Сезар Бальдаччини родился в Марселе 1 января 1921. Предки Сезара были итальянскими иммигрантами, отец — бочар и виноторговец. В 1933 он бросил школу, в 1935—1943 обучался в Школе роскошных искусств в Марселе (вечернее обучение), потом с 1941 по 1954 (с перерывами) в Государственной школе роскошных искусств в Париже. В 1956 Сезар принял роль в Венецианской биеннале, потом в Биеннале Сан-Пауло, также в Документе II в 1959. В 1960 Сезар вошел в объединение «Новый реализм», сделанное Пьером Рестани (в группу также входили такие живописцы, как Жан Тэнгли, Ив Кляйн, Христо и другие). Многогранное творчество художника отыскало международное признание ещё при его жизни. Став известным, Сезар вел достаточно экстравагантную жизнь, в 1971 только Сальвадор Дали, мастер провокации, завлекал больше внимания французской прессы, чем Бальдаччини. В 1976 Сезар был удостоен ордена Знатного легиона. Погиб Сезар Бальдаччини 6 декабря 1998 в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас, участок 11, неподалеку от могилы Хулио Кортасара.
Творчество
Flying Frenchman Произведения из металлоломаСначала творческой карьеры (с 1953) Сезар Бальдаччини создавал статую из металлолома, соединяя кусочки с помощью сварочного аппарата. В этих произведениях можно проследить воздействие Пикассо и Ришье. Эти статуи отличались многообразием форм и фактур, характеристики металлолома не маскировались, а напротив, интенсивно использовались.
Компрессии L’Homme de Figanieres, 1964С 1958 Бальдаччини начал использовать технику компрессии, которая заключалась в том, что живописец помещал под гидравлический пресс либо кузнечный молот различные предметы, включая старенькые авто. Более монументальным произведением такового плана стала стенка из спрессованных автомобилей, показанная на Венецианской биеннале в 1995 во французском павильоне (вес произведения составлял 520 тонн). В 1980-е годы Сезар сделал компрессии из дорогих материалов — раздробленных часов Картье и ювелирных изделий, также сделал наброски новых ювелирных вещей на базе обломков. Живописец является создателем золотого приза за заслуги во французском синематографе — «Сезара», нареченного так в его честь. Для фонда Картье в 1986 Сезар сделал монументальную компрессию из 16 разбитых на ралли автомобилей — Champions.
ЭкспансииС конца 1960-х годов Сезар начал создавать обратные по духу компрессиям экспансии, соединяя статую и хеппенинг. Живописец в присутствии публики разливал на полу галереи либо музея вспененный полиуретан, который застывал в разных формах. Одна из первых экспансий была представлена в мае 1967 на Салоне в Париже. К неким работам Сезар использовал огнь, внося в гладкие блестящие формы конфигурации с помощью факела, называя это «combustions».
Augmentations Le pouce.Техника роста скульптурных моделей с помощью пантографа наткнула Сезара на идею копирования частей тела (живописец называл эти увеличенные копии «augmentations»).
В 1965 он представил на выставке в галерее собственный известный Pouce — увеличенную копию огромного пальца (1,85 метра в высоту). Во время Олимпийских игр в Сеуле (1988) Сезар отлил эту статую из бронзы (сейчас палец был высотой 6 метров). В предстоящем были отлиты ещё два шестиметровых пальца из бронзы. Одна из таких скульптур была установлена в виде памятника в парижском районе Ля Дефанс (1984), в 2007 она была продана на аукционе за 1219000 евро. 3-ий «Палец» находится в Марселе, родном городке художника.
Также Сезар сделал монументальную статую Fist («Кулак»), весом 7 тонн, из нержавеющей стали, установленную летом 1970.
CentaureДостигающая практически 5 метров в высоту, статуя Сезара Le Centaure (кентавр) представляет собой отлитого в бронзе бородатого кентавра с 2-мя наборами гениталий (человечьими впереди и лошадиными сзади). Существо смотрится достаточно брутальным, невзирая на голубя в левой руке. Сделанная по заказу Министерства культуры в 1983 и установленная на площади в Париже в 1985, статуя думала как дань почтения Пикассо. Сезар дружил с Пикассо, который прожил огромную часть жизни в Париже.