Тинторетто



При рождении был назван (первое имя): Якопо Робусти Jacopo Comin
Когда родился: 1518 или 1519
Где родился: Венеция

Когда умер: 31 мая

Где умер: Венеция

Страна: Российская империя

Жанр: Венецианская школа живописи




Биография

Живописец родился в Венеции, по различным источникам (меж концом сентября и началом октября 1518 — согласно 'Documentazione sull’uomo e l’artista') — в 1519 или 1518 году. Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано найдя необычную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его управлением делал настолько резвые успехи, что этот мастер, как говорит предание, не возжелал держать его подольше у себя, предугадывая в нём небезопасного для себя конкурента. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не не стал, но, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в собственных произведениях соединять тициановские сияние и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его воззрению, никто не обладал в таковой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стенке у себя в мастерской лозунг собственного искусства:

il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano.

Но воздействие флорентийского и венецианского живописцев не заглушило в нём самостоятельности: взятые от их элементы переработались у него в новый, личный стиль, отличительные свойства которого — жива иронию композиции, смелость мастерского рисунка, типичная живописность в рассредотачивании света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с умопомрачительной лёгкостью, занимаясь ими денек и ночь, простирая свою нестяжательность до таковой степени, чтоб работать даром для собственных товарищей и возмещать для себя только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести звучную известность вровень с Тицианом и Паоло Веронезе. Но, не все его работы неплохи в схожей степени, что разъясняется поспешностью, с какой они время от времени исполнялись. В 1-ое время он занимался ими не торопясь, более пристально, а поэтому практически они все выходили успешными; потом же, будучи осаждаем заказами, он часто писал наспех, небережно, тогда и из-под его кисти иногда появлялись вещи, недостойные его имени.

Более замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:

«Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совсем в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств) «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две большие картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в каких уже видна его оригинальность в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в Галереи академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новейшей Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же) многие другие картины, рассеянные по различным европейским музеям, к примеру «Венера, Вулкан и Амур» (в Старенькой Пинакотеке, в Мюнхене), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.). Обретение мощей апостола Марка (1548).

С большей яркостью охарактеризовывают искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в превосходных и драматичных композициях. Из его стенных панно и плафонов, также сделанных в технике масляной живописи, в особенности прекрасны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие, либо Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, либо Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь в большей степени исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают потрясающей постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом выполнения. Таковы, к примеру, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у барона Девонширского, в Великобритании), доктора А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некие др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и собственных деток. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским управлением, удачно занималась портретной живописью. Германский правитель Максимилиан и повелитель Филипп II Испанский приглашали её к для себя на службу, но она не возжелала расстаться с обожаемым родителем, которому предначертано было скоро после того оплакивать её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик собственного отца, усвоил для себя его манеру и воспользовался известностью в большей степени как качественный портретист.

В честь Тинторетто назван кратер на Меркурии.

Работы Тинторетто

Аполлон и Марсий. Государственная картинная галерея Армении «Потаенная вечеря» «Происхождение Млечного Пути» «Похищение Лены» «Автопортрет», ок. 1547 «Ужасный трибунал» (Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция) «Вакх, Венера и Ариадна» (Английская Государственная галерея)

Другие материалы в этой категории: « Тиррито Феделе Тизи Бенвенуто »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный