Кишинёвский Соломон Яковлевич




Биография

Соломон Яковлевич Кишинёвский родился в 1862 году в Одессе. В 1879 году поступил в Одесскую рисовальную школу Общества роскошных искусств, где его учителями были архитектор Луиджи Доминикович Иорини и пейзажист Бауэр — представителям первого поколения одесских художников-педагогов. За время учёбы в рисовальной школе получил три медали. В 1883 году закончил школу и, из-за невозможности продолжить обучение в русской столице в силу действовавших в то время ограничений для лиц иудейского исповедания, совместно с товарищем по учёбе Леонидом Осиповичем Пастернаком продолжил образование в Мюнхенской академии (1884-1888) у живописцев Л. Гертериха и А. Лицен-Майера. Обучался и работал также в Риме и Париже. В 1888 году Соломон Кишинёвский возвратился в Одессу и включился в художественную жизнь. Начиная с 1888 он интенсивно работает и участвует в бессчетных выставках ТПХВ (1893—1898, с перерывами), ТЮРХ (1890—1918, с перерывами), Общества независящих, Столичного общества любителей художеств (1899—1905, с перерывами), Санкт-Петербургского общества живописцев (1901, 1905).

Кишиневский работал как жанрист, портретист, пейзажист. Некое время увлекался германским и итальянским классицизмом, потом французским импрессионизмом, но 1-ые суровые работы (бытовые зарисовки, сценки из жизни городской бедноты) были сделаны под сильным воздействием «передвижников», в особенности Владимира Маковского. Соломон Яковлевич как живописец отличался особенным восприятием окружающей реальности, острой наблюдательностью, подчеркнутым вниманием к обыденному существованию «маленького человека».

«О чем все-таки он ведает? — „Прошение“, „Мог быть человеком“, „Уличные малыши“, „Еврейский быт“ и т. д. Никаких особенных событий: обыденное каждодневное существование бедного человека. Но что-то в этом трогает зрителя… Трогает тем, что ты вкупе с художником видишь беззащитность малеханьких людей. Они уже так низковато свалились, так искалечены (от юного до старенького), что их не поднять. Чеховской грустью веет от этой реальности. Только, как вихрь — в один момент — страшная драма погрома. Казнь Шмидта и Матюшенко. Замордованные и искалеченные люди. Вся жизнь — осколки несложившегося целого… Человечность и искренность — вот база творчества художника», — эти слова восхитительного художника М. Жука о собственном собрате с ювелирной точностью определяют творчество Кишиневского. С возрастом черная, «передвижническая» гамма сменилась в его картинах более броской, насыщенной. Одесская критика отмечала: «Поражает собственной смелостью… сравнимо немолодой живописец С. Кишиневский… Этот живописец ушел от прошедшего „передвижнического“ воздействия, от черных и карих красок к светлым, ясным и примкнул к импрессионистам» («Южная мысль», 1916, 7 дек.).

"Прошение" "Таможенная площадь" "Подмастерья, играющие в карты" "В синагоге"

В 1893-м Павел Третьяков с передвижной выставки приобретает работу Кишиневского «Прошение» (1889). Соломон Яковлевич сотрудничал как рисовальщик и критик (под псевдонимом Бенвенуто) в повторяющихся изданиях «Одесские анонсы», «Театр», «Южное обозрение», журнальчике «Начало». С 1898 заходил в Одесское литературно-художественное общество. В 1899 воспринимал активное роль в разработке Городского музея роскошных искусств (сейчас Одесский художественный музей).

В 1896—1902 гг. Кишинёвский организовал четыре «весенние выставки», в каких приняли роль не только лишь местные, да и столичные живописцы (как петербургские, так и московские). Чуток позднее устроил свою, «постоянную общедоступную» выставку, которая с маленькими перерывами и в различных помещениях экспонировалась с 1906 по 1908 год. В 1910 году прошла индивидуальная выставка художника. Позднее в Одессе прошли ещё две масштабные выставки, приуроченные к 40- и 50-летию его художественной деятельности, в 1929-м и 1938 годах соответственно; 2-ая выставка свершилась в Музее российского и украинского искусства, на ней было представлено около 200 работ из муниципальных собраний и личных коллекций.

Семья Кишиневского пострадала от погрома в 1871 году, томные мемуары об этом живописец пронес через всю жизнь. В течение многих лет живописец разрабатывал тему погрома, но большая работа на свет так и не появилась. Бессчетные сохранившиеся и выставлявшиеся наброски и эскизы к ней дают представление о том, какой она планировалась. Наброски к картине хранились в музеях Революции Киева, Одессы и Херсона. Живописец начал работать над картиной в 1910-е годы. В этюдах он изображал еврейских дам, стариков, студентов из отрядов самообороны. На выставке 1938 года был представлен ряд этюдов к «Погрому», сделанных в 1929—1938 годах, можно было узреть и огромное количество сделанных ранее портретов и сценок из еврейской жизни: «Читающий еврей» (1905), «Портрет Моргулиса» (1904), «Молящийся еврей» (1905), «Два еврея и еврейка» (1905), «Еврей-портной» (1905), «Раввин» (1911). «Одесские анонсы» от 17 (30) ноября 1913 года докладывали, что живописец Кишинёвский работал над проектом монумента в память грустно известного «дела Бейлиса».

"Старец" "На Старопортофранковской" "Дама с котом" "В парикмахерской"

В русское время Кишинёвский продолжал интенсивно работать. В 1925 стал одним из основоположников Ассоциации революционного искусства Украины. В 1927 принял роль в Первой всеукраинской выставке Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ). В том же, 1927 году, стал одним из инициаторов сотворения в Одессе Музея еврейской культуры, куда передал часть собственных работ. Прямо до начала Величавой Российскей войны участвовал во всех больших выставках, много времени и сил отдавал преподаванию. Сначала войны и оккупации Кишинёвский оставался в Одессе. По устным показаниям, умер в одесском еврейском гетто в конце 1941 либо сначала 1942 года. Перед уходом в гетто Соломон Яковлевич оставил друзьям рукописи мемуаров, которые до сего времени (кроме маленьких фрагментов) не размещены. Работы Кишинёвского находятся в почти всех музейных собраниях, в том числе в Гос Третьяковской галерее, Российском музее, Одесском художественном музее, Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагина и других.

Творчество

«Шарманщик» (1889) «В мастерской скульптора» (1889) «Мог быть человеком…» (1891) (в собрании Российского музея) «Прошение» (1893) (в собрании ГТГ) «В кутузке» (1895) «Спор» (1902) «Игра в карты» (1906) наброски, посв. рев-ции 1905-07 гг.: "Восстание на броненосце «Потемкин», «Последние минутки Матюшенко», «Прощание лейтенанта Шмидта с сыном» (1927-29) «В парикмахерской» (1917) «Пруд» (1929)

Другие материалы в этой категории: « Кищенков Леонид Иванович Китс Эльмар Янович »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный