Боттичини Франческо




Биография

Невзирая на то, что Франческо Боттичини был достаточно большим флорентийским художником, Джорджо Вазари не оставил никаких упоминаний о нём в своём многотомном труде. Более того, самое известное произведение Боттичини, картину «Вознесение Марии» («Алтарь Пальмьери», Лондон, Государственная галерея) Вазари неверно приписал кисти Сандро Боттичелли. Немногочисленность документов, найденных в архивах, не позволяет поочередно и много выстроить биографию художника.

Боттичини родился в семье Джованни ди Доменико, художника, изготовлявшего и расписывавшего игральные карты. По всей вероятности, конкретно отец привил ему вкус к рисованию и обучил первичным способностям. В возрасте 12-ти либо 13-ти лет (22 октября 1459 г.) Франческо был отдан в обучение флорентийскому художнику Нери ди Биччи, который возглавлял мастерскую по изготовлению различной красочной продукции религиозного содержания, выполненной на среднем, коммерческом уровне. Нери ди Биччи в истории итальянского искусства прославился своим «Дневником», в каком с методичностью бухгалтера описывал собственный художественный бизнес: расходы и доходы, также все действия, связанные с этим делом. В «Дневнике» он именует Боттичини «Francesco di Giovanni naibaio» (термином «найбайо» обозначалась рутинная работа подмастерья, который занимался росписями ящиков, шкатулок, флагов и иной мелочью) и докладывает, что наименее чем через год (24 июня 1460г) Франческо сбежал из его мастерской. В 1469 году, другими словами 9 лет спустя, Боттичини в свои 23 года был уже так самостоятельным и почетаемым мастером, что вошёл в комиссию по оценке свойства одной из работ собственного бывшего учителя, выполненной для монастыря Санта Мария ди Кандели (данный факт также описан в «Дневнике» Нери ди Биччи). По общему воззрению профессионалов, Франческо Боттичини оставил Нери ди Биччи ради мастерской Андреа Верроккьо, известного мастера Ренессанса, выпестовавшего и открывшего миру целый ряд огромных талантов — Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и др. Конкретно в мастерской Верроккьо Боттичини достигнул уровня реального мастера в рисунке, пластике фигур и в композиционных решениях. Воздействие учителя на Франческо было настолько сильным, что некие его работы ранешнего периода исследователи неверно считали произведениями самого Андреа Верроккьо.

Около 1470 года живописец вступил в Братство Архангела Рафаила (так наз. «Раффа»), и написал для него известную картину «Три архангела и Товий», которая сейчас хранится в Галерее Уффици (сохранилась запись о выплате художнику маленький суммы за часть выполненной работы). Год спустя (1471г) имя Франческо возникает посреди членов Братства св. Луки (объединение живописцев, архитекторов, ювелиров и т. д.). Примерно в это время он создаёт мастерскую, игравшую приметную роль в художественной жизни Тосканы, и работает во Флоренции, Эмполи, Вальдарне, выполняя различные заказы, посреди которых известное «Вознесение Марии» (1474-76гг, Государственная Галерея, Лондон) и «Табернакль св. Себастьяна» (после 1476 г., Эмполи, Музей). Дальше документы освещают его деятельность в 1484 и 1491 годах. В их сообщается, что в этот период живописец работал над алтарём для церкви Сант Андреа, так наз. «Табернаклем Таинства», который был установлен в храме в 1491 году.

В конце 1480х и в 1490х годах семейное предприятие, в каком вместе с Франческо Боттичини трудился и его отпрыск Рафаэлло, делало работы в маленьких поселениях вокруг Флоренции. В Фучеккио, городе неподалеку от Эмполи, сохранился договор от 1492 года, согласно которому Боттичини написал алтарную картину «Мадонна с малышом и святыми» для Братства св. Креста (сейчас в Музее Метрополитен, New-york), а его отпрыск Рафаэлло алтарную картину «Благовещение со св. Франциском и Андреем». К 1490 м годам исследователи относят целый ряд больших работ, сделанных Франческо для провинциальных храмов — Алтарь св. Иеронима (Лондон, Государственная галерея), алтарь «Мадонна с малышом и святыми» (Прато, Музей) и др. По всей вероятности, живописец всю свою жизнь прожил во Флоренции, в районе Санта Кроче, выезжая по делам только в маленькие провинциальные городка, и продолжал интенсивно работать до самой погибели, наступившей 16 января 1498 года.

Творчество

В круговороте художественных мыслях, сменявших одна другую во Флоренции 2-ой половины XV века, Франческо Боттичини полностью удачно лавировал, используя в своём искусстве всё, что считал нужным. В его работах лицезреют воздействие Верроккьо, Боттичелли, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли, Филиппино Липпи и фламандской живописи. 1-ые исследователи творчества Боттичини, такие как Бернард Бернсон и Раймонд ван Марле, критически относились к его наследству, обвиняя художника в недочете оригинальности и склонности к имитации стилей других живописцев. Современные спецы, не настолько категоричные в своём критицизме, ссылаются на «Трактат» Ченнино Ченнини, в каком сообщается, что копирование обширно узнаваемых живописцев было частью тренинга, зачем существовали сборники рисунков и схем, которые циркулировали посреди художественных мастерских.

Творчество Боттичини делится на три главных периода: ранешний, в каком видна зависимость от искусства его учителя Андреа Верроккьо; зрелый период 1470х- начала 1480х годов, когда живописец, находясь под воздействием работ Сандро Боттичелли и фламандской живописи, сумел сделать личный непростой и неповторимый стиль; и поздний период, для которого типично воспроизводство художественных клише и повторение испытанных собственных формул — в это время живописец работал в главном для заказчиков из провинциальных городков, окружающих Флоренцию. Имеющиеся сейчас произведения, приписываемые мастеру, обычно, не имеют подписи и даты, потому различные создатели относят некие его работы то к ранешным, то к более поздним.

Распятие. ок. 1471 г. Государственная галерея, Лондон

Ранешние работы

Эверетт Фэйхи и Лучано Беллози, исследовавшие творчество молодого Боттичини, отнесли к преждевременному периоду (1465-70гг) целый ряд произведений, посреди которых «Св. Себастьян» (Музей Метрополитен, New-york; работа ранее приписывалась Андреа Кастаньо); серию картин пределлы неведомого алтаря — «Воскресение Христа» (Коллекция Фрик, New-york) и «Распятие» (Государственная галерея, Лондон); «Бичевание Христа» (колл. Бернсона, Сеттиньяно), «Тайная вечеря» (Нац. Галерея Шотландии, Эдинбург) и др. Ряд исследователей считает «Мадонну с младенцем» из музея Метрополитен, New-york, которая приписывалась то мастерской Верроккьо, то кисти самого Андреа Верроккьо, также ранешней работой Франческо Боттичини. Высшей точкой периода зависимости от творчества Верроккьо, было создание картины «Три архангела и Товий» (ок. 1471г; Галерея Уффици, Флоренция). Ранее её считали работой Андреа Верроккьо, так картина стилистически близка кругу произведений на данную тему вышедших из его мастерской (напр. вариант из Государственной галереи, Лондон).

Три архангела и Товий

Три архангела и Товий. ок. 1471 г. Галерея Уффици, Флоренция.

История Товия описывается в библейской Книжке Товита, которая не была включена в канонический текст. Товит был богатым торговцем из Ниневии, делавшим много добра людям, и потом разорившимся. Он послал собственного отпрыска Товия в Мидийские Раги, чтоб возвратить серебро, издавна отданное на хранение собственному бывшему партнёру. Товий познакомился с юным человеком, который произнес, что знает дорогу, и вызвался аккомпанировать его. По пути Товий решил вымыться в речке, и на него напала большая рыба. Его спутник отдал приказ схватить её, и выбросить на сберегал. Рыбу они выпекли и съели, а печень, сердечко и желчь её взяли с собой. Отец Товия мучился слепотой, и спутник Товия порекомендовал вылечить его желчью этой рыбы. После нескольких драматических коллизий, Товий благополучно возвратился домой, вылечил глаза отца, и только позже сообразил, что его аккомпанировал ни кто другой, как сам архангел Рафаил. Благодаря этой библейской истории архангел Рафаил стал почитаться как покровитель путников и качественный доктор. Этот культ вызвал возникновение Братства Архангела Рафаила, очень пользующегося популярностью во Флоренции в 1450-80 годах, и картин с изображением истории Товия, которые в этот период делали самые различные живописцы. Обычно, эти картины предназначались не для алтаря, но вешались на боковых стенках храмов, что позволяло верующим обратиться к архангелу Рафаилу с той либо другой мольбой.

Франческо Боттичини написал собственный вариант истории Товия по заказу Братства Архангела Рафаила («Il Raffa»), фактическим членом которого он стал около 1470 года. В отличие от работы на данную тему его учителя Андреа Верроккьо, живописец прирастил число персонажей, включив ещё 2-ух архангелов — Миши (с клинком) и Гавриила (с цветком лилии в руке). В центре архангел Рафаил ведёт Товия, держа в другой руке баночку, в какой находятся сердечко, печень и желчь пойманной рыбы. Исследователи отмечают, что, обычно, рыба, которую несёт Товий, изображалась малеханькой, и это может свидетельствовать о том, что живописцы не были знакомы с необычным текстом Книжки Товита. Живописец обращался к теме Товия не один раз; его кисти приписывают, само мало, семь вариантов на данную тему; более того, история Товия была настолько популярна в то время, что этот сюжет живописец включал в обычное изображение «Поклонения малышу Христу» (Кливленд, Музей искусства), «Мадонну с малышом на троне со святыми» (Государственная галерея Шотландии, Эдинбург) и «Распятие со святыми» (ранее хранилось в Музее Кайзера Фридриха).

Зрелый период

Мадонна поклоняющаяся Малышу Христу С Иоанном Крестителем и ангелами. ок. 1485г, Галерея Питти, Флоренция.

В 1470е годы Франческо вступает в зрелый и творчески более продуктивный период. Усвоив поэтику и изящество Боттичелли также натурализм фламандской живописи, и соединив их с способностями, приобретенными у Верроккьо, и некими находками Филиппино Липпи, живописец синтезирует свой стиль, имевший фуррор у современников. Об успехе свидетельствует многочисленность работ, сделанных Боттичини в 1470х — первой половине 1480х годов: «Мадонна с малышом на троне с Иоанном Крестителем и св. Панкратием, Себастьяном и Петром» (190х195 см, на алтаре есть дата — 1471г, Музей Жакмар Андрэ, Париж), «Св. Себастьян» (141х66,7 см; 1473-74гг, Музей Метрополитен, New-york) «Мадонна с малышом на троне и двое святых» (140х143 см, 1470-75гг, колл. Харриса, Лондон), погибший во время бомбардировок Берлина в 1945г алтарь «Распятие со св. Антонием-аббатом, св. Лаврентием, св. Петром-мучеником, архангелом Рафаилом и Товием» (1470-75гг, хранился в Музее Кайзера Фридриха); «Алтарь св. Моники» (179х180 см, 1470—1478г,Ц. Санто Спирито, Флоренция; на картине можно созидать отлично выполненные портреты монахинь-августинок).

Исследователи считают, что после установки «Алтаря св. Моники» во флорентийском храме Франческо побывал в Эмполи, где сделал целый ряд восхитительных работ, посреди которых «Табернакль св. Себастьяна», (живописец выполнил вместе со архитектором Антонио Росселлино; после 1476г, Эмполи, Музей), «Благовещение» (две створки, любая размером 190х82 см, ок. 1480г, Музей ц. Колледжата, Эмполи) и «Табернакль Сакраменто» («Табернакль Таинства Причастия», ок. 1485г, Эмполи, Музей). Последняя работа была начата в 1484 году по заказу Братства Белоснежных одежд (Compania della veste Bianca); в 1491 году алтарь был установлен в храме Сант Андреа, но завершён исключительно в 1504 году отпрыском Франческо — Рафаэлло Боттичини. Дальше были сделаны «Мадонна с малышом во славе с Марией Магдалиной и св. Бернардом» (188х177 см, ок. 1485г, Париж, Лувр), алтарная картина «Снятие с креста с Богоматерью, Иосифом Аримафейским, Марией Магдалиной, св. Бернардином и св. Себастьяном» (148х148 см, 1480-85гг, Фьезоле, ц. Бадиа Фьезолана), маленький триптих "Мадонна с малышом и святыми Домиником, архиепископом, Фомой Аквиниским и Николаем Барийским (Музей Пти Пале, Авиньон), целая серия вариантов «Поклонения Марии малышу Христу» (их сохранилось более дюжины), огромное количество изображений «Мадонны с младенцем», и целый ряд других работ.

К 1485 году относят создание картины «Мадонна поклоняющаяся малышу Христу с Иоанном Крестителем и ангелами» (тондо диам. 123 см, Галерея Питти, Флоренция). Исследователи отмечают в ней сильное фламандское воздействие; это изображение Марии в саду считают переложением старенькой готической модели hortus conclusus («закрытого сада»), которое живописец выполнил новыми ренессансными средствами. Картина послужила макетом для целой серии схожих работ «в стиле Боттичини». Бесспорным шедевром этого периода является большая алтарная картина «Вознесение Марии» («Алтарь Пальмьери», ок. 1475-76гг, Лондон, Государственная галерея).

Мадонна с малышом и святыми. 1470-75гг, Лондон, колл. Харриса

Алтарь св. Моники. 1470-75гг, ц. Санто Спирито, Флоренция.

Благовещение. ок. 1480г. Музей ц. Колледжата, Эмполи

Мадонна поклоняющаяся малышу Христу. 1475-98гг, Авиньон, Пти Пале

Мадонна с малышом, ангелами и 2-мя херувимами. 1470-75гг, Музей Нортона Саймона, Пасадена

Мадонна с малышом. ок. 1475г, Музей Брукса, Мемфис

Мадонна с малышом. 1475-80гг, Музей искусства, Кливленд

Алтарь Пальмьери

Вознесение Марии. ок. 1475 г. Лондон, Нац. галерея. Вознесение Марии, деталь: Маттео Пальмьери.

Произведение было написано по заказу Маттео Пальмьери (1406—1475), обеспеченного флорентийца, муниципального деятеля, поэта и гуманиста. Договор на создание алтаря не сохранился, но до наших дней дошли косвенные свидетельства, подтверждающие, что работа была выполнена Боттичини. Пальмьери заказал алтарь незадолго до погибели, наступившей в 1475 году, для собственной домашней капеллы в церкви Сан Пьер Маджоре. После кончины жена, его вдова Никколоза Серральи передала художнику средства для окончания работы. Алтарь был установлен в капелле до 1477 года; окончательный расчёт с Боттичини произвёл Антонио, племянник Маттео Пальмьери, которому было доверено ведение семейных дел. В 1783 году церковь Сан Пьер Маджоре была разрушена, и картина находилась в принадлежности семейства Пальмьери, пока не была продана антикварному торговцу. Пройдя через несколько рук, она оказалась у барона Гамильтона, который купил её в 1882 году для Английской Государственной галереи как произведение Сандро Боттичелли.

Алтарь отличают не только лишь большие размеры (228,5х377см), да и необыкновенная иконография изображения «Вознесения Марии». Живописец поделил картину на две части — земную, в какой можно созидать необъятную панораму, уходящую вдаль, и небесную, устремлённую концентрическими кругами ввысь. В нижней части около опустевшего гроба Марии, в каком, как знак её чистоты и непорочности, выросли лилии, собрались 12 апостолов, с удивлением обсуждающие произошедшее. Слева, на фоне вида Флоренции в позе донатора изображён Маттео Пальмьери, справа его жена Никколоза. Над всем происходящим на земле разверзлась огромная небесная высь, в какой на трёх кругах разместился сонм ангелов и святых, состоящий из 9 уровней, в полном согласовании с церковным учением об ангельской иерархии, ведущим своё начало от времён Дионисия Ареопагита. В картине отсутствует пользующийся популярностью для живописи XV века сюжет с апостолом Фомой, получающим от Марии пояс, который символизировал с одной стороны подтверждение её восшествия на небо, с другой связь Неба и Земли. На самом деле, живописец соединил два иконографических мотива в один — изображение Ангельской иерархии (обычно сонм ангелов и святых изображался в «Короновании Марии») и Вознесения Марии. Высшая часть картины с бессчетными фигурами ангелов в самых различных позах своим изяществом припоминает работы Верроккьо и Сандро Боттичелли, нижняя, собственной бескрайней панорамой земли — работы фламандских мастеров.

Посреди сочинений Маттео Пальмьери есть философская поэма, написанная в терцинах, под заглавием «Град жизни» (Citta di Vita), в какой он возродил некие старенькые идеи Оригена (а именно, о происхождении людей от ангелов), и утверждал штатские эталоны гуманизма (а именно, считал, что тот, кто правит на земле, имеет право на занятие места посреди святых на небе). Как сочинение еретическое она была запрещена церковью и увидела свет исключительно в XIX веке. Старенькые источники (Ландино, 1481г; Вазари, 1568г) пишут о лжи Пальмьери. Россели в 1657 году докладывает, что алтарь был закрыт заавесью от гостей. Не считая того, лицо Маттео Пальмьери на картине было повреждено злоумышленником так, как это время от времени делалось в отношении отступников от веры (хотя повреждение могло появиться и по другим, чисто техническим причинам; отреставрировано в 1956г). Все же, современные исследователи считают, что необыкновенная иконография картины (в ангельской иерархии находятся хоть и святые, но всё же люди) навряд ли связана с ложью Пальмьери, а еретический алтарь навряд ли смогли бы длительно вытерпеть в своём храме монахини-бенедиктинки, которым принадлежала церковь Сан Пьер Маджоре. Более того, в предстоящем различные живописцы не один раз в том либо ином виде повторяли иконографическую находку Боттичини.

Поздние работы

Алтарь Ручеллаи. 1490—1498гг, Лондон, Государственная Галерея.‎

В конце 1480х- 1490е годы живописец не столько экспериментировал, сколько воспроизводил наработанные схемы. После погибели Лоренцо Медичи в 1492 году Флоренция вступила в полосу политической непостоянности. В 1494 году фактическим правителем Флоренции стал монах Савонарола, с ним город опустился в религиозную ортодоксию. Боттичини пережил это время, выполняя заказы для церквей в маленьких городах вокруг Флоренции. Посреди более больших его произведений этого периода: алтари «Мадонна с малышом на троне с ангелами и святыми Бенедиктом, Франциском, Сильвестером и Антонием-аббатом», выполненная для Братства св. Креста в Фучеккио (287,5х153,3 см; Музей Метрополитен, New-york); «Мадонна с малышом на троне со святыми, архангелом Рафаилом и Товием» (ок. 1495г; 149х170 см; Государственная галерея Шотландии, Эдинбург); «Мадонна с малышом на троне со святыми Иеронимом, Франциском, Антонием Падуанским и Людовиком Тулузским» (157x133 см, 1490-98гг, Прато, Городской музей); «Алтарь Ручеллаи» (Св. Иероним в пустыне, святые Дамасий (папа), Евсевий, Паула и Евстохий; 235x258cm, 1490-98гг, Лондон, Государственная галерея). Может быть, это было последнее большое произведение Боттичини. Подразумевают, что его заказал представитель могущественного флорентийского семейства Джироламо ди Пьеро ди Кардинале Ручеллаи (мозг. 1497?), который был похоронен около этого алтаря в церкви Иеронимитов (Отшельников св. Иеронима) во Фьезоле. Св. Иероним (итал. Джироламо) был покровителем усопшего, и на алтаре, по всей вероятности, в качестве донаторов изображён Джироламо ди Пьеро со своим отпрыском. В пределле алтаря размещаются картины со сценами из жития св. Иеронима. Особенностью алтаря является его рама, которая, невзирая на реставрацию, сделанную в XIX веке, сохранила клеймо начального резчика. Другими словами, в собственной базе это уникальная рама XV века, что является большой редкостью.

К 1490 м годам относят также «Поклонение Марии малышу Христу» (88x57 см, 1490е гг.; Ка д’Оро, Галерея Франкетти, Венеция) и ещё несколько схожих работ, «Мадонны» из музея Цинциннати и из музеев в Отёне и в Гроттингене, «Коронование Марии» в Галерее Савой, Турин. Кисти Боттичини приписывают также несколько мужских портретов, сделанных в различное время. Всего с именованием этого живописца различные исследователи связывают более 100 произведений станковой живописи: самостоятельных картин-икон, целых алтарей, и разрозненных частей от их. Отпрыск Франческо — Рафаэлло Боттичини (род.1477 — документы докладывают о нём до 1520г), в главном работал в провинции, но уже в другой красочной манере, так как художественные тенденции стремительно изменялись, и сначала XVI века стиль Франческо Боттичини смотрелся очевидным анахронизмом.

Снятие с креста с Богоматерью и святыми. 1480-85гг, Фьезоле, ц. Бадиа Фьезолана

Табернакль Сакраменто (Табернакль Таинства Причастия) 1484-91гг, Эмполи, Музей

Мадонна во славе с ангелами и св. Марией Магдалиной и св Бернардином. 1480-90гг, Лувр, Париж

Архангел Рафаил с Товием и юношей-донатором. 1480-90гг, ц. Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

Мадонна с малышом на троне со святыми и ангелами. 1492-95гг,музей Метрополитен, New-york

Мадонна с малышом на троне со св. Иеронимом, Франциском Ассизским, Антонием Падуанским и Людовиком Тулузским. 1490-98гг, Прато, музей.

Мадонна поклоняющаяся малышу Христу. 1490е гг. Галерея Франкетти, Венеция.

Библиография

B. Berenson, Panels by B., in Metropolitan Mus. Bull., VIII (1913) pp. 214 s.; J. De Foville, L’art chrétien au Musée Jacquemart André, in Revue de l’art chrétien, LXIV (1914), p. 95; P. Bacci, Una tavola sconosciuta con S. Sebastiano di Francesco di Giovanni B., in Boll. d’arte, n.s., IV (1924-25), pp. 337—350; T. Borenius, Some pictures in the coll. of Viscount of Fareham, in Apollo, I (1925), p. 127; J. Vavasour Elder, Two Florentine panel paintings, in Art in America, XVIII(1930), p. 293; B. Degenhart, Study for a kneeling figure of St. Jerome, in Old master drawings, V (1930), pp. 49-51; R. van Marle, The development of the Italian schools of painting, XIII, The Hague 1931, pp. 390—427; B. Berenson, Un dessin de Botticini au Musée du Louvre, in Gazette des Beaux Arts, s. 6, VIII (1932), pp. 75-78; L. Venturi, Italian painting in America, Milano 1933, II, p. 277; J. B. Shaw, St. Christofer, in Old master drawings, IX (1934), pp. 58-60; B. Berenson, The drawings of the Florentine painters, Chicago 1938, I, pp. 70 s.; II, pp. 61 s.; III, figg. 133 s., 136 s.; R. Longhi, Maestro di Pratovecchio, in Paragone, III (1952), 35, pp. 36 s. n. 19; C. L. Ragghianti, Inizio di Leonardo, in Critica d’arte, n.s., I (1954), pp. 1 s., 102 ss., 302 s.; G. von Groschwitz, B.: la Madonna col Bambino, in Cincinnati Mus. Bull., IV (1956), pp. 11-13; Id., F. B.,ibid., VI (1958), pp. 8-10; G. Passavant, Andrea del Verrocchio…, Düsseldorf 1959, p. 103; L. Grassi, I disegni italiani del Trecento e del Quattrocento, Venezia 1960, p. XXVIII; A. Bury, F. B., in The Connoisseur, CXLVI (1960), p. 209; B. Berenson, Italian pictures of the Renaissance, Florentine school, London 1963, p. 39; P. Dal Poggetto, Arte in Valdelsa (catalogo della mostra di Certaldo), Firenze 1963, p. 60; A. Busignani, Verrocchio, Firenze 1966, p. 10 ss.; E. P. Fahy, Some early Italian pictures in the Gambier Parry collection, in The Burlington Magazine, CIX (1967), pp. 128—139; L. Bellosi, Intorno ad Andrea del Castagno, in Paragone, XVIII(1967), n. 211, pp. 10-15; A. Conti, Quadri alluvionati, in Paragone XIX (1968), n. 223, p. 23; F. Zeri, Raffaello Botticini, in Gazette des Beaux Arts, s. 6, LXXII (1968), pp. 159-70; H. Friedman, Iconography of an altarpiece by Botticini, in Metropolitan Museum Bulletin, XXVIII(1969), pp. 1-17; G. Passavant, Verrocchio, London 1969, p. 28. L. Venturini, Francesco Botticini, Firenze, 1994.

Мадонна с младенцем и святыми. 1470-75гг, Лондон, колл. Харриса

Алтарь св. Моники. 1470-75гг, ц. Санто Спирито, Флоренция.

Благовещение. ок. 1480г. Музей ц. Колледжата, Эмполи

Мадонна поклоняющаяся младенцу Христу. 1475-98гг, Авиньон, Пти Пале

Мадонна с младенцем, ангелами и двумя херувимами. 1470-75гг, Музей Нортона Саймона, Пасадена

Мадонна с младенцем. ок. 1475г, Музей Брукса, Мемфис

Мадонна с младенцем. 1475-80гг, Музей искусства, Кливленд

Другие материалы в этой категории: « Боэтти Алигьеро Боттичини Рафаэлло »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный