под давлением заказной регламентации, шедшей вразрез с воззрением создателя, ограниченного в работе критериями контракта.

Голова рабочего

Пушкинские пастельные портреты оставались неведомыми практически 70 лет. Это самые значимые произведения в серии огромных пастельных листов, сделанных В. Кудряшевым перед войной в оканчивающий период творчества. Они не были созданы для показа, и в первый раз показывались на индивидуальной выставке художника в Галеев-Галерее в 2006 г., к открытию которой была выпущена книжка о нём. В экспозицию вошли также ранешние работы и неведомая графика 30-х годов. Графическая часть творчества В. Кудряшева имеет самостоятельное значение, где он показал себя мастером-рисовальщиком (5). Сюжетно пастели и картинки далеки от русской реальности. Пастели стилистически неоднородны. Есть близкие к реальности изображения супруги и деток, но некие образы довольно обобщённые. Две вещи напоминают старенькые фрески. В нескольких можно отыскать отражение «…воспоминаний от ранее виденного, от Делакруа и Энгра до Сомова и Франца фон Штука»

Плакат "Могучим ударом"

(6). Некие близки импрессионизму. Работая над проф эрудицией и формированием собственной актуальной философии, он переосмысливал более любимое из художественного наследства, обретая в импровизациях свободу мысли, свободу творчества вне рамок официального искусства. По воззрению И. Галеева "требовалось известное мужество на рубеже 1920-30 годов показывать свою привязанность к «неактуальной эстетике» (5).

Относящаяся к 30-м годам скульптурная часть наследства В. Кудряшева не сохранилась и, в главном, известна по фотографиям. Недолговечность неких скульптур разъясняется тем, что они были отлиты в гипсе. Бронзовые «Материнство» и 2-ой бюст Пушкина разделили судьбу многих других скульптур, переплавленных во время войны для нужд фронта.

С началом Величавой Российскей войны В. Кудряшев работает по маскировке разных столичных объектов. В октябре 1941 г. в рядах ополчения уходит на фронт. В 1942 г. работает клубным военным художником. Через год его переводят в политотдел 10 армии Западного фронта. Он успевает сделать несколько листовок и плакатов, но в августе 1943 г. навечно попадает в лазарет, и после выписки ворачивается домой.

В. В. Кудряшев скончался в Москве 9 ноября 1944 г., и похоронен на Введенском кладбище

Судьба наследства

Произведения ранешнего периода творчества В. В. Кудряшева известны по каталогам 2-ух муниципальных выставок в Казани(1,2), по сведениям С. М. Червонной (7,8). Несколько из этих работ сохранились в архиве художника.

Плакаты 1920-1921 г.г. входят в коллекции РГБ и ГЦМСИР (подробнее см. 9).

«Танец» набросок росписи, 1921 хранится в ГМИИ РТ (Казань).

Альбом офортов «Казанский кремль», 1922 представлен в коллекциях ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва),

ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГМИИ РТ (Казань), в Кабинете гравюры Дрезденского музея (Германия), в трёх личных коллекциях.

13 древесных скульптурных композиций входят в собрание НМ РТ, 2 мужских портрета-в коллекцию ГМИИ РТ (Казань).

7 рисунков (карандаш, тушь) хранятся в собрании ВХУТЕМАС-а в Музее МАРХИ (Москва).

Статуя «Китайская Красноватая Армия» (майолика) и 35 плакатов (вместе с Д. Н. Бабиченко) входят в коллекцию ГЦМСИР (Москва).

Статуи Столичного периода 30-х годов известны по фотографиям из архива художника. Гипсовый набросок головы малыша к скульптуре «Материнство» находится в семье художника.

Графика (пастель, карандаш, тушь, сангина) и две картины (масло) хранятся в семейном архиве и в личных коллекциях.

Выставки

Индивидуальная выставка в Галеев-Галерее, Москва, июнь-август 2006.

Литература

Владимир Кудряшев. 1902-1944. Набросок, живопись, статуя. И. Галеев, К. Кудряшев, И. Кудряшева, О. Улемнова. Москва, 2006, 160с.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный