Батони Помпео



Когда родился: 25 января

Где родился: Лукка

Когда умер: 4 февраля

Где умер: Рим

Гражданство:




Биография

Батони родился в Лукке, в семье ювелира Паолино Баттони. Возможно, уроки отцовского ремесла сказались в поочередной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В 1727 либо 1728 году Батони уехал в Рим, где сначала зарабатывал на жизнь срисовыванием древних статуй. В Риме Батони обучался у Агостино Мазуччи, Себастьяно Конча, может быть, у Франческо Империале.

Судьба Батони сложилась успешно. Уже сначала 1740-х годов у него не было недочета в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегоричные картины, а в 1741 году он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в огромную моду, в особенности после того, как его сотрудник и конкурент Антон Рафаэль Менгс, представитель ранешнего классицизма, переехал в 1761 году в Мадрид.

Слава портретиста завлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, публичным и умственным центром. В число его друзей заходил Винкельман, и, подобно ему, Батони стремился в собственной живописи к умеренному классицизму старенькых мастеров, в отличие от престижного в то время стиля венецианских живописцев. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 году, пенял, что итальянские живописцы «ни о чём ином не гласили и ни на что другое не смотрели, не считая как на работы Помпео Батони». Он стал настолько знатным мастером, что многие современники, посвятившие ему странички собственных произведений, пробовали разобраться, что такое «манера Батони», почему ему предначертано было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из наилучших в мире». Искусство Батони не понимало конфликтов с публичным вкусом и находило постоянное признание у современников.

Батони был два раза женат: в 1729 году — на Катерине Сети (погибла в 1742 году), а позже, в 1742 году — на Лючии Фаттори. Из его 12-ти деток трое отпрыской были его ассистентами в упражнениях искусством.

Начиная с 1759 году Батони жил в большенном доме на Виа Бока ди Леоне в Риме, где располагалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования. Батони погиб в Риме, и, согласно молве, завещал свою гамму и кисти Жаку Луи Давиду.

Творчество

Обычный портрет гран-тура

1-ые произведения, в каких в общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х гг. В ранешних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в неспокойном темпе форм и цветовых контрастов («Падение Симона Колдуна», 1755, вначале написано для римской базилики Св. Петра, но отвергнуто, позднее отыскало пристанище в церкви Санта Мария дельи Анджели, где находится до настоящего времени). Другой пример академически-изысканного стиля позднего барокко в его творчестве — «Экстаз св. Екатерины Сиенской» (1743).

С возрастом стиль художника трансформируется. Вместе с живописцами начала XVII в., посреди которых можно именовать Гвидо Рени и Доменикино, на искусство Батони воздействовали мастера позднейшего времени с их богатой гаммой — такие как Федерико Бароччи и Бенедетто Лути. Также не исключено воздействие Корреджо и Пуссена. Но важным творческим предшественником для художника стал Рафаэль. Батони восторгался выразительностью фигур, классически-гармоничной композицией его полотен. Благодаря исследованию рафаэлевского наследства художественный язык Батони со временем становится ясным и серьезным.

Батони создавал аллегоричные картины, полотна на сюжеты из Священного писания, старой истории, пробовал свои силы во фреске («Ахилл у дочерей Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Падение Симона Мага», 1755, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, New-york; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье меж Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772 — все три в Санкт-Петербурге, Эрмитаж). Очень нередко в сюжетах с аллегоричным подтекстом подчёркивается мысль доблести, победы долга над личными привязанностями. К известнейшим работам Батони принадлежат «Воспитание Ахилла» (Флоренция, Уффици), «Бегство Энея и его семьи из Трои» (Турин), «Мария Магдалина» (Париж, Лувр), «Мир и Война». Батони также был известным портретистом («Портрет правителя Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского», Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет маркиза Джона Монтермера», Рэтленд, собрание барона Бакли; «Портрет Джона Вудйира», 1750; «Портрет джентльмена», 1758 (?), Лондон, Государственная галерея; «Папа Бенедикт XIV, представляющий энциклику „Ex omnibus“», ок. 1760—65; «Портрет папы Пия VI», 1775, и др.).

В 1769 г. за двойной портрет Иосифа II и Леопольда II Батони был удостоен в Австрии звания дворянина.

Благодаря Батони сложилась мода на так именуемые «портреты гран-тура». Посещая Рим, английские путники не упускали варианта заказать для себя у Батони портреты, где живописец их изображал в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он сделал выше 200, и чем больше их возникало в английских личных коллекциях, тем огромную популярность приобретал этот жанр в Англии. Прекрасные портреты во весь рост заказывали Батони и богатейшие вельможи Русской империи, к примеру, граф К. Г. Разумовский и князь А. М. Голицын.

В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, соответствующие для итальянской живописи XVIII в. Но в этом нюансе позиция художника оставалась двоякой, часто в одном произведении проявлялись очень разнородные симпатии мастера. К примеру, в «Святом семействе» композиция делится на две стилистически разные части. Группа Богоматери с малышом Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещённая слева, изображена в условном антикизирующем духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книжки, чтоб посмотреть на играющего Христа, и протягивающая к малышу руки святая Анна изображены как определенные персонажи, с простонародными чертами лиц.

Более цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони отыскали в портретном жанре. Будучи традиционными по стилю, его произведения отличаются мастерством и точностью рисунка. Батони был выдающимся рисовальщиком, а картинки древних древностей являются более ценной частью его графического наследства.

Художественные особенности

«Бракосочетание Амура и Психеи» (1756)

Стиль Батони — блестящая и утончённая квинтэссенция древнего искусства, произведений Рафаэля, академической живописи, сочетание традиций рококо с элементами классицизма. Традиционные мотивы просто узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнажённых тел. В композиционных решениях рассудочность, рациональность получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Классицистический стиль его работ все же часто носит поверхностный нрав, традиционные элементы иногда облегчаются игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, практически маленькой манерой письма. Модели на портретах кисти Батони обычно размещены на фоне древних ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранешних работах преобладает нейтральный фон.

В большинстве случаев живописец писал авторитетных лиц. Невзирая на яркость психической свойства портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, чувственность, но совместно с тем и особенное, «философское» состояние.

Батони нельзя причислить к величайшим художникам, но его живопись роскошна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению.

Батони стоит у истоков парадного репрезентативного портрета классицизма. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления евро стиля живописи — классицизма конца XVIII в. Бесспорная награда Батони — то, что благодаря ему искусство отошло от лишнего маньеризма, присущего XVII в. Его мастерство портретиста и совершенное владение традиционными формами оказали большущее воздействие на других классицистов, а именно таких как Антон Рафаэль Менгс и Доменико Корви. Традиции, воплощённые в «портретах огромного турне», были подхвачены в Великобритании Джошуа Рейнолдсом.

Примеры портретов гран-тура

Литература

Батони // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Другие материалы в этой категории: « Баччарелли Марчелло Бастиани Ладзаро »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный