Шеффер Ари



Когда родился: 10 февраля

Где родился: Дордрехт

Когда умер: 15 июня

Где умер: Аржантёй

Гражданство: Франция

Покровители: Поль Герен




Биография

Ари Шеффер происходил из семьи живописцев: отец его, Иоганн Баптист Шеффер, переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописцем, учеником Тишбейна; мама, Корнелия Шеффер, урожденная Ламме, также с фуррором занималась живописью. Благодаря урокам рисования, в особенности отцовским, рано проявившиеся художественные возможности молодого Ари получили достаточное развитие; в пятнадцати лет он написал портрет, который был принят на амстердамскую художественную выставку.

Лишившись отца, Шеффер переселился в 1811 г., совместно с мамой, в Париж, поступил в ученики к Пьеру Герену и под его управлением развился настолько стремительно, что уже в последующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах. В первую пору собственной деятельности юный живописец работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев тех пор, ещё не расставшихся с принципами Л. Давида, но все же, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности.

В эту пору (1816—1827 гг.) написаны им картины: «Смерть Людовика Святого» (1817), «Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее» (1818), «Патриотическая самоотверженность 6 людей Кале» (1819), «Св. Людовик, зараженный чумой, посещает нездоровых ей воинов» (1822; находится в парижской церкви св. Франциска), «Вдова солдата», «Семейство матроса», «Сгоревшая ферма», «Выздоравливающая мать», «Сироты на кладбище», «Маленький жнец», «Старый сержант и сестра милосердия», «Возвращение юного инвалида домой» и многие др. Все эти картины, более либо наименее умеренной величины, были не раз гравированы и литографированы и доставили художнику гигантскую популярность.

Не считая их, из-под его кисти вышли в это время огромные, энергично задуманные, проникнутые драматизмом картины: «Гастон де Фуа, отысканный мертвым посреди павших в битве при Равенне» (в Версальском историческом музее), «Св. Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие Божье» (в парижской церкви этого святого), «Последние заступники Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух», «Сулиотки, готовые ринуться вниз со горы, чтоб не попасть в рабство», «Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок».

В 1829 г. Шеффер сделал поездку в Нидерланды, где изучал древних живописцев этой страны, в особенности Рембрандта, воздействие которого отражалось во всем следующем его творчестве. Со времени этой поездки начинается 2-ой период его творчества. И перед тем склонный к романтизму, водворившемуся во французской живописи, он сейчас решительно примыкает к его представителям, берет частью из Евангелия, частью из произведений поэтов (Гёте, Шиллера, Байрона, Бюргера, Данте) такие сюжеты, которые представляют для живописца возможность создавать образы и сцены, трогающие душу зрителя глубиной вложенных в их мысли и чувства, при этом в отношении техники то подражает Рембрандту, то держится манеры старенькых итальянцев и схожих им новейших германских живописцев.

Монумент Ари Шефферу в Дордрехте

К числу картин Шеффера, исполненных в этом роде, принадлежат: «Христос-Утешитель»; «Христос Раздаватель наград»; «Христос посреди детей»; «Ленора», из баллады Бюргера (у г-на Ротшильда в Париже); «Гяур», по Байрону; сцены из Фауста Гёте: «Фауст в собственном рабочем кабинете», «Первая встреча Фауста с Гретхен», «Гретхен за самопрялкой», «Гретхен, любующаяся подарками Фауста», «Гретхен в церкви», «Видение Фауста» и др.; «Медора», из «Корсара» Байрона; «Граф Эбергард Плаксивый», по Шиллеру; «Миньона, скучающая о родине» и «Миньона, несущаяся помыслом к небу» по Гёте; «Встреча Данте и Вергилия с тенями Франчески и Паоло в аду», из «Божественной комедии», «Данте и Беатриче» оттуда же, «Блаженный Августин и его мама, Моника», также оттуда, и т. д.

В 3-ем, последнем периоде деятельности Шеффера (с 1846 г.) его занимали в большей степени религиозные сюжеты, но, воспроизводя их, он хлопотал не столько о соблюдении согласия собственных композиций с историей либо преданием, сколько о том, чтоб эти композиции порождали в зрителе те либо другие нравственные идеи. Это направление Шеффера выразилось в картинах: «Иаков и Рахиль», «Руфь и Ноемия», «Ангел ведет пастырей к яслям Младенца-Спасителя», «Три волхва», «Христос в пустыне, искушаемый дьяволом», «Христос в Гефсиманском саду», «Плач Христа об Иерусалиме», «Mater dolorosa», «Мироносицы, идущие от гроба Господня», «Возвращение блудного отпрыска в родительский дом» и некие др.

К позднейшим произведениям Шеффера принадлежат также три аллегоричные картины: «Добродетель и порок, либо Любовь небесная и земная», «Междоусобие» (по другому «Второе декабря») и «Стоны земли, превращающиеся в надежды и счастье». Для Версальского исторического музея Шеффер, не считая вышеозначенной «Находки трупа Гастона де Фуа», написал в различное время «Тольбиакскую битву, выигранную Кловисом в 496 г.», «Объявление Карлом Величавым его первых капитулярий в собрании франков», «Изъявление Витикиндом и саксами покорности Карлу Великому», «Въезд Филиппа-Августа в Париж», «Людовик Святой, передающий управление государством королеве», «Въезд Людовика XII в Геную», «Встреча Людовиком-Филиппом 1-го гусарского полка у заставы Трона, 4-го августа 1830 г.». В том же музее находится несколько портретов работы Шеффера, который был вообщем потрясающим портретистом.

Слащавый, мечтательный, время от времени болезненно-плаксивый нрав исторических и жанровых произведений этого художника сколь нельзя более соответствовал духу его времени; этим обстоятельством, вкупе с неоспоримым мастерством его техники разъясняется слава, какой он воспользовался при жизни и достаточно длительно после собственной погибели; но прошли года, рвения и эстетические мнения общества поменялись, и некогда именитый живописец сведен сейчас со собственного прежнего, не в меру высочайшего пьедестала.

Литература

Th. Passa, «Ary Scheffer, études sur sa vie et ses oeuvres» (Париж, 1859); Ch. Lenormant, «Ary Sch.» (Париж, 1859); Mrs Grote, «A memoir of the life of Ary Sch.» (2 изд., Лондон, 1860); Hofstede de Groot, «Ary Sch., ein Charakterbild» (Лейпциг, 1871).

Источники

Шеффер, Ари // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Другие материалы в этой категории: « Шима Йозеф Шеффер Анри »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный