Георгиос Гунаропулос родился в 1889 году, в причерноморском городке Созополь, Восточная Румелия.
Георгиос Гунаропулос был шестым и последним ребёнком Анны и Ильи Гунаропулоса.
Основанный греками в 610 г. до н. э. под именованием Аполлония, этот греческий город, уже под именованием Созополь, был в границах последнего осколка Византии и пал совместно с Константинополем в 1453 году, но сохранял собственный греческий нрав и населялся только греками на протяжение всего периода турецкого господства, прямо до 1885 года.
Но после сотворения Россией болгарского страны, а потом аннексии полуавтономной Восточной Румелии в сентябре 1885 года Болгарией, было положено начало политики болгаризации и гонений на коренное греческое население.
В 1904 году, под давлением болгарского правительства, его семья, как и другие семьи греков из Восточной Румелии, была обязана переселиться в Греческое царство.
В Греции семья поселилась в, основанном беженцами из Болгарии, Эвксинополе в Магнесии.
В том же году 17-летний Жора Гунаропулос решил основаться в Афинах, где работая в мастерской надписей и табличек, помогал семье решить насущные денежные трудности.
В этот период у Жору проявилась склонность к живописи. В 1907 году он сдал экзамены и поступил в Школу роскошных искусств. Обучался перспективе и сценографии у Викентия Бокацямбиса, а потом живописи у Спиридона Викатоса и Жору Ройлоса.
Воздействие этих живописцев греческой академической школы разумеется в первых работах Гунаропулоса. Потом Гунаропулос отрёкся от этих работ.
С началом Балканских войн и до конца Первой мировой войны, Гунаропулос вел войну в рядах греческой армии против турок и болгар. В этот период он написал ряд портретов офицеров и боец также батальные сцены.
Живописец демобилизовался в 1919 году. Получив, после конкурса проведенного Политехническим институтом, стипендию, учреждённую меценатом Жорой Аверофф, Гунаропулос отправился в Париж продолжить свою учёбу.
Гунаропулос обучался 4 года в академии Жюлиана а потом год в академии Гранд-Шомьер.
В 1924 году живописец открыл собственное ателье в Париже, по адресу 95, Rue Vaugirard, который был и адресом его места проживания.
В 1925 году он принял роль в Всегреческой выставке в Заппион.
С 1926 года Гунаропулос начал сотрудничать с парижской Galerie Vavain Raspail, где организовал свои 3 1-ые индивидуальные выставки. В 1928 году он организовал индивидуальную выставку в парижской Galerie Jaques Bernhein. В этот период сформировался его личный стиль письма, с слабенькими линиями и глубокими голубыми, жёлтыми, красноватыми и фиолетовыми цветами.
В 1929 году Гунаропулос выполнил свою первую индивидуальную выставку в Греции, выставив 24 собственных работ в галерее Стратогопулоса в Афинах. Выставка имела большой коммерческий фуррор, но публика и критики разделились на 2 лагеря.
Юные критики реагировали экзальтированно. Напротив, сторонники греческой академической школы, и в главном Захариас Папантониу, винили Гунаропулоса в неведении главных правил живописи.
В ответ на этот вызов, Гунаропулос, в одну ночь, написал портрет собственной мамы, согласно всем канонам академизма и выставил его в зале, рядом с другими своими работами.
В 1931 году живописец возвратился в Афины и основался в районе Верхний Илисия.
Гунаропулос женился на композиторе Марии Пройю. У четы родился, единственный ребёнок, Илья, который потом стал архитектором. Оставаясь в Афинах, Гунаропулос продолжал учавствовать в выставках и начал работать с иллюстрациями для книжек и театральными декорациями.
В 1934 году он принял роль в Венецианской Биенале.
В 1935 году он выставил свои работы, совместно с живописцами Хадзикириакосом-Гикасом и Михалисом Томбросом на «Выставке трёх».
В 1937 году художнику было доверено расписать зал заседаний в здании муниципалитета Афин. Работа заняла 2 года. Были расписаны 113 квадратных метров стенок с темами почерпнутыми из истории городка.
В декабре 1944 года этим росписям были нанесены серьёзные повреждения, в процессе английской военной интервенции и боёв британцев против бойцов народно-освободительной армии Греции.
После злости фашистской Италии против Греции 28 октября 1940 года, Гунаропулос стал создателем плаката «Богородица с тобой», чем внёс посильный вклад в греческую победу, ставшую первой победой антифашистской коалиции.
После окончания 2-ой мировой войны, Гунаропулос получил огромную известность. В 1947 году он принял роль, совместно с другими греческими живописцами, в групповой выставке в Стокгольме.
В том же году живописец уехал в New-york. В будущем году Гунаропулос выполнил индивидуальную выставку в нью-йоркской галерее грека Александра Иоласа.
По заказу промышленника А. Папагеоргиу, в 1951 году, он расписал часовню Святой Троицы в одной из больниц городка Волос.
Эти росписи Гунаропулоса не следуют ни пост-византийской, ни хоть какой другой церковной художественной традиции.
В 1955 году Гунаропулос, вкупе с другими греческими живописцами, принял роль в интернациональной групповой выставке в Гётеборге Швеция.
В 1957 году Французский институт Афин издал на французском языке работу о Гунаропулосе и, сразу, организовал выставку из самых соответствующих работ художника.
В 1958 году живописец выставлял свои работы в афинской галерее Зигос (Весы). В том же году он принял роль в международном конкурсе Guggenheim, состоявшемся в одном из залов ЦРУ и получил приз Guggenheim.
Последовали индивидуальные выставки в Афинах и роль в групповых выставках за границей: Ахен (ФРГ, 1959), Сан-Паулу (Бразилия, 1959), Фамагуста (Кипр, 1960), Александрия (Египет, 1963), Брюссель (Бельгия, 1964) и Буэнос-Айрес (Аргентина, 1964).
С 1965 года Гунаропулос начал производить свои индивидуальные выставки в афинской галерее Астор, сотрудничество с которой продолжилось до самой погибели художника.
В 1975 году Государственная галерея организовала выставку-ретроспективу работ Гунаропулоса. В символ признания за оказанную ему честь, живописец подарил Государственной галерее 15 собственных работ, презентабельных для его 60-летней художественной деятельности.
В апогее собственной славы, живописец представил свои работы ещё в нескольких групповых выставках, также на индивидуальной выставке в галерее Астор (апрель), незадолго до собственной погибели.
Живописец погиб 17 августа 1977 года в Афинах.
Музей Гунаропулоса
В 1978 году, отпрыск художника, Илиас Гунаропулос, подарил дом художника, в каком находилась и его мастерская, муниципалитету афинского района Зографу, для организации там Музея Георгиоса Гунаропулоса.
При всем этом, Илиас Гунаропулос подарил музею 40 работ отцаμ ставших ядром экспозиции.
В 1990 году муниципалитет выстроил рядом с домом художника новое здание, которое работает как «Центр искусства и культуры» и дополняет функции основного музея. Таким макаром, старенькое здание служит для ознакомления с искусством Гунаропулоса, а в новеньком здании проводятся выставки, лекции и различные культурные мероприятия.
Работы
Гунаропулос был уникален в своём стиле. Париж начала XX века способствовал его отречению от академической манеры, да и от импрессионизма и созданию его полностью личной манеры письма, которую не просто систематизировать и отнести к какой или категории.
Его картины носят непознаваемый нрав: бестелесные формы, написанные при помощи нескольких жадных линий, которые теряются в мечтательных тонах голубого, жёлто-красного и фиолетовых цветов. В работах Гунаропулоса дамские фигуры, деревья, натюрморты с рыбой и устрицами соединяются с сказочными поэтическими видениями. Даже его портреты, выполненные углем либо карандашом, носят мимолетный нрав мечты.
Но за эту одержимость поэтическими и символическими темами, «вселенской живописью» как гласил он сам, некие критики винили его за «несколько ограниченную либо несколько одержимую (obsédée) фантазию».
Как живописец Гунаропулос был очень продуктивен. Его работы хранятся и выставлены в Музее Г. Гунаропулоса, в Государственной галерее Греции, в Фонде искусств Теллоглио Аристотелева института в Салониках и других общественных и личных коллекциях. Следут отметить что Гунаропулос подписывал свои работы латинскими знаками как G. Gounaro.