Уголино ди Нерио



При рождении был назван (первое имя): Ugolino di Nerio
Когда родился: около 1280
Где родился: Сиена

Когда умер: 1339

Где умер: Сиена

Страна: Российская империя

Жанр: художник



Биография

Уголино ди Нерио был одним из самых верных последователей и учеников Дуччо. Его имя пару раз упоминается в архивных документах с 5 сентября 1317 по 6 февраля 1327 года, а Джорджо Вазари составил его короткую биографию. Невзирая на это сведений о художнике очень не достаточно: неопознаны дата и место его рождения (подразумевают, что он родился около 1280 года в Сиене), а его произведения, кроме Полиптиха из церкви Санта Кроче, не имеют подписи и даты производства. В связи со всем этим реконструкция творчества художника носит предположительный нрав и изменяется от 1-го создателя к другому.

Согласно имеющимся документам, Уголино родился и вырос в артистичной семье — его отец Нерио и два брата, Гвидо и Муччо, были живописцами. Из сохранившихся документов понятно, что семейство жило на склоне низкого холмика известного в Сиене как Терцо ди Камолья. По всей вероятности обучение способностям художественного ремесла Уголино прошёл в мастерской отца, продолжив дальше совершенствоваться, работая у Дуччо. На рубеже XIII—XIV веков Дуччо ди Буонинсенья был наикрупнейшим сиенским живописцем. Произведения Уголино показывают подавляющую зависимость от творчества этого мастера, в связи с чем исследователи считают, что Уголино вместе с Сенья ди Бонавентурой долгое время работал в его мастерской. Ряд профессионалов поддерживает точку зрения Джеймса Стабблбайна, что Уголино учавствовал в разработке известного алтарного вида «Маэста» (1308—1311), усмотрев его руку в поясных изображениях апостолов в высшей части (невзирая на то, что договор, подписанный Дуччо, обязывал его написать весь алтарь собственной рукою).

Около 1315 года Уголино ди Нерио выработал свою творческую манеру, которая отличалась от манеры Дуччо рядом особенностей. Отличительной чертой изображённых им святых стало более тщательное наложение красок с целью придания большей рельефности изображению. В сложных многофигурных композициях он сокращал число персонажей, избегая деталей ради передачи сущности драматического момента. В поздних произведениях Уголино усиливается готическое воздействие, равномерно вытесняющее «византийские» способности, приобретенные в мастерской Дуччо. В 1319 году Дуччо скончался, и на место ведущего художника Сиены выдвинулся Симоне Мартини. Воздействием конкретно этого мастера исследователи разъясняют перемены в творчестве Уголино. Вобщем, приведённая реконструкция не имеет никаких документальных подтверждений, но базирована только на попытках обрисовать эволюцию мастера, выстроив приписываемые ему произведения в определённом порядке.

Имя Уголино ди Нерио обрело славу сначала поэтому, что он выполнил два полиптиха для флорентийских церквей. Изредка какому сиенскому художнику удавалось получить договор в конкурирующей Флоренции (за рассредотачиванием заказов и дележом художественного рынка Флоренции зорко следила местная гильдия живописцев). Исследователи считают два этих заказа торжеством сиенской красочной школы, которая переживала сначала XIV века собственный «золотой век». Во Флоренции по заказу францисканского ордена Уголино сделал полиптих для церкви Санта Кроче (сохранился отчасти), а по заказу доминиканцев написал полиптих для церкви Санта Мария Новелла (не сохранился, но может быть, что 2-мя его деталями были «Св. Андрей» из собрания Пола Гетти, Лос-Анджелес, и «Иоанн Креститель» из Народного музея, Познань).

В Берлин-Далем, английской Государственной Галерее, и нью-йоркском музее Метрополитен сейчас находятся святые, и сцены страстей из него. Кисти Уголино приписываются также: «Полиптих» и «Распятие» в Пинакотеке г. Сиена, пределла с изображением «Распятия и 2-ух донаторов» (Лондон, Институт искусства Курто), и ещё несколько «Распятий» и полиптихов с изображением «Мадонны с младенцем» и полуфигур святых.

Алтарь Санта Кроче

Три части алтаря из ц. Санта Кроче. В среднем ряду: Иоанн Креститель, апостолы Павел и Пётр. Вверху: Святые Матфий и Елизавета Венгерская, Матфей и Иаков-младший, Иаков-старший и Филип. Берлин, Муниципальные музеи.

Реконструкция алтаря из сохранившихся частей.

Набросок алтаря из ц. Санта Кроче изготовленный в XVIII в. Библиотека, Ватикан.

Полиптих из церкви Санта Кроче сыграл главную роль в возвращении творчества Уголино ди Нерио из небытия, позволив найти манеру художника; он стал главным ядром, вокруг которого были выстроены другие произведения мастера, но документы, касающиеся договора об выполнении этого полиптиха, не сохранились.

Санта Кроче является основным и наибольшим францисканским храмом Флоренции. Строительство его была начато в 1294 году. Полиптих, заказ на изготовка которого Уголино получил посреди 1320х годов, был первым огромным алтарём в этом храме. После окончания красочных работ и монтажа, полиптих стоял в основном алтаре до 1566 года, когда он был перемещён в верхний дормиторий церкви, чтоб высвободить место для кивория работы Вазари. До того, как полиптих был расформирован и распродан по частям, о нём оставили свои свидетельства Джованни Бакканелли (1647 г.), смогший зарисовать трёх францисканских святых с этого произведения, и падре Делла Валле (1784 г.), коротко описавший полиптих и сообщивший, что его центральная панель с изображением Мадонны имела подпись создателя UGOLINO DE SENIS ME PINXIT (Уголино из Сиены меня изобразил). Меж 1785 и 1789 годами узнаваемый знаток и ценитель древнего искусства Серу д’Аженкур заказал набросок алтаря Санта Кроче, пока тот был практически целым. При сопоставлении рисунка с сохранившимися до наших дней частями произведения исследователи сделали вывод, что набросок довольно точно передаёт все его особенности. Полиптих был разобран и распродан по частям на 2-ух аукционах в 1847 и 1850 годах; в конечном итоге некие картины были утеряны. Огромную часть картин полиптиха приобрёл большой британский собиратель итальянской живописи Уильям Янг Оттли (центральная панель с изображением Мадонны с малышом была утеряна ещё до того, как Оттли скупил части алтаря). Несколько позднее германский учёный Густав Фридрих Вааген (1794—1868), служивший первым директором Прусской царской художественной галереи, приобрёл несколько картин из собрания Оттли.

Святые Симон и Фаддей. Лондон, Нац. Галерея.

Святые Варфоломей и Андрей. Лондон, Нац. Галерея.

В полиптихе было семь соединённых меж собой вертикальных конструкций, любая из которых в свою очередь состояла из большой картины основного яруса, картины верхнего яруса и картины пинакля, скреплённых меж собой брусом по вертикали. Пределла была написана на одной длинноватой доске. Судя по всему, живописец изготавливал алтарь в собственной сиенской мастерской, потом по частям переправлял его во Флоренцию и монтировал на месте (спустя 120 лет так же поступит Сассетта при разработке алтаря Св. Франциска для Борго Сан Сеполькро).

Главный ярус полиптиха состоял из большой картины «Мадонна с младенцем» (сейчас утрачена), слева от которой находились апостол Павел, Иоанн Креститель и св. Антоний; справа — апостол Пётр, св. Франциск и св. Людовик Тулузский. Из всех картин этого яруса сохранились только апостолы Пётр и Павел, также Иоанн Креститель (все хранятся в Берлине, Муниципальные музеи).

Исайя. Лондон НГ

Давид. Лондон НГ

Моисей. Лондон НГ

Даниил. Музей искусства, Филадельфия.

Из 7 картин верхнего яруса сохранились 5: «Св. Матфий и св. Елизавета Венгерская(?)»; «Св. Матфей и св. Иаков-младший»; «Св. Иаков-старший и св. Филип» — все в Берлине, Муниципальные музеи; две картины этого яруса находятся в Государственной галерее Лондона — «Святые Симон и Фаддей»; и «Святые Варфоломей и Андрей». От святых, изображённых в пинаклях, остались пророки Исайя, Давид, Моисей (все в Государственной галерее, Лондон) и пророк Даниил (Музей искусства, Филадельфия).

Потаенная вечеря. Музей Метрополитен, New-york.

Поцелуй Иуды. Лондон НГ

Бичевание Христа. Берлин. Гос. музеи.

Путь на Голгофу. Лондон НГ.

Снятие с креста. Лондон НГ.

Положение во гроб. Берлин, Гос. музеи.

Воскресение. Лондон НГ.

Пределла была покрыта сценами страстей Христовых. Она начиналась «Тайной вечерей» (сейчас в Музее Метрополитен, New-york), дальше шли «Предательство Иуды» (Государственная галерея, Лондон), «Бичевание Христа» (Берлин, Гос. Музеи), «Путь на Голгофу» и «Снятие с креста» (обе в Государственной галерее, Лондон), «Положение во гроб» (Берлин, Гос. Музеи) и «Воскресение» (Нац. Галерея, Лондон).

Любопытно, что «Путь на Голгофу» находился конкретно под изображением «Мадонны с младенцем», другими словами там, где обычно писали «Распятие». Саму же сцену «Распятия» (не сохранилась) живописец перенёс в верхний ярус, расположив её над «Мадонной с младенцем». Исследователи считают, что эти конфигурации были внесены для того, чтоб выделить то, что храм посвящён Святому Кресту (Santa Croce — итал. Святой Крест). Не считая того, крест имел особенное значение для францисканцев, построивших этот храм, потому что основоположник их ордена св. Франциск обрёл стигматы, отражающие раны, приобретенные Христом в итоге распятия на кресте. Перекрестие в виде буковкы Х, образованное крестом, который несёт Иисус, приходилось точно на центральную ось всего полиптиха, и являлось спиритуальным и композиционным центром алтаря. Другой принципиальный посыл этой центральной сцены пределлы заключается в смирении, с которым несёт крест Христос.

Все композиционные схемы Страстей Христовых Уголино взял в долг из «Маэсты» Дуччо, с которым долгое время работал в кооперации. Он упростил сцены и сразу усилил их драматический эффект. К примеру, в сцене «Предательства Иуды» живописец уменьшил число апостолов, сосредоточившись на главном событии. Равным образом в сцене «Путь на Голгофу» он уменьшил число персонажей, выделив смирение Христа, и скорбь Богоматери.

В целом полиптих написан под сильным воздействием творческой манеры Дуччо. Но любопытен последующий факт: там где Дуччо употребляет обеспеченный и дорогой ультрамарин, Уголино ди Нерио употребляет более дешёвый, отдающий зелеными тонами азурит. В случае с полиптихом из Санта Кроче, который для художника был престижным, большим заказом, исключено, что такая подмена могла делаться из экономии; она была следствием колористических предпочтений художника.

Полиптихи

Полиптих № 28. Сиена, Пинакотека

Уголино приписывают несколько сохранившихся полностью полиптихов. Все эти произведения содержат изображения святых по пояс; по церковной систематизации их называют dossal (доссаль — заалтарный образ).

Самым ранешным полиптихом, в разработке которого принял роль Уголино ди Нерио, считают «Мадонну с малышом и святыми Августином, Павлом, Петром и Домиником» (Сиена, Пинакотека, инв. № 28; разм. 139х242см)); его датируют 1305—1308 либо 1300—1320 годами. Большая часть исследователей считают этот полиптих произведением «мастерской Дуччо». Он дошёл до наших дней в нехорошем состоянии. Дуччо предположительно выполнил центральный образ — «Мадонну с младенцем», а боковые створки и картины пинаклей расписывал кто-то из его ассистентов. Полностью возможно, что это был Уголино.

Другой полиптих из сиенской Пинакотеки «Мадонна с малышом и святыми Кларой, Лаврентием, Франциском и Иоанном Богословом» (инв. № 39) одни специалисты датируют примерно этим же периодом (1310-15гг), другие 1325—1330 годами, полагая, что он был выполнен после работ для флорентийской церкви Санта Кроче. Он чуток меньше первого (84х189см) и повторяет его формулу. Не сохранилась ни уникальная рама полиптиха, ни его пинакли. Произведение было заказано сиенским францисканским конвентом Санта Кьяра (св. Клары). Присутствие на алтаре св. Клары и св. Франциска являются дополнительным аргументом в пользу того, что его заказчиками были бы монахини-клариссинки.

Полиптих «Мадонна с малышом и святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Иаковом и Марией Магдалиной» Кливленд, Музей искусства.

Полиптих «Мадонна с малышом и святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Иаковом и Марией Магдалиной» (122х192 см; Музей искусства, Кливленд), по воззрению профессионалов, был сотворен «до 1317 года», другими словами тогда, когда, как подразумевают, Уголино всё ещё работал в мастерской Дуччо и находился под сильным воздействием его искусства. Его особенностью будет то, что в высшей части над Мадонной с малышом размещена сцена Распятия, а в пинаклях изображены не обычные пророки, но апостолы Пётр (с ключом в руке) и Павел (с клинком), также двое святых, не имеющих конкретной идентификации. Младенец-Христос лаского играет с мамой, повторяя жест, который можно созидать в работах Дуччо. Сама Богородица направила собственный грустный взгляд вроде бы вовнутрь себя, предчувствуя судьбу собственного божественного отпрыска. Исследователи считают, что сцена Распятия размещалась над Мадонной с малышом для того, чтоб выделить распространённую в те времена веру в то, что Богородица знала, какая судьба ждет её отпрыска. Неведома церковь, для которой предназначалось произведение, но присутствие св. Франциска гласит о том, что она имела отношение к францисканскому ордену.

Полиптих. Институт Искусства Кларка, Уильямстаун.

Подобного же типа полиптих «Мадонна с малышом и святыми», состоящий из 5 частей, хранится в коллекции Рикасоли (Бролио ди Кьянти); ранее он находился в церкви Сан Паоло ин Россо. Это произведение достаточно больших размеров — 97х195 см и датируется 1320-1330-ми годами. Обыденное изображение Мадонны с малышом в нём сопровождают апостолы Пётр и Павел, также Иоанн Креститель с Иоанном Богословом. В пинаклях написаны Благословляющий Христос и ангелы.

Полиптих из Института Искусства Кларка (Уильямстаун, штат Массачусетс) наибольший из всех приписываемых Уголино. Его впечатляющие размеры 163,7х341.4 см, свидетельствуют о том, что он когда-то был установлен в основном храмовом алтаре, но церковь, для которой он предназначался, неведома. Живописец изобразил на нём Мадонну с малышом и святых (слева вправо) Франциска, Андрея, Павла, Петра, Стефана и Людовика Тулузского. В пинаклях расположились Благословляющий Христос, и пророки. Этот полиптих дошёл до наших дней в неплохом состоянии: сохранилась его уникальная рама, после реставрации краски засияли с прежней свежестью. Этому произведению также присущи разночтения в датировке: по одним, более усмотрительным данным он был сотворен в 1310—1330 годах, по другим в 1317-21гг.

Триптихи

Мадонна с малышом св. Павлом и Петром. Галерея Уффици, Флоренция.

Кисти Уголино приписывают несколько триптихов, самые известные из которых находятся в Галерее Уффици, Флоренция, и в Музее сакрального искусства маленького города Таварнелле Валь ди Пеза. Эти произведения не имеют подписи создателя и четкой датировки.

Триптих «Мадонна с малышом св. Павлом и св. Петром» был заказан семейством Паннилини и вначале находился в приходской церкви Сан Пьетро а Виллоре в Сан Джованни д’Ассо (Сиена), потом попал в собрание британца Хаттона, у которого его приобрёл итальянский собиратель Алессандро Контини Бонакосси. После погибели Алессандро вдова продала произведение итальянскому правительству, и с того времени триптих хранится в Галерее Уффици. Атрибуция этой работы принадлежит Бернарду Бернсону, который в 1932 году обусловил её как произведение Уголино ди Нерио. Триптих имеет размеры 150х146 см, и датируется примерно 1320—1325 годами. Не считая Мадонны и 2-ух апостол.в живописец изобразил в пинаклях Благословляющего Христа и 2-ух святых, возможно, это св. Стефан и Иоанн Богослов. Исследователи лицезреют в этой работе воздействие Симоне Мартини.

Средних размеров триптих из Музея Таварнелле Валь ди Пеза (109х119см) происходит из ц. Сан Пьетро а Олена. Живописец изобразил на нём Мадонну с малышом св. Петром и Иоанном Богословом. В пинаклях — Благословляющий Христос и два ангела, другими словами, в этом триптихе соблюдена рядовая схема, по которой подобные триптихи создавались для приходских храмов. Атрибуция произведения вновь принадлежит Бернарду Бернсону, который в 1936 году причислил его к «мастерской Уголино». Эта атрибуция была в предстоящем доказана большинством профессионалов. Произведение датируют примерно этим же временем, что и предшествующий триптих — 1320е годы.

Ранее Уголино приписывался ещё один узнаваемый триптих из Музея сакрального искусства городка Чертальдо, так наз. «Триптих из Баньяно». Но в процессе не так давно проведённой реставрации и связанного с ней кропотливого исследования специалисты обусловили, что это работа художника Ченни ди Франческо ди сер Ченни.

Расписные кресты

Расписной крест. ц. Санта Мария деи Серви, Сиена.

Уголино ди Нерио приписывается расписной крест, предназначенный для церкви Санта Мария деи Серви в Сиене. Это огромное интерьерное распятие размером 401х244,5 см, специалисты датируют его «около 1330 года». Сейчас крест хранится в Музее Сиенского собора. Он выполнен согласно существовавшей в то время технологии росписи крестов — темперой и золотом по древесной базе (тополь), на которую наложен слой левкаса. На кресте изображён распятый Христоc в позе Christus patiens (Христос страдающий), его худощавое тело выделяется на покрытой орнаментом поверхности табеллоне. Любопытной особенностью креста является малая фигура персонажа, одетого в монашеское платьице около ног распятого Иисуса. Она вызвала оживлённую дискуссию посреди профессионалов. По воззрению одних это изображение жившего в XIII веке Филиппо Беницци, 5-ого генерального приора ордена сервитов (слуг Девы Марии), который почти все сделал на заре становления этого ордена, и чей культ был обширно распространён в монастырях за длительное время до его канонизации, случившейся в 1671 году. По воззрению других, это живший в Сиене блаженный Иоаким Пикколомини, более узнаваемый деятель этого же ордена, скончавшийся в 1305 году. В любом случае сам факт присутствия этого персонажа свидетельствует о том, что крест был сотворен только для монашеской братии сервитов. Со времени собственного сотворения крест пару раз поменял место в храме. Это произведение приписано кисти Уголино известным итальянским учёным XIX века Джованни Баттиста Кавальказелле ещё в 1864 году; учёные XX века, кропотливо изучавшие все его особенности, в целом согласны с этой атрибуцией.

Расписной крест, ц. Санта Мария деи Серви, деталь.

Расписной крест, ц. Санта Мария деи Серви, деталь.

Ещё один Расписной крест, приписываемый Уголино, хранится в сиенской Пинакотеке. Он известен по номеру каталога как «Крест № 34». Это маленькое произведение, размером 68х45 см, его создание относят к 1310-30 годам.

Распятия

Кисти Уголино приписывается несколько сцен с изображением «Распятия» из разных музеев и личных собраний. Два из их очень идентичны собственной иконографией — «Распятие» из музея Тиссен Борнемиса и «Распятие» из личного собрания, Флоренция. Это средних размеров иконы (1-ая 135х89 см; 2-ая 105х48см), ранее служившие предметами культа в храмах, определенные наименования которых установить сейчас проблемно. Может быть, они когда-то были центральными частями триптихов либо более сложных алтарных образов. Две сцены «Распятия» отличаются наличием ангелов в варианте из Музея Тиссена Борнемиса, также тем, что эта работа по неведомым причинам отпилена снизу, так что сохранилась только часть фигур Богоматери и Иоанна Крестителя. Оба произведения принадлежат приблизительно к одному и тому же времени, 1330-35 годам.

Распятие. 1330-35. Личное собрание, Флоренция.

Распятие. Музей Тиссена Борнемиса, Мадрид,

Распятие. 1315-20гг. Пинакотека, Сиена.

Распятие. Институт Курто. Лондон.

Более преждевременное «Распятие», создание которого относят к 1315-20 годам, хранится в сиенской Пинакотеке. Оно скромнее по своим размерам (67,5х44,4 см); его особенностью является присутствие в сцене св. Франциска, склонившегося к ногам Христа. Это свидетельство того, что произведение было написано для францисканского ордена, и находилось ранее в одном из францисканских монастырей либо храмов. Малая панель с изображением «Распятия и 2-ух донаторов» (24х46,6см) из Института Курто, Лондон, по всей вероятности была частью пределлы неведомого сейчас алтаря. Некие исследователи считали, что эта работа принадлежит известному Алтарю Санта Кроче, но современная реконструкция этого произведения не подразумевает присутствие в нём этой панели.

Мадонны

Мадонна с малышом и донатором. Сан Кашано валь ди Пеза.

Подобно большинству сиенских живописцев Уголино ди Нерио написал огромное количество Мадонн. Культ Богоматери в Сиене выходил за рамки обыденного, она была не просто покровительницей городка, как другие святые, но его владычицей, и сиенское управление совершало ритуал положения ключей от городка перед её ликом в соборе. Как все большие живописцы собственного времени Уголино изображал Богородицу и в виде владычицы сидящей на троне, и в виде божественной мамы, ласкающей Христа. 1-ые манифестации Богородицы носили праздничный и общественный нрав, 2-ые были более интимными видами. К первому типу относится «Мадонна с малышом и донатором» из церкви Санта Мария дель Прато города Сан Кашано валь ди Пеза (ок. 1335 г., 138х71см), ко второму — целый ряд довольно однотипных икон «Мадонны с младенцем» из разных музеев и храмов: Лувра, Париж (1315-20гг), Музея Метрополитен, New-york (ок. 1325г), Музея роскошных искусств, Бостон (1325-30гг), Окружного музея городка Пиенца, церкви Сервитов в Монтепульчано, церкви Сан Бартоломео а Скампата, Фильине Вальдарно (Тоскана), и т. д. Вобщем, может быть, что не все эти «Мадонны» были одиночными произведениями, и некие их их когда-то служили в качестве центральной панели для триптихов либо полиптихов.

Мадонна с малышом. 1315-20ю Лувр, Париж.

Мадонна с малышом. 1325-30. Музей роскошных искусств, Бостон.

Мадонна с малышом. ок. 1325. Музей Метрополитен, New-york

Мадонна с малышом, святыми и донатором. 1325-35. Художественный Институт, Чикаго.

Несколько домом стоит малая «Маэста» из Художественного института Чикаго (37.2х23,2 см; 1325-35гг). На ней, не считая сидящей на троне Мадонны с малышом, изображены св. Пётр, Павел, Иоанн Креститель и св. Доминик. У подножья трона склонился донатор в монашеском облачении доминиканцев. Такая икона могла быть центральной частью маленького домашнего триптиха, либо самостоятельным образом для совершения молитвы.

Отдельные святые

Уголино приписывается также серия древесных панелей с изображениями различных святых, которые ранее были частями каких-либо более сложных алтарных конструкций. Из-за отсутствия подробного архивно-документального освещения деятельности художника найти, какие это были произведения, и какое место в их занимала любая отдельная картина с изображением святого сейчас проблемно. К примеру, из архивных источников понятно, что «Святая Маргарита с крестом в руке» из коллекции Кресса (сейчас — Портленд, Музей искусства), ранее была частью полиптиха, в каком не считая неё считались св. Лючия, св. Августин и св. Амвросий. Св. Амвросий и Августин издавна потеряны, изображение св. Лючии сейчас хранится в Музее искусства, Будапешт; происхождение этого разрозненного алтаря так и остаётся не известным.

Св. Мария Магдалина. ок. 1320г. Музей Зала Почётного легиона, Сан Франциско.

Св. Людовик Тулузский. ок. 1320г.Музей Зала Почётного легиона, Сан Франциско.

Св. Екатерина. Музей искусства Краннерта, Урбана

Св. Миша. 1310-15гг, Музей Чарторыйских, Краков.

Св. Анна с Марией на руках. 1330-35, Государственная галерея Канады, Оттава.

В другом случае, несколько отдельных панелей из американских музеев, «Св. Людовика Тулузского» и «Марию Магдалину» из Музея Зала Почётного легиона, Сан Франциско соединили со «Св. Екатериной» из Музея Краннерта (Урбана, Иллинойс). В качестве центральной панели была предложена «Мадонна с младенцем» из Художественного музея Принстонского института. Так как композиция выходила несимметричной, Федерико Дзери предложил добавить панель с изображением «Св. Михаила» из краковского Музея Чарторыйских, но в предстоящем от этой затеи отказался. Вопрос уверительности такового конструирования остаётся открытым.

Посреди отдельных панелей со святыми довольно увлекательна икона с изображением Св. Анны с младенцем-Марией на руках. Она написана тогда, когда иконография Св. Анны ещё не сложилась совсем, в связи с чем у исследователей были сомнения в корректности определения сюжета. В предстоящем, когда иконография этого сюжета установилась, св. Анна изображалась обычно с Марией, держащей на руках Христа, так наз. «Св. Анна втроём».

Художественное наследство, оставленное Уголино ди Нерио достаточно многочисленно. Но его искусство было более обычным, чем новаторским, и потому не имело ярко выраженной группы последователей. Посреди его учеников именуют Мастера из Кьянчано.

Дата погибели художника неведома. Джорджо Вазари в своём жизнеописании Уголино именует две различные числа: 1339 год (в издании от 1550г) и 1349 год (в издании от 1568г). Исследователи считают, что Уголино пережил собственного учителя Дуччо, скончавшегося в 1319 году, не на очень большой срок. Некие создатели даже пишут, что его последние произведения датируются не позднее 1325 года. Так либо по другому, но к середине 1330х годов вероятнее всего Уголино ди Нерио уже не было в живых.

Библиография

James H. Stubblebine. Duccio Di Buoninsegna and His School. Vol. I and Vol. II. Princeton University Press. 1979. Ada Labriola, Simone Martini e la pittura gotica a Siena: Duccio di Buoninsegna, Memmo di Filippuccio, Pietro Lorenzetti, Ugolino di Nerio, *Ambrogio Lorenzetti, Lippo Memmi, Matteo Giovanetti, Naddo Ceccarelli, Bartolomeo Bulgarini, Niccolo di ser Sozzo, Milano: Il Sole 24 Ore ; *Firenze: E-ducation.it, 2008 Bomford, D., et al., Art in the Making: Italian Painting before 1400, exhib. cat. 1989 (London NG) Jill Dunkerton et al. Giotto to Durer. Early Renaissance Painting in The National Gallery. Yale University Press, 1991. Torriti, Piero. La Pinacoteca nazionale di Siena: i dipinti. Genova: SAGEP, 1990.

Реконструкция алтаря из сохранившихся частей.

Рисунок алтаря из ц. Санта Кроче сделанный в XVIII в. Библиотека, Ватикан.

Другие материалы в этой категории: « Уголино ди Тедиче Тьеполо Джованни Доменико »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный