Сирани Элизабетта




Биография

Дочь художника болонской школы и торговца искусством Джованни Андреа Сирани, 1-го из ближайших учеников и служащих Гвидо Рени. Начала заниматься живописью в 12 лет под воздействием ценителя и историка искусства Карло Чезаре Мальвазии (фр.)русск., потом включившего её биографию — единственной дамы — в свою известную книжку о художниках Болоньи (1678). Отец сначала относился к этим занятиям скептически, но год спустя принял дочь в мастерскую. Уже к 17-ти годам она стала полностью сложившимся живописцем и гравёром, с сих пор вела тетрадь, в которую записывала все свои работы. Её манера близка к Гвидо Рени, их произведения пару раз путали: так узнаваемый предполагаемый портрет Беатриче Ченчи работы Сирани длительное время приписывался Рени.

Тимоклея, сталкивающая в колодец собственного насильника, 1659. Неаполь

Художница много трудилась, чтоб прокормить семью: отец отошел от живописи, изуродованный артрозом и подагрой, так что ей пришлось возглавить мастерскую, где её помощницами выступали сестры Барбара и Анна Мария. Её работы славились не только лишь в Болонье, но во Флоренции и Риме, посреди ценителей её живописи был Козимо III Медичи. В 1660 открыла школу живописи для дам, в том же году была принята в Академию Святого Луки в Риме. Обожала музыку, игралась на лире, пела. Погибла от прободной язвы (хотя по городку прогуливались слухи, как будто её отравила служанка Лючия Толомелли, было проведено дознание). Оставила около 200 красочных и графических работ, находящихся сейчас в разных музеях Европы и США.

Останки умершей были упокоены рядом с прахом Гвидо Рени в капелле Гвидотти Базилики Св. Доминика в Болонье.

Творчество

Художнице принадлежат живописные и графические работы на библейские и мифологические сюжеты, портреты и автопортреты. В её творчестве, вместе с образом Богоматери, осязаемо выражен энтузиазм к виду женщины-губительницы, мстительницы (Цирцея, Юдифь и др.)

Винченцо Фердинандо Рануцци в виде Амура, 1663. Варшава

Избранные работы

Крещение Христа (1658, Болонья) Аллегория живописи (автопортрет) (1658, Муниципальный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) Юдифь с головой Олоферна (1658, Пеория, США) Кающаяся Магдалина (1658, Безансон) Аллегория музыки (1659, Кёльн) Спящий Купидон (1660, Уффици; авторство оспаривается) Портрет Беатриче Ченчи (1662, Государственная галерея древнего искусства, Рим) Святой Антоний Падуанский, припадающий к стопам малыша Христа (1662, Болонья) Богоматерь с малышом (1663, Государственный музей дамского искусства, Вашингтон) Порция, ранящая себя в бедро (1664, Хьюстон, США) Портрет Анны Марии Рануцци Марсильи в виде христианской Любви (1665, Болонья) Юдифь с головой Олоферна (Балтимор, США) Клеопатра (Флинт, США) Богоматерь с малышом (Неаполь) Богоматерь с малышом (Ереван) Муза катастрофы Мельпомена (Государственный музей дамского искусства, Вашингтон)

Достойные внимания факты

Богородица с малышом. Государственная картинная галерея Армении Посетивший мастерскую Сирани в 1664 Козимо Медичи застал её за работой над портретом его дяди. Величавый барон Тосканский здесь же заказал ей изображение Мадонны для своей коллекции. Художница выполнила работу настолько стремительно, что краски успели высохнуть, и заказчик забрал работу с собой. Торжественную мессу по умершей отслужили через два с половиной месяца после её кончины, в ноябре 1665 г. в болонской Базилике Св. Доминика. Катафалк в затянутой чёрным капелле представлял собой изготовленный под мрамор древний Храм Славы со скульптурным изображением художницы за мольбертом. Траурную речь «Кисть, облитая слезами» произнес достопочтенный Джованни Луиджи Пичинарди (см. об этом: Phillippy P. B. Painting women: cosmetics, canvases, and early modern culture. Baltimore: Johns Hopkins UP, 2006, p.26-30).

Образ в культуре

Романизированные биографии художницы начали создавать ещё в XIX в., в особенности в её родном городке. Не так давно ей была посвящена стихотворная драма итальянского поэта Давиде Рондони (р.1964) Искусство — яд (2004). Пьесу поставила в 2005 актриса и режиссёр Яя Форте.

Другие материалы в этой категории: « Сирони Марио Синьорелли Лука »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный