Беллмер Ханс



Когда родился: 13 марта

Где родился: Катовице

Когда умер: 23 февраля

Где умер: Париж

Страна: Российская империя


Биография

Улица Костюшко в Катовице, в этом доме жил Ханс Беллмер

По настоянию отца работал на сталелитейном заводе, в шахте, в 1923 году поступил в Высшую техно школу в Берлине, где повстречался с Джорджем Гросом и Джоном Хартфилдом. В 1925 году по совету Гроса бросил Школу и направился в Париж, познакомился там с Полем Элюаром. По возвращении открыл собственное маркетинговое агентство, выступал как живописец книжки, иллюстрировал в 1925 году гротескно-пародийный роман Миноны (псевдоним германского писателя-экспрессиониста Саломона Фридлендера, 1871—1946) «Железнодорожное счастье, либо Анти-Фрейд». Путешествовал по Италии и Тунису.

В 1930-е годы Беллмер, при помощи кукольного мастера, художницы по костюмчикам Лотте Притцель, начал работать над эротизированным образом деформированной куколки, противопоставляя собственный план официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии. В воззвании к данной теме и её предстоящей трактовке на Беллмера повлияла автобиографическая книжка Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), а позже — труд австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и вид людского тела» (1935) и книжка французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела» (1939).

Tuilerie des Milles, вид лагеря

В 1934 году 18 фото кукол, вызвавших восхищение Андре Бретона, были размещены в парижском сюрреалистском журнальчике «Минотавр». В том же году серия «Die Puppe» («Кукла») была отпечатана крохотным тиражом в личном издательстве г. Карлсруэ без имени создателя, который, все же, был причислен после чего нацистской пропагандой к дегенеративному искусству (в 1936 году книжка была переиздана в Париже, фото фигурировали на выставках сюрреалистов в Париже и Нью-Йорке в 1935—1936 годах). В 1938 году Беллмер эмигрировал во Францию. Летом 1939 года как подданный Германии был заключен французскими властями в лагерь «Tuilerie des Milles», где, посреди многих, находились Лион Фейхтвангер, Макс Эрнст, живописцы Фердинанд Шпрингер, Вольс и др. С 1941 по 1944 год жил на юге Франции (Кастр, Тулуза), потом возвратился в Париж. В 1953 году познакомился в Берлине с художницей и писательницей Уникой Цюрн, с 1954 года Цюрн стала его парижской подругой, моделью («Уника на ниточке», 1959, и др.), соавтором в изобразительном и словесном искусстве (они писали экспериментальные стихи-гетерограммы). В 1970 году пережил тяжкий инфаркт, растерял способность передвигаться. Страдавшая тяжеленной шизофренией, Цюрн по выходе из психиатрической лечебницы в 1970 году покончила с собой.

Творчество и признание

Беллмер иллюстрировал книжки Сада, Лотреамона, Арагона, Жоэ Буске, Рене Кревеля, Жоржа Батая, Уники Цюрн, «Историю О» Полины Реаж. В 1959 и 1964 годах его творчество было представлено на интернациональных выставках documenta в Касселе.

«Фильм о Хансе Беллмере» (1972) сняла французский кинорежиссёр Катрин Бине (в большей роли — Майкл Лонсдейл).

Библиография

Произведения Беллмера Poupée. Variations sur le montage d’une mineure articulée// Minotaure, 1935, № 6, p.30-31. La Poupée. Paris: Editions GLM, 1936. Oeillades ciselées en branche. Paris: Editions Jeanne Bucher, 1939 (тексты Жоржа Юнье) Les Jeux de la poupée. Paris: Les Editions premières, 1949 (14 текстов Поля Элюара, издание готовилось ещё в 1939 г. Кристианом Зервосом). Petite Anatomie de l’inconscient physique ou l’anatomie de l’image. Paris: Le Terrain Vague, 1957 (собственные тексты с иллюстрациями). Hans Bellmer, vingt-cinq reproductions 1934—1950/ Christian D’Orgeix, éd. Paris, 1950 (включает текст создателя). Les dessins de Hans Bellmer. Paris: Denoél, 1966 . Die Zeichnungen von Hans Bellmer/ Alex Grall (Hrsg.). Berlin: Propyläen-Verlag, 1969. Memories of the Doll Theme// Surrealists on Art/ Lucy R. Lippard, ed. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1970, pp. 63-66 (о плане серии «Кукла»; то же на франц. языке — Obliques. Numéro spécial. Hans Bellmer. Paris: Borderie, 1975, pp. 58-65). Hans Bellmer/ Textes de Sarane Alexandrian, éd. dirigée et réalisée par Jean Saucet. Paris: Filipacchi, 1971. Hans Bellmer Photographe. Paris: Centre Georges Pompidou; Filipacchi, 1983. Hans Bellmer: Photographien. München: Schirmer/Mosel, 1984. Hans Bellmer. Catalogue raisonné de l’œuvre gravé, 1938—1975/ Fabrice Flahutez ed. Paris: Nouvelles Éditions Doubleff, 1999. Hans Bellmer: Anatomie du Désir. Paris: Gallimard; Centre Georges Pompidou, 2006. Литература по биографии Alexandrian S. Hans Bellmer. Paris: Filipacchi, 1971 (англ. 1972, 1975). Webb P., Short R. Hans Bellmer . London; New York: Quartet Books, 1985. Pieyre de Mandiargues A. Le trésor cruel de Hans Bellmer. Paris: Le Sphinx-Veyrier, 1980. Krauss R. Corpus Delicti// Idem. Le Photographique: Pour une théorie des écarts. Paris: Macula, 1990, p.164-196. Dourthe P. Bellmer, le principe de perversion. Paris: Jean-Pierre Faur, 1999. Taylor S. Hans Bellmer: The Anatomy of Anxiety. Cambridge: MIT Press, 2000. Lichtenstein T. Behind Closed Doors: The Art of Hans Bellmer. Berkeley: University of California Press, 2001. Altner M. Hans Bellmer, die Spiele der Puppe. Zu den Puppendarstellungen in der bildenden Kunst von 1914—1938 . Weimar: VDG-Verlag, 2005. УЛИПО // Митин журнальчик, 1997, вып.54, с. 168—219 (=; в том числе — о гетерограммах Х. Б. и Уники Цюрн). Краусс Р. Холостяки. М.:Прогресс-Традиция, 2004, с.117-118 Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007, с.52-54 Буске Ж. Ханс Беллмер: Картинки 1935—1946 годов//

Другие материалы в этой категории: « Бёмер Гунтер Бекман Макс »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный