Капелян Григорий Исаакович



Когда родился: 2 февраля

Где родился: Ленинград

Гражданство: США

Где учился: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина


Биография

Григорий Капелян родился 2 февраля 1940 года в семье художника и книжного графика Исаака Залмановича Копеляна. Окончил Институт имени Репина, факультет теории и истории искусства. В 1978 году эмигрировал в США. Живет в Нью-Йорке.

Изобразительное творчество

Как в литературном, так и в изобразительном творчестве Г.Капелян оставался за пределами официального художественного процесса, но, начиная с 1969 года он находит применение своим возможностям в керамике, делает официальные заказы и участвует в выставках как керамист. В1977 году в Ленинградском отделении Союза живописцев свершилась глиняная выставка «Одна композиция». Г.Капелян совместно с Мишей Копылковым были идеологическими вдохновителями этой выставки, отличавшейся необычной доныне свободе живописцев от диктата официального искусства. В 80-е годы, уже в эмиграции, его литературные произведения публикуются в антологии современной российской поэзии Константина Кузьминского и на британском языке в американских литературных журнальчиках. В 1989 году в издательстве Gnosis Press выходит «Обсидиановый кумир», его 1-ый сборник рассказов на российском языке. В 90-х годах проза Г.Капеляна становится доступна русскому читателю в альманахе «Незамеченная земля» и в журнальчиках «Нева» и «Звезда». В 2006 году в Санкт-Петербурге выходит его книжка «Вне контекста». В феврале 2010 года его керамика, коллажи и карандашные картинки были представлены на выставке «Группы восьми» в петербургском Манеже, что было первым презентабельным показом его изобразительного творчества. Живописные холсты Г. Капеляна в первый раз выставлены в Москве в 2011 году, тогда же он, вместе с Наталией Хлебцевич, становится номинантом премии Кандинского (глиняная установка «Слово и дело»).

В изобразительном творчестве Г. Капелян опирается на традиции российского авангарда, сочетая конструктивистские начала с органической спонтанностью филоновской школы. Незапятнанная абстракция идет рука об руку с фигуративными мотивами. Трактовка места нередко носит феноминальный нрав, один и тот же участок холста может казаться и задним планом, и выступающей плоскостью.

Литературное творчество

Прозу и стихи Г.Капеляна почти во всем можно считать продолжением петербургского литературного парадокса обэриутов, но в целом его словесное творчество не ограничивается абсурдистской эстетикой, делая упор быстрее на чеховскую традицию. В послесловии к «Обсидиановому кумиру» южноамериканский писатель и литературный критик, доктор славистики Томас Эпстайн пишет: «Здесь, в 5 восхитительных повествованиях Григория Капеляна, пред нами встает наш запутанный и несообразный мир со всей его отвагой и тщетой, с его хохотом и слезами, мир, в каком следствие порождает причину, где сны (и кошмары) владычествуют над реальностью, где суть и существование никогда не примирить...» «...Сочетая остроумие с философской глубиной, сатиру с аллегорией, Капелян умудряется перевоплотить этот странноватый, время от времени необычный материал в правдоподобный и убедительный текст, сразу сумрачный и радостный, устрашающий и смехотворный. Более того, благодаря неистощимой изобретательности, остроглазой чувствительности ко всему абсурдному в людской природе и в конце концов, истинной человечности, на котором основано его авторское видение, проза Капеляна преодолевает видимый философский пессимизм и становится торжеством надежды.» «Вне контекста», вышедшая в 2006 году, не вписывается в классические жанровые рамки. Это не повесть, не сборник рассказов и не ежедневник. Невзирая на то, что в книжке не выслеживается единая сюжетная нить и отсутствует все объясняющий концепт, конкретно интертекстуальный принцип позволяет создателю из несоединимых вещей сделать одно целое. Каждое слово, каждое утверждение может быть осознано в разных, и даже обратных смыслах. Игра со словом, которое меняет смысл, вне и зависимо от контекста, делает его многомерным местом, отсылающим ко огромному количеству культурных источников.

В 1969 году Капелян под псевдонимом Д-р Грабов пишет «Текст, непредназначеный для чтения» для авторской книжки с офортами Вильяма Бруя «Ex Adverso», которая была написана в 9 экземплярах. Количество было обосновано тем, что, по русским законам, 10 экземпляров чего угодно подлежало прохождению через цензуру. Позже, в 2009 году, в связи с выставкой В.Бруя в Российском музее её куратор Александр Боровский напишет:

«Офорты Ех Adverso сложились в неповторимую рафинированную авторскую книжку, концепт которой был задуман Бруем вместе с Г.Капеляном (Доктор Грабов, написавший „междусловие“). Книжка артикулировала свою визуальную самодостаточность: „текст, не созданный для чтения, свидетельствует своё отсутствие“. Для тех пор, видимо, манифестация самодостаточности, дадаистской нелогичности была принципиальна, хотя бы как оппозиция незыблемой у нас традиции функциональности книжного дизайна.»

Выставки

1971 Юные живописцы Ленинграда. Елагин дворец, Ленинград 1975 Выставка «Инрыбпром 1». Комплекс «Экспо», Ленинград 1975 2-ая всесоюзная выставка керамики, Вильнюс 1975 «Fair un livre», выставка авторской книжки. Центр Помпиду, Париж 1977 «Одна композиция». Ленинградское отделение Союза Живописцев. 1977 Керамика и графика. Охтенский выставочный зал, Ленинград 1979 Российский фестиваль в Амхерсте, Массачусетс, США 1982 Искусство российского самиздата, передвижная выставка (New-york,

Рочестер, Вашингтон, Ричмонд, Питтсбург, Лос Анджелес, США) 2010 Выставка Группы Восьми («Лестница»). Манеж, Санкт-Петербург. 2011 НЕО-познанные объекты. Галерея ВХУТЕМАС. Москва 2011 Премия Кандинского, Выставка номинантов . Москва

Коллекции

Муниципальный Российский музей; Муниципальный Эрмитаж; Санкт-Петербург Елагиноостровский музей российского декоративно-прикладного искусства и интерьера, Санкт-Петербург; МоМА,Нью-Йоркский музей современного искусства,США; Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США

Личные собрания: Санкт-Петербург, Москва, New-york, Лондон, Париж, Соше (Sauchay,Нормандия).

Публикации

Стихотворения и тексты в «Антологии новой российской поэзии у Голубой Лагуны» под редакцией К. Кузьминского и Г. Ковалева, Том 2,. Oriental Research Partners, Newtonville, Mass. 1983: «Запретное чтение», стихотворение на британском языке. Журнальчик «City Nine», New-york, 1984.

«Обсидиановый кумир», сборник рассказов, Гнозис-Пресс, New-york, 1989 «Ступ Льпусанский», рассказ в британском переводе Томаса Эпстайна в журнальчике «Alea» (США), 1990 «Назначение», рассказ в британском переводе Томаса Эпстайна в журнальчике «Alea», (США), 1991 «Кока», «Фредерик, Карл, Жорж, Леопольд», рассказы в британском переводе Клаудии Новак-Джонс. Журнальчик «Literary Review» (Farleigh Dickinson University, Madison NJ), 1991

«Обсидиановый кумир», рассказ. В литературно-художественном альманахе «Незамеченная земля», Москва-Петербург, 1991 «Малый Абзац», рассказ, журнальчик «Нева», Санкт-Петербург, 1998. «Христос», рассказ, журнальчик «Звезда», Санкт-Петербург, 1999. «Вне контекста», маленькая проза, ОАО «Искусство России», Санкт-Петербург, 1999. Российский перевод французских хайку Моник Пуляр и статья о творчестве Вильяма Бруя в книжке Monique Poulard Haïkus /William Bruï Peintures, Auréoline Editions. Франция, 2006.

«Алфавит», рассказ в литературно-художественном альманахе «Новая Кожа», Кожа-пресс, Нью-Йорк-Москва, 2007. «Русские беседы», маленькая проза в переводе на чешский язык Яна Махонина, журнальчик «Бабилон», Прага, 2009. «Подземные птицы», рассказ, «Русские беседы», рассказ в литературно-художественном альманахе «Новая Кожа 2», Кожа-пресс, Нью-Йорк-Москва, 2009. «Старые боги», цикл рассказов, готовится к печати в издательстве «Редкая книжка из Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, 2010

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный