Астериадис Агинор



Когда родился: 1898

Где родился: Лариса

Когда умер: 17 декабря

Где умер: Афины

Подданство: Греция

Жанр: иконопись

Где учился: Афинская школа изящных искусств

В каком стиле писал: пост-византийский, примитивизм




Биография

Агинор Астериадис родился в фессалийском городке Лариса в 1898 году. Семья его происходила из группы сулиотов, которые после турецких гонений перебрались около 1860 года в фессалийский Ампелакия. Какой-то из них, Анастасиοс Астериадис, поселился в Ларисе и открыл бакалейную лавку, где главным предеметом торговли были лечебные травки. В 1890 году у Анастасия принял дела его племянник, Костас Астериадис (1856-1908), аптекарь, выпускник Афинского института, который преобразовал лавку в современную аптеку. У Костаса Астериадиса и его супруги Екатерины Дритса (1866-1931), из знатной семьи острова Идра, было 6 мальчишек. Отец, фанат греческой древности, отдал (практически) всем античные имена: Агамемнон (1895-1953), Агисилаос (см. Агесилай I либо Агесилай II) (1897-1959), Агинор (см. Агенор), Анаксагор (1900-1902), Вирон (см. Байрон, Джордж Гордон) (1901-1932), Пигмалион (1905-1981). Будучи ещё учеником исходной школы, Агинор обучался живописи у местного художника Христоса Памеркуриу, которому принадлежит юношеский портрет Астериадиса (1915). В 1910 году Агинор переселился в Афины и поселился у сестёр мамы. В столице Агинор окончил гимназию и продолжил уроки живописи с Эрато Аспрогерака, супруги художника Николаоса Аспрогеракаса.

Школа Роскошных Искусств

В 1915 году Астериадис поступил в Афинскую школу роскошных искусств, где с 1915 по 1921 годы обучался живописи у Жору Ройлоса, Жору Яковидиса, Спиридона Викатоса и Павлоса Матьопулоса. В Школе Астериадис сдружился с Спиросом Василиу, с которым в следующие годы расписывал церкви, иллюстрировал книжки, также с А. Поликандриотисом, М. Витсори, А. Василикьотисом и уже известными живописцами Константином Малеасом и Димитрисом Йолдасисом. С последним Астериадис, с 1923 года, вместе содержал ателье в афинском районе Плака , у подножия Акрополя. С. Василиу потом писал о студенте Астериадиасе: «Мы узрели тогда впервой художника, который оборотился спиной к официальной теме данной учителем и нарисовал стенку, двор, дверь двора, широкими колоритными мазками, что-то очень странноватое для той эпохи». Во время учёбы Астериадис познакомился с Аспасией, сестрой собственной сокурсницы Мины Колетти. Аспасия (1902-1970) происходившая из рода И. Колеттиса, потом стала его супругой. В период 1920-1921 Астериадис был мобилизован и принял роль в малоазийском походе греческой армии. Свидетельствами его роли стали малочисленные сохранившиеся картины художника, посреди которых «Мечеть Айдына» и картинки. Греческая армия одержала победу над турками при Эскишехире , но турки отошли к Анкаре. Греческая армия продолжила пришествие, но не смогла взять Анкару и в порядке отошла вспять за реку Саггариос. Как писал греческий историк Д.Фотиадис, «тактически мы одолели, стратегически мы проиграли». Греческое правительство удвоило подконтрольную ему местность в Малой Азии, но способностями для предстоящего пришествия не располагало. Сразу, не решив вопрос с греческим популяцией региона, правительство не решалось эвакуировать армию из Малой Азии. Фронт застыл на год. Часть призывников, посреди которых был и Астериадис, была демобилизована. Астериадис возвратился в Афины и окончил «Школу» в 1921 году. Его записки-дневник выражают горечь и разочарование о периоде учёбы в «Школе» и, в особенности, о процедуре дипломных экзаменов, когда работы студентов были оставлены экзаменационной комиссией на столе в порядке убывания оценки, а 2 работы, одна из их Астериадиса, демонстративно были оставлены на полу. В том же году живописец организовал индивидуальную выставку в собственной родной Ларисе. Критика отметила в его работах «гармонию в свете и цвете».

Межвоенные годы

Метеорита. ( 1922)

После того как живописец Малеас уехал на полуостров Лесбос, Астериадис и Йолдасис основались в его ателье в Плаке . Чтоб заработать на жизнь живописец работал в маркетинговой фирме GEO. В 1922 году Астериадис принял роль в групповой выставке фессалийских живописцев в Волосе, а в будущем году организовал индивидуальную выставку в Афинах. В 1924 году он принял роль в групповой «Выставке десяти» в Афинах. В 1925 году Астериадис стал членом «Союза греческих художников» и в том же году был назначен педагогом наброска в гимназию западномакедонского городка Гревена. В Македонии Астериадис оставался год. Он собрал и исследовал картинки собственных учеников и через пару лет (1933) издал их в альбоме детских рисунков. Наряду с преподавательской работой он писал пейзажи и портреты. Сразу в 1925 году живописец организовал индивидуальные выставки в Волосе и Ларисе. В 1926 году он принял роль в выставке «Четырёх молодых» в Афинах и в будущем году организовал в столице свою индивидуальную выставку. В 1928 году он издал в 200 экземплярах альбом «Дом Шварца в Ампелакия». (Альбом был переиздан в 1974 году). Принял роль в групповой выставке Союза греческих живописцев в Афинах в 1929 году. В 1930 году Астериадис принял роль в воссоздании авангардного художественного общества «Группа Искусство». В том же году он возглавил художественную дирекцию прокоммунистического журнальчика «Пионеры» и оставался на этом посту до 1932 года. В том же, 1930, году Астериадис организовал индивидуальную выставку в Афинах и принял роль в групповой выставке в Лондоне. В 1931 году он подготовил проект росписи купола и мозаичного входа кафедрального храма Святого Николая Волоса и принял роль в групповой выставке в Афинах. С 1931 по 1936 год преподавал набросок в «Промышленной школе Афин». В 1933 году живописец принял роль в трёх групповых выставках в Афинах. В 1934 году Астериадис принял роль в 19-й Биенале в Венеции, где выставил свою работу «Пелион», организовал индивидуальную выставку в Ларисе и принял роль в групповой выставке в Афинах. В том же году он подготовил набросок мозаичной композиции Святых Константина и Лены для входа в казну Банка Греции. В том же, 1934, году живописец посетил Париж и принял роль в съезде византинистов в Венеции. В 1935 году он подготовил набросок мозаичной композиции для входа в афинский византийский храм Капникареа. В том же году Астериадис расписал Монумент погибшим в Македонии в Первую мировую войну сербским бойцам, принял роль в групповых выставках «Пяти» в Афинах, выставках греческих живописцев в Вене и Чикаго.

Мозаичный образ Богородицы в Храме Святого Константина в городке Волос

В 1936 году живописец расписал восстановленный храм Богородицы в Эпископи Тегеи. В том же году Астериадис подготовил проект мозаичного вида Богородицы для нового храма Святого Константина в городке Волос. Храм был построен по проекту конструктора Аристотеля Захоса. Выполнение мозаики и конечный образ Богородицы принадлежит греческой художнице Элли Войла. В том же, 1936, году Астериадис выставлял свои работы на групповых выставках «Общества Искусство» в Афинах и болгарской Софии. В 1937 году, на Глобальной выставке в Париже, Астериадис получил Grand Prix в области книжек литературы и искусства за альбомы «Дом Шварца в Ампелакия» и «Детские рисунки». На этой же выставке живописец был награждён бронзовой медалью за свою живопись. В том же году Астериадис готовит декорации и костюмчики для комедии Д.Коккоса «Судьба Марулы». Совместно с художником К. Тетталосом он исполнил декорации для пьесы «Победитель» Т.Синадиноса поставленной труппой М.Котопули. Астериадис одолел на конкурсе на проект флага Аристотелева института македонской столицы. В 1938 году он выполнил копию «Эпитафия» из Византийского музея Салоник для Чикагского института искусств. В том же году живописец организовал индивидуальную выставку в Волосе и принял роль в «Панэллинской выставке» в афинском дворце Заппион. В 1939 году Астериадис издал альбом с 20 литографиями, посвященными острову Хиос. Альбом был награждён на Афинской выставке книжки 1939 года. В том же году расписал храм Святой Феодоры в Салониках, иллюстрировал книжку И. Папаставру « История Старой Греции от Персидских войн до погибели Александра Македонского» (для 2-го класса гимназии) и принял роль в «Панэллинской выставке» в Заппио. Сначала 1940 года Астериадис принял роль в 22-й Биенале Венеции, выставив работы «Остров Идра», «У источника», «Пейзаж Фигалии» «Равнина Флорины», «Храм Зевса Олимпийского», «Пейзаж Саламины», «Портрет», «Кифисия», «Афинский Акрополь», «Натюрморт», «Галаксиди». В том же году живописец отправился на Афон, где писал копии византийских стенных росписей для Афинской Архиепископии.

Оккупация и Сопротивление

В годы тройной, германо-итало-болгарской оккупации, Греции живописец оставался в Афинах, подрабатывая в гончарной мастерской керамиста А. Кардиакоса и иллюстрируя рукописи. В 1942 году он расписал храм Богородицы в Трахонес Аттики. В том же году Астериадис примкунул к сделанному Коммунистической партией Греции Национально-освободительному фронту. Его работы того периода носят отпечаток Сопротивления и служат Движению Сопротивления. В 1944 году он издал альбом «Шесть акварелей и две литографии». В 1945 году, по заказу Греческой почты, Астериадис исполнил памятную марку в честь схватки при Римини. В марте 1945 года Астериадис и С. Василиу организовали выставку собственных ксилографий выполненых в годы оккупации.

Послевоенные годы

В период 1946-1947 живописец иллюстрировал книжку С. Ксефлудаса «Люди мифа. Тетради с войны в Албании», также календарь Элладской православной церкви. В тот же период Астериадис был членом жюри интернациональных выставок Каира и Стокгольма. В 1947 году принял роль в групповой выставке греческих живописцев в Стокгольме, а в будущем году в первой послевоенной «Панэллинской выставке». В 1948 живописец расписал часть храма Святого Дмитрия в Нео Фалиро Пирея, западную стенку храма Святой Варвары в афинском пригороде Дафни, написал икону Святого Дмитрия для алтаря Базилики Святого Дмитрия в Салониках, и, в сотрудничестве со С.Василиу расписал восточную часть храма Святого Власия в Ксилокастро. В 1949 году Астериадис написал иконы для алтаря храма Пророка Ильи в афинском квартале Паграти и храма Спасателя в его родной Ларисе. В том же году живописец написал Пантократора в храме Святого Дмитрия в афинском квартале Кипсели. С 1949 по 1952 годы Астериадис, вкупе с Фотисом Захариу, расписывал храм Спасателя в Кипсели. В тот же период Астериадис учавствовал в деятеятельности общества живописцев «Группа Уровень», будучи его членом учредителем, и принял роль в четырёх групповых выставках «Группы». В 1950 году живописец купил землю в пригороде Μаруси, где выстроил собственный дом и мастерскую. В том же году Астериадис иллюстрировал учебник второго класса гимназиии, расписал храмы Вознесения Девы Марии в афинском квартале Неа Эритрея и Святого Жору в южноафриканском городке Бракпан. В период 1952 - 1956 Астериадис иллюстрировал книжки «Греческие герои» Чарльза Кингсли, «Боги Олимпа», учебник чтения 6-го класса исходной школы, Церковную историю для 5-го класса исходной школы, Историю Византийской империи для 5-го класса исходной школы, Ветхий завет для 3-го класса исходной школы и Новый Завет для 3-го и 4-го класса исходной школы, книжку Д. Геруланоса «Теодорос Клокотронис, душа Греческой революции». В тот же период он расписал часовню «Фонда морских рабочих» и написал Богородицу в храме Святого Николая в городке Волос, написал иконы для иконостаса монастыря Мега Спилео, расписал центральные столпы храма Святого Николая в афинском районе Халандри и выполнил флаг Афинского института В 1952 году принял роль в «Панэллинской выставке», а в 1953 году в групповых выставках «Современное греческое искусство» в Риме и 11 греческих живописцев в канадской Оттаве. В 1954 году принял роль в групповой выставке 16 греческих живописцев в Белграде, а в будущем году в групповой выставке греческих живописцев в шведском Гётеборге. В 1957 году принял роль в «Панэллинской выставке». В период 1957-1958 Астериадис расписал часть храмов Святого Дмитрия в центре подготовки новобранцев военно-морского флота в Скараманга и Святого Афанасия в Риза Тегеи. В 1959 году организовал индивидуальную выставку в Афинах, принял роль в интернациональной выставке в Тунисе, в 5-й Биенале бразильского Сан-Паулу, 3-й Биенале в египетской Александрии, в групповой выставке в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. В 1959 году он расписывает часовню Святого Виссариона в Ларисе. С этого года и на протяжение пары лет, он преподавал свободный набросок в Технологическом институте группы школ Константина Доксидиаса. В 1960 году принял роль в групповой выставке, в рамках греческой недели в Германии, организовал индивидуальную выставку в Навплионе, принял участе в «Панэлинской» выставке в Заппио. В будущем году свершилась выставка ретроспектива работ художника в Афинском технологическом институте. В 1962 году принял роль в выставке «Современное греческое искусство» в Бухаресте, в интернациональных выставках «Bianco e Nero» в Лугано и в германском Линен, в групповой выставке «Греческое искусство» в Белграде и организовал индивидуальную выставку в Афинах. В 1963 году принял роль в «Панэллинской выставке» в Заппио, в выставке «Современное греческое творчество» в Москве, в групповой выставке греческой живописи в Белграде. В период 1964-1965 Астериадис был назначен членом Художественного комитета по вопросам церковного искусства, при министерстве просвещения. В 1964 году принял роль в групповой выставке Современная греческая живопись в Брюсселе, а в будущем году в аналогичной выставке в аргентинском Буэнос-Айресе. В 1965 году был награждён Золотым крестом Царского ордена Георга I .

Последние годы

В 1966 году Астериадис организовал индивидуальные выставки в Афинах и Ларисе, а в будущем году принял роль в «Панэллинской выставке» в Заппио.

В 1968 году Астериадис иллюстрировал книжку С. Мавроиди-Пападаки «Истории из Византии» и книжку митрополита А. Кантониса «Великие люди церкви», а в 1971 году книжку Э.Валавани «В Мистра Палеологов».

В 1970 году организовал индивидуальную выставку и принял роль в групповой выставке в Лефкосии (Республика Кипр).

В 1974 году году был повторно издан альбом «Дом Шварца в Ампелакия».

В 1976 году, за год до погибели художника, Государственная галерея Греции организовала огромную выставку ретроспективу работ художника.

В 1977 году Астериадис иллюстрировал книжку Э. Валавани «Путешествие в Навплион», которая получила первую премию наилучшей греческой книжки года.

Астериадис погиб в Афинах 17 декабря 1977 года. Был похоронен в семейном склепе Колеттисов на Первом афинском кладбище. Через 5 лет его останки быди перезахоронены в Ларисе, около могилы его супруги.

После погибели художника, выставки его произведений были организованы в Афинах в 1978 году, на его родине в Ларисе (1984), в Афинах (1987 и 1998) и в Патрах (1998).

В 1978 году работы художника выставлялись также в южноамериканском Chrysler Museum of Art.

В 2011 году Музей Бенаки организовал выставку 150 работ Астериадиса, характеризуя его как 1-го из самых видных представителей «Поколения тридцатых».

В 1980 году муниципалитет Ларисы отдал имя художника улице на которой стоит дом Астериадисов.

Работы

Астериадис был умеренным, обходительным и приветливым человеком, был строг к для себя, но кроток и честен по отношению к окружающим. Будучи неутомимым работником, тяжело удовлетворяемый собственной работой, Астериадис не только лишь избегал показухи, да и мало нужной ссылки на своё лицо при выставлении работ. Он пробовал соединять в собственных работах греческую народную традицию, духовность византийской иконописи и принципы кубизма и других художественных течений начала 20-го века. Его работы, обычно двумерные, но это не значит, что они лишены реализма. Его тема варьирует от пригородного и городского пейзажа до портрета, натюрморта и обнажённой людской натуры. Всё это он передаёт с соответствующим личным стилем, в каком сосуществуют элементы византийской традиции, народного искусства и доверчивого искусства, с внедрением своебразной перспективы. В его работах выслеживаются также некие элементы кубизма и сюрреализма. Живописец, богомаз и гравер находил свою тему и вдохновение в греческой природе и городках, в греческой древности, в Византии, в народном и детском искусстве, не теряя чувства равновесия и собственного письма. В пейзажах нередко использовал акварель.

Живописец писал:

«Меня естественно интересует композиция, объём, незапятнанный цвет, и, невзирая на то, что я описательный живописец, тема для меня вторична, это всего только повод.»

И дальше:

«В моей работе, воздействие детской и византийской живописи, пост-византийского и народного искусства смешаны. Я не могу различить, если одно из их доминирует над другим. Я подвергся их воздействию, но сохраняю собственный личный стиль.»

Своё художественное кредо Астериадис выразил после войны последующим образом :

«Моё поколение много потрудилось, чтоб освободиться от удушливой атмосферы Мюнхенской школы. Много потерянного времени. Практически 10 лет борьбы, чтоб стряхнуть с себя Академию, битум и прусское голубое. Новые поиски в искусстве мы получаем из зарубежных журналов, попадающих в наши руки. Что толку ? Это не мы. Наше убежище – византийская иконопись, которой мы многим должны, ребёнок, огромные поверхности церквей.».

Работы Астериадиса хранятся и выставляются в Государственной галерее Греции, в Городской галерее Афин, в Мунипальной галерее Ларисы, в Галерее Авероф, в городских галереях городов Фессалоники, Родос и Патры, в коллекциях Кутлидиса и Фонда А.Левендиса, культурных фондов Банка Греции, Государственного банка Греции, Сельскохозяйственного банка Греции, Ионического банка, Византийского музея Афин, Музея Ворре, Музея Вуроса-Эвтаксиаса, Афинского политехнического института, министерства Просвещения, Афинского института, Аристотелева института в Салониках, Чикагского института, муниципалитета городка Волос, Промышленной школы Афин, Торгово-промышленной палаты Салоник, Нью-Йоркского музея современного искусства, Музея современного искусства в Белграде и многих других личных коллекциях.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный