Фриан Эмиль



При рождении был назван (первое имя): Émile Friant
Когда родился: 1863

Где родился: Дьёз

Когда умер: 9 июня

Где умер: Париж

Страна: Российская империя

Жанр: реализм
Орден Почётного легиона




Биография

Эмиль Фриан родился в городке Дьёз в 40 километрах к северо-востоку от Нанси в 1863 году. Его отец был слесарем, а мама — портнихой. Хорошим ангелом семьи была вдова аптекаря, мадам Паризо. Она не имела малышей и обожала Эмиля как родного отпрыска.

В итоге Франко-прусской войны Дьёз перешёл под контроль Германской империи. В 1871 году мадам Паризо бежала с семилетним Эмилем в Нанси, а потом туда перебрались и его био предки.

Паризо желала, чтоб Фриан стал аптекарем и выслала его обучаться в лицей. Успехи Эмиля в лицее были неважными, зато у мальчугана оказался бесспорный талант к живописи. Друзья отца Эмиля предложили ему поступить в городскую художественную школу Нанси, в конце концов он оставил лицей, получая личное образование, и на сто процентов сконцентрировался на искусстве. Директор художественной школы был последователем реализма в живописи, и юный Фриан отрисовывал натюрморты и окружающие Нанси ландшафты.

В первый раз он выставил свою картину «Малыш Фриан» (Le petit Friant) в возрасте пятнадцати лет на каждогоднем городском художественном салоне, сходу став местной знаменитостью. Годом позднее выиграл городской грант и был ориентирован городским муниципалитетом в Париж, в мастерскую художника Александра Кабанеля, признанного мастера той эры. Кабанель обучил его отрисовывать картины на исторические сюжеты в академическом стиле. После года работы, получив представление о традиционной и салонной живописи, разочарованный Фриан возвратился в Нанси.

В Париже он познакомился ещё с 3-мя живописцами, уроженцами Лотарингии: Жюлем Бастьен-Лепажем (1848—1884), Эме Моро (1850—1913), и Виктором Пруве (1858—1943). В работах Фрианта тех пор отразилось воздействие Бастьен-Лепажа, бывшего в конце 70-х годов в большой моде.

«Портрет матушки, мадам Коклен», личная коллекция

В 1882 году Эме Моро пригласил Фриана выставить на Парижском салоне две его картины: «Блудный сын» (The Prodigal Son) и «Интерьер студии Эмиля Фриана» (Emile Friant Interieur d’atelier). Картины были разными по содержанию. 1-ая, приобретённая музеем в Рубе, была обычным прототипом академического стиля, 2-ая — реализма.

В 1883 году в возрасте 20 лет он получил Римскую премию 2-ой степени за свою картину «Царь Эдип проклинает собственного отпрыска Полиника» (Œdipe maudissant son fils Polynice), выставленную в Парижском салоне.

Его портрет «Пруве за работой» получил Римскую премию третьей степени в 1884 году, а в 1885 году он вновь выиграл Римскую премию 2-ой степени. Часть года он работал в съёмной студии в Париже, чтоб удовлетворить растущую потребность в портретах.

В это время Фриан сдружился с французскими актёрами — братьями Эрнестом и Бенуа Коклен. Для семьи Коквелин он написал более дюжины портретов, не считая этого, Бенуа, страстный собиратель живописи, в различное время приобрёл ещё несколько его картин. На грант, приобретенный им от Парижского салона в 1886 году, он отправился на учёбу в Нидерланды. Картина «Портрет мадам Коклен» (Portrait de madame Coquelin Mère), мамы его друзей, написана под воздействием этой поездки. Она отражает те нежные чувства, которые живописец испытывал к этой семье.

«Обед гребцов на реке Мёрт» (1888)

Картина «Обед гребцов на реке Мёрт» (Le déjeuner des canotiers de la Meurthe), выставленная на Парижском салоне в 1888 году, не принесла ему наград, но показала его высочайший профессионализм. 10 гребцов и две дамы посиживают за обедом на улице перед ресторанчиком. Картина, написанная по аналогии с картиной Огюста Ренуара «Завтрак гребцов» (1880—1881), изображает жизнь, наилучшую, чем предписывалось в Третьей французской республике.

Принятие гребцов побудило Фриана к созданию наибольшего его полотна «Дня всех святых» (La Toussaint), принесшего ему гран-при Парижского салона в 1889 году и приобретённое для Люксембургского музея в Париже. Это была 2-ая картина на тему горя в творчестве художника. 1-ая, «Молодая нансийка на снежном фоне» (Jeune Nancéienne dans un paysage de neige), изображает даму. Лицо юный дамы и сероватые глаза выражают печаль, её силуэт контрастирует с небережно прорисованным задним планом, отделяющим её от флегмантичного мира. Совершенно по другому смотрится печаль в картине «Денек всех святых» на церемонии поминовения усопших, когда семьи идут навещать могилы собственных протцов. Девченка во главе домашней процессии подаёт милостыню слепой нищенке, сидящей у стенки. Виртуозность выполнения портретов и выражения эмоций при помощи живописи у 26-летнего художника поражала современников, а один из журналистов именовал его «самым умным посреди молодых», черта, нередко использовавшаяся потом для описания его работ.

«День всех святых» (1888), Музей роскошных искусств, Нанси

Эта картина захватила золотую медаль на Глобальной выставке в Париже в том же году, а год назад он получил Орден Почётного легиона. После чего на него посыпались заказы портретов от политических и публичных деятелей, а слава его пересекла Атлантику. В 1889 он сделал картины «Портрет Мюзет Винер в салоне» (Portrait de Mysette Wiener dans un salon) и «Разговор о политике» (La discussion politique).

В том же 1899 году живописец Жан-Луи-Эрнест Месонье пригласил Фрианта поучаствовать в реформировании Государственного общества роскошных искусств. С того времени Фриант принципно выставлялся на каждогодних выставках общества, хотя и продолжал участвовать в Парижском салоне.

Представитель реализма, Фриан писал в большей степени портреты и сцены из ежедневной жизни. Как и многие его современники, он использовал фотографию в качестве средства, при помощи которого лучшим образом можно передать реальность.

«Резкие тени»

В 1892 году Фриан реализует через агента Роланда Кнёдлера южноамериканскому банкиру Джорджу Бейкеру две из 5 выставочных картин Парижского салона 1892 года: «Хороший пёс» и «Плохой пёс», а в 1893 выставляет на «Колумбовской» Глобальной выставке в Чикаго «Резкие тени» (Ombres portees) и «Портрет Антонина Пруста» (Portrait de Antonin Proust), друга юношества Эдуарда Мане.

В 1994 году на Парижском салоне и Салоне на Марсовом поле экспонировались декоративные произведения, заказанные французским правительством для декорации парижской ратуши и Сорбонны. Посреди их два огромных панно работы Фриана, изображающих «Радости лета»: залитая солнцем природа, расцветающий луг, на котором юные, радостные дамы собирают цветочки, убирают ими собственных деток, а люди постарше отдыхают от труда в тени дерев, посреди их мощная, здоровая мама любовно и заботливо держит на коленях расчудесного спящего малыша.

На салоне на Марсовом поле Фриан выставил «Скудную пищу» (Le repas frugal) в 1894 году и «Помолвку» (Les fiancailles) в 1896 году. Прообразами для «Скудной пищи» стало семейство Ледергербер из Нанси. Женщина на фронтальном плане справа — Евгения Ледергербер, ставшая подругой Фриана. Картина была выбрана для каждогодней выставки Карнеги, открывшейся 1 ноября 1896 года в Питтсбурге. Она впечатлила Генри Клея Фрика, председателя совета директоров сталепромышленных компаний Карнеги и казначея новейшей библиотеки Карнеги и художественных галерей Питтсбурга (сейчас Художественный музей Карнеги). Он сам был страстным собирателем картин и одним из наилучших клиентов Кнёдлера. На выставке посреди иных были выставлены 5 картин из его личной коллекции.

Фриан пишет ещё две картины: «Утешение» (Consolation) и «Детская печаль» (Chagrin d’Enfant), также приобретённая Фриком. Для него эта картина имела личную значимость: его дочь Марта погибла в возрасте 6 лет, а 2-ая девченка постарше на картине напоминала ему его старшую сестру Марию.

На Парижском салоне 1901 года Фриан выставляет последующую картину: Douces pensees, в 1905 году в салоне на Марсовом поле — «Первые уроки» (Premieres etudes), изображающую молоденькую мама, учащую свою дочку читать.

К этому времени Фриан больше не делает выдающихся работ, погрузившись в написание портретов политических и публичных деятелей и аристократов.

В 1923 году Фриан был назначен доктором живописи в Школу роскошных искусств в Париже, потом стал членом Института Франции (Institut de France).

В 1932 году Фриан скоропостижно скончался в Париже и был похоронен в городке Нанси. В Музее роскошных искусств в Нанси и в музеях Питтсбурга на данный момент находится большая часть его работ.

Картины

Масло «Среди друзей» Pose entre amis или Le repos des artistes (1880), личная коллекция «Студент» Un étudiant (1885), Музей роскошных искусств, Нанси «Анвер. Дом в снегу» Anvers. Maison sous la neige, (1886/1887), Музей роскошных искусств, Нанси «Анверский замок» Le Steen d`Anvers (1886/1887), Музей роскошных искусств, Нанси Aux alentours du Спорт Nautique (1884), личная коллекция «Умывающаяся тунисска» Toëra, tunisienne lavant (1887), личная коллекция «Портрет Мюзет Винер в салоне» Portrait de Mystte Wiener dans un salon (1889), Музей роскошных искусств, Нанси "Коклен-старший в роли Дона-Ганнибала в пьесе «Авантюристка» Эмиля Ожье" L`ivresse, Coquelin Ainé dans le rôle de Don Annibal dans L`aventurière d`Emile Augier, Музей роскошных искусств, Нанси «Город на берегу реки» Ville au bord du fleuve (1891), личная коллекция «Студентка» L`Etudiante (1923), личная коллекция «Портрет Альбера Юссона» Portrait d’Albert Jasson (1911), Музей роскошных искусств, Нанси Два панно в холле ратуши Нанси «Автопортрет» (1885), Музей роскошных искусств, Нанси «Портрет Луи Картье», около 1905 г. «Портрет художника Бюссьера» Portrait du peintre Bussières, (1904), набросок, город Диез «Портрет иллюстратора Жан-Луи Форена» Portrait du dessinateur Jean-Louis Forain, набросок, Музей роскошных искусств, Нанси «Портрет Жана Шербека» Portrait de Jean Scherbeck (1928), набросок, личная коллекция и другие.

Галерея

«Молодая нансийка на снежном фоне» (1887), Музей роскошных искусств, Нанси

Портрет Огюста Дома (1889), личная коллекция

"Борьба" (1889), Музей Фабра, Монпелье

"Портрет мадам Петитьен" (1883), личная коллекция

«Марвингт и ее санитарный самолет», (1914)

"Весна" (1888)

"Влюблённые"\"Идиллия на мосту" (1888), Музей роскошных искусств, Нанси

"Детская печаль" (1898)

"Материнская нежность" (1906), личная коллекция

"Разговор о политике" (1889), личная коллекция

"Небогатая еда" (1894), личная коллекция

"Автопортрет" (1887), Музей роскошных искусств, Нанси

"Интерьер студии" (1884)

"Горе"(1898), Музей роскошных искусств, Нанси

"Визит в студию"(1906), личная коллекция

"Казнь" (1909), личная коллекция

"Автопортрет" (1893)

«Молодая нансийка на снежном фоне» (1887), Музей изящных искусств, Нанси

Портрет Огюста Дома (1889), частная коллекция

"Борьба" (1889), Музей Фабра, Монпелье

"Портрет мадам Петитьен" (1883), частная коллекция

«Марвингт и ее санитарный самолет», (1914)

"Весна" (1888)

"Влюблённые"\"Идиллия на мосту" (1888), Музей изящных искусств, Нанси

"Детская печаль" (1898)

"Материнская нежность" (1906), частная коллекция

"Разговор о политике" (1889), частная коллекция

"Скудная пища" (1894), частная коллекция

"Автопортрет" (1887), Музей изящных искусств, Нанси

"Интерьер студии" (1884)

"Горе"(1898), Музей изящных искусств, Нанси

"Визит в студию"(1906), частная коллекция

"Казнь" (1909), частная коллекция

"Автопортрет" (1893)

Другие материалы в этой категории: « Фридман Леонид Френкель-Френель Исаак »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный