Пьеро делла Франческа




Биография

Родился в маленьком селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г.; погиб там же в 1492 г.

Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда ворачивался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл конкретно там.

Считается, что авторский стиль Пьеро формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Может быть, он был учеником неведомого живописца из Сиены. В 1439 году под управлением Доменико Венециано живописец работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Благодаря этой работе он улучшал своё мастерство, познакомился с перспективой и созданием освещения.

В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в исследование арифметики. Пьеро является создателем 2-ух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о 5 правильных телах». Возможно, своими научными работами он снискал больший авторитет в XVI—XVII вв, чем живописью. «Если флорентийцы считали, что изображают мир таким, каковой он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал поочередные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от разных поверхностей».

Пьеро делла Франческа обладал огромным чувством красы, красивым рисунком, ласковым колоритом и необычным для его времени познанием технических сторон живописи, в особенности перспективы.

Ученики

Он был учителем известного Луки Синьорелли. Стиль художника отразился в произведениях Мелоццо да Форли, отца Рафаэля, Джованни Санти и других умбрийских мастеров, даже в ранешних работах самого Рафаэля.

Произведения

2. «История королевы Савской», церковь Сан Франческо в Ареццо. «Бичевание Христа». Государственная галерея Марке, Урбино. 1472-1474 гг. Алтарь Монтефельтро, пинакотека Брера, Милан.

По словам Вазари, он был приглашён отцом Николаем V в Рим для работ в Ватикане, потом, в 1451 г., поступил на службу к барону Сиджизмондо Малатеста, в Римини, где написал, меж иным, в церкви Сан-Франческо превосходный по великодушной простоте композиции и по точности рисунка образ Святого Сигизмунда («Св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в каком в особенности неплохи портрет заказчика (барона) и архитектурное окружение.

Около этого же времени исполнены им фрески в церкви св. Франциска в Ареццо, изображающие легенду об обретении Креста Господня, 1452—1465 гг. в главной капелле базилики. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только лишь самым значимым произведением художника, да и одним из шедевров живописи эры Ренессанса. (См. Базилика Сан-Франческо в Ареццо).

Работая в своём родном городке, он написал алкидными красками образ «Матерь Милосердия, с грядущими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних. Эта работа была выполнена для местного общества милосердия. 2-ая фреска — «Воскресение Христово» — находится в Палаццо Коммунале.

1458 г. «Воскресение Христа» в Палаццо Коммунале, Борго-Сан-Сеполькро. На этой фреске «…Христос кажется безпрерывно поднимающимся из гроба и как будто бы на очах возрастающим до сверхчеловеческой величины.» В 1469 г. он был призван ко двору барона Федерико в Урбино, где, по заказу этого сударя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых таинственных картин Пьеро, напоминающая диптих по собственной композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих парней.

Существует три версии вероятного сюжета, изображенного на картине. Часто встречающаяся версия, уверяет что пред нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (в почти всех источниках эта картина упоминается конкретно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время заходил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на трибунал, осуждён и потом принял страдальческую погибель. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. "Иерониму в один прекрасный момент приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона… три фигуры на заднем плане — два человека и ангел босиком — «обсуждают отношение меж традиционной и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

после 1472 г. Портрет барона Федерико Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги. ок.1472 — 1474 гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей супруги, находится в пинакотеке Брера, Милан.

Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой скоро последовала погибель его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, желал обеспечить протекцию всему собственному роду.

Реставрация и недавнешние исследования проявили, что начальный размер картины был уменьшен, а живописец намеревался включить в композицию больше архитектуры и места, сделав её более воздушной.

В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, дальше слева вправо: Иоанн Креститель, Св. Бернардин, Св. Иероним (в виде монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Страдалец (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Сзади их архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро.

На данный момент уже тяжело разгадать все вероятные аллегории в этой картине, такие как страусиное яичко, символизирующее безгрешное зачатие, новейшую жизнь, является и символом рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны сразу и знак материнства и знак погибели, что ещё больше подтверждает вероятный траурный колер этой работы.

Библиография

Лазарев В. Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966. Анджелини А. Пьеро делла Франческа: . М., 1997. Степанов А. В. Искусство эры Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. — ISBN 5-352-00597-6 Вазари Дж. Жизнеописания более именитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб:. Азбука-классика, 2004. — 672 с. ISBN 5-352-01012-0 Дворжак М. История итальянского искусства в эру Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978. Edited by Laura Baini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Другие материалы в этой категории: « Пьеро ди Козимо Пуччо ди Симоне »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный