Андреа ди Бартоло




Биография

Андреа ди Бартоло был единственным выжившим из 9 деток художника Бартоло ди Фреди и его супруги Бартоломеи ди Чекко. В выборе профессии Андреа последовал за своим папой. До 1410 года многие работы они делали совместно, потому перед позднейшими исследователями в ряде всевозможных случаев появлялись препядствия по разделению совместного художественного наследства, оставленного папой и отпрыском. Южноамериканский искусствовед Лоренс Кантер отмечает, что творческая деятельность Бартоло ди Фреди и его отпрыска Андреа обхватывала период порядка 75-и лет, она была очень приметным явлением в итальянской живописи 2-ой половины XIV — начала XV века.

В 1389 году имя Андреа в первый раз встречается в архивном документе — перечне живописцев Сиены. В том же году Андреа ди Бартоло помогал собственному папе и Луке ди Томме расписывать алтарь для капеллы дель’Арте деи Кальцолари в Сиенском соборе. Обучение будущий мастер прошёл в мастерской отца: об этом свидетельствует его стиль, который был прямым продолжением искусства Бартоло ди Фреди. Исследователи отмечают маленькую разницу меж ними, считая, что отпрыск в живописи был более ограниченным, наименее подверженным натурализму, чем его отец. После 1390 года Андреа становится одним из самых удачных живописцев Сиены; он получает престижные заказы и за её пределами в области Венето. Семейство Бартоло ди Фреди долгое время было связано с церковью Сан Доменико в Сиене (в этом храме погребены бессчетные братья и сёстры Андреа, умершие в младенчестве, также его отец; не считая того, Бартоло ди Фреди расписал главный алтарь этого храма). Фра Томмазо ди Антонио Каффарини, служивший приором в церкви Сан Доменико, в 1394 году заполучил резиденцию в Венеции; исследователи считают, что конкретно благодаря ему Андреа получил престижные заказы в Венето.

Продолжая работать в мастерской отца в совместных проектах, Андреа делал часть произведений индивидуально. 1-ая популярная сейчас самостоятельная работа (имеющая подпись, но не имеющая даты) была сотворена Андреа около 1395 года — это «Вознесение Марии» (сейчас в Музее роскошных искусств Вирджинии, Ричмонд). Сначала 1400х годов Андреа расписал алтарь «Мадонна с малышом, св. Филиппом и св. Яковом» (Сиена, Пинакотека, инв. № 219). 27 мая 1405 года Художнику было доверено проведение художественных работ в капелле Сан Витторио Сиенского собора, и в январе 1406 Андреа получает за это 70 золотых флоринов (эти фрески, выполненные в 1405-6 годах, погибли).

3 августа 1407 года Бартоло ди Фреди составил завещание, в каком провозгласил Андреа единственным наследником собственного имущества. В октябре 1409 года Андреа ди Бартоло получил плату за золочение скульптуры св. Кресченция с капелле Сиенского собора (согласно другому источнику, плата была получена за золочение древесной скульптуры св. Кресченция работы Франческо Вальдамбрино). 8 марта будущего года Андреа была поручена роспись статуй святых-покровителей Сиены — св. Ансания и св. Кресченция, сделанных Франческо Вальдамбрино. В сентябре 1410 года представитель Доминиканского ордена «брат Антонио Бинди» установил семь витражей и круглое окно (oculus) в сакристии сиенского собора — всё было выполнено по наброскам Андреа ди Бартоло. В том же 1410 году погибает отец художника.

Полиптих «Четверо святых» 1413 г. Базилика Оссерванца, Сиена.

В 1413 году он сделал алтарь, который сейчас называют «Четверо святых». Это единственная работа Андреа, имеющая и подпись и дату сотворения. На алтаре изображены Иоанн Креститель, св. Франциск, св. Пётр и Иоанн Богослов. Он был сотворен для монастыря св. Петрониллы и сейчас находится в конвенте Оссерванца. Итальянский исследователь Бранди считает, что этому алтарю могла принадлежать ещё одна часть — «Св. Михаил-архангел» из Сиенской пинакотеки (№ 63).

В 1417 году Андреа приобрёл дом за 97 флоринов, год спустя он передал лазарету часть суммы, которую был должен выплатить по завещанию собственного отца. В 1425 году живописец купил для себя мастерскую в районе церкви Св. Христофора (округ Толомеи), отдав за неё 140 флоринов, также участок земли в Санта Мария ди Тресса, заплатив 58 флоринов.

Андреа ди Бартоло скончался в 1428 году: 3 августа 1428 года он был похоронен в клуатре конвента св. Доминика, в том же месте, в каком завещал похоронить себя его отец Бартоло ди Фреди. Супруга Андреа, Кристофора, скончалась в 1444 году. Двое его отпрыской Джорджо ди Андреа ди Бартоло и Ансано ди Андреа ди Бартоло стали живописцами (1-ый в 1409 году упоминается в реестре сиенских живописцев, а в 1412 году вместе с Джакомо ди сер Микеле да Читта ди Кастелло написал алтарную картину для каноников Сан Флоридо в Читта ди Кастелло, за какую, согласно документам, получил 35 флоринов и одну меру вина; 2-ой работал в 1439-80 годах, известен по совместной работе с Сано ди Пьетро над миниатюрами «Книги хоралов» для сиенского собора). Сыновья Андреа были еще наименее значительными живописцами, чем их отец, и их дед.

Андреа ди Бартоло был живописцем сиенской готики, соединившим несколько различных воздействий; в его художественной практике вместе с бесспорным продолжением манеры отца ощущаются отголоски произведений Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини и мощная драматическая нотка. В неких его работах специалисты усматривают воздействие Спинелло Аретино, а в поздних работах — Таддео ди Бартоло. Большая часть приписываемых Андреа произведений не имеет даты, потому выстраивание их хронологии носит неуравновешенный нрав — имеет большой хронологический «люфт», или отличается у различных исследователей.

Произведения

Избиение малышей. ок. 1388. Галерея Уолтерс, Балтимор.

1-ая подписанная работа художника датируется ок. 1395 г. — «Вознесение Марии» (Музей роскошных искусств Вирджинии, Ричмонд). Произведение до 1910 года принадлежало семейству Кастракане ди Фано; считается, что заказчиками были представители этого семейства, жившие в XIV веке. В нижней части картины сохранилась надпись «Andreas Bartoli de Magistri Fredi de Senis pinxit — Hoc opus fecit fieri dormina Honesta uxor quondam ser Palamides de Urbino pro animabus diti viri sui Mathei filii eorum» (Андреа Бартоли отпрыск Мастера Фреди из Сиены написал по заказу Хонесты ради упокоения души её погибшего жена Паламедеса из Урбино и их отпрыска Маттео). Оба — Паламедес и Маттео изображены стоящими пред опустевшим гробом Марии.

Не считая этого известны ещё три произведения Андреа, имеющие его подпись — две «Мадонны Смирение» (следы обеих затерялись после 1931 года), и алтарь с изображением сцены Благовещения, Марии Магдалины и св. Антония-аббата в приходской церкви св. Петра и Павла.

К бесспорным работам Андреа относят:

«Избиение младенцев» (1388 г., Балтимор, Галерея Уолтерс; произведение было навершием алтарной картины «Принесение во храм», написанной его папой Бартоло ди Фреди, лежащей в Лувре, Париж; обе картины ранее декорировали алтарь церкви Сан Агостино в городе Сан Джиминьяно, и были выполнены вместе папой и отпрыском. Полиптих «Коронование Марии», в разработке которого Андреа принял роль вместе с папой и Лукой ди Томме. 1388 г., находится в Музее религиозного искусства, Монтальчино. Коронование Марии. 1405-07гг. Ка д’Оро, Венеция Алтарная картина «Св. Екатерина Сиенская, Блаженная Джованна Флорентийская, Ванна Орвиетская, Маргарита из Читта ди Кастелло и Даниелла Орвиетская» (ок. 1394-98гг., 56х97 см; Мурано, Музео ветрарио). Это одно из первых изображений Екатерины Сиенской. На пределле написаны чудеса, произошедшие с изображёнными доминиканскими Mantellate (монахинями Третьего Ордена), а именно обретение стигматов, происшедшее у трёх из их. Три маленьких картины из Государственной галереи, Вашингтон, со сценами из жизни Марии: «Иоаким и нищие», «Рождество Марии» и «Введение Марии во храм». Работы не имеют подписи и даты; они атрибутированы Андреа ди Бартоло по стилистическим особенностям и датируются «около 1400 года». Одни исследователи считают, что картины были бы частями полиптиха, другие, что три сцены из жизни Марии ранее декорировали реликварий. По воззрению Чезаре Бранди «Рождество Марии» повторяет утраченную фреску Лоренцетти на данную тему, которая в XIV веке декорировала фасад лазарета Санта Мария делла Гора, а «Введение Марии во храм» композиционно опирается на известную фреску Таддео Гадди во флорентийской церкви Санта Кроче и на работы Паоло ди Джованни Феи. Четвёртая картина из этой серии «Иоаким покидает Иерусалим» находится в Христианском музее, Эстергом.

Иоаким и нищие. ок. 1400 Нац. галерея, Вашингтон

Иоаким покидает город. ок. 1400, Христианский музей, Эстергом

Рождество Марии. ок. 1400, Нац. галерея, Вашингтон

Введение Марии во храм. ок. 1400.Нац. галерея, Вашингтон

Полиптих «Благовещение со св. Антонием-аббатом и Марией Магдалиной», датируется ок. 1400 г. и хранится в Музее священного искусства Валь д’Арбия, Буоноконвенто. Полиптих был написан для церкви Святых Петра и Павла, и дошёл до наших дней в полуразрушенном виде: не сохранились его пинакли и разделительные колонны. Имеет подпись художника. Полиптих «Коронование Марии» 1410-15гг, Галерея Брера, Милан. Полиптих, центральная панель которого не идентифицирована (может быть это была «Мадонна с младенцем»); сохранились только боковые части: «Св. Бьяджо» (Государственная галерея, Осло), «Св. Лючия» (Музей Ашмолеан, Оксфорд), «Св. Екатерина Александрийская» (Музей Линденау, Альтенбург), «Св. Бенедикт» (аукцион Кристис), «Св. Маргарита Антиохийская» и «Св. Цецилия» (обе в собр. Эдуардо Моратилла, Париж). Полиптих датируют примерно «до 1406 года». «Коронование Марии», центральная часть неведомого полиптиха, ок. 1405-7г., хранится в Ка д’Оро, Венеция. Картина обрезана по бокам, и так как её начальные размеры установить нереально, не представляется вероятным найти, к какому полиптиху она могла принадлежать. Исследователи лицезреют в ней сильное воздействие работ Симоне Мартини. Мадонна с малышом. 1410-15. Художественный музей Принстонского Института. Полиптих «Коронование Марии» (ок. 1410-15гг., Галерея Брера, Милан; центральная панель — 160х65 см; боковые — Св. Екатерина, св. Павел, св. Пётр и св. Августин — 142х36см). Ранее находился у бенедиктинцев монастыря Св. Екатерины Александрийской в Сант Анджело ин Вадо, неподалёку от Урбино. Никаких документов касающихся сотворения этого алтаря не сохранилось, атрибуция базирована на стилистических особенностях. По воззрению исследователей, в разработке полиптиха учавствовал отпрыск Андреа — Джорджо ди Андреа, кисти которого принадлежит фигура св. Петра. Две другие части полиптиха, «Архангел Михаил» и «Иоанн Креститель», хранятся в Государственной галерее Марке в Урбино. Полиптих с центральной картиной «Мадонна с малышом на троне» (110х50 см; ок. 1410—1415 гг., Художественный музей Принстонского института). Известны три боковые панели этого полиптиха: «Св. Доротея» и «Св. Антоний-аббат» (обе в Государственной галерее Умбрии, Перуджа), «Св. Савиний» (Музей Пти Пале, Авиньон). Четвёртый кусок алтаря — «Благословляющий Христос» из Института искусств, Детройт. Серия маленьких (в среднем 41х38см) картин со сценами из жизни святого Гальгано, которые ранее составляли пределлу неведомого алтаря: «Св. Гальгано призывает люд поклоняться святому кресту» (Государственная галерея, Дублин), «Отшельничество св. Гальгано», «Встреча св. Гальгано с архангелом Михаилом», «Архангел Миша отводит св. Гальгано к 12-ти апостолам» и «Погребение св. Гальгано» — все в Музее Сан Маттео, Пиза. Серия датируется примерно 1415 годом и принадлежит к более поэтичным произведениям Андреа. Картины пределлы алтаря из неведомой церкви, которые судьба раскидала по различным музеям: «Путь на Голгофу» (Собрание Тиссена-Борнемисса, Мадрид), «Распятие» (Музей Метрополитен, New-york) «Оплакивание Христа» (Государственный музей, Стокгольм), «Воскресение» (Галерея Уолтерс, Балтимор). Ф. Дзери в 1977 году представил, что ещё одной частью этой пределлы могло быть «Предательство Иуды» (картина была продана на художественном рынке в Париже в 1972г, и хранится сейчас в личном собрании). Позже Миклош Босковиц предложил реконструкцию всего полиптиха, куда, по его воззрению, могли заходить несколько изображений святых в полный рост, появлявшиеся на итальянском антикварном рынке — «Св. Людовик Тулузский», «Иоанн Креститель», «Иоанн Богослов» и «Св. Франциск», так как все эти работы подходили по габаритам. Центральная панель этого алтаря до сего времени не идентифицирована. Работы датируют примерно 1410—1415 годами.

Предательство Иуды. 1410-15гг, Париж, Личное собрание

Путь на Голгофу. 1410-15гг, Собрание Тиссена-Борнемисса, Мадрид

Распятие. 1410-15гг Музей Метрополитен, New-york

Оплакивание Христа. 1410-15гг Нац. музей, Стокгольм

Воскресение. 1410-15гг Галерея Уолтерс, Балтимор.

Полиптих «Мадонна с малышом на троне и святые», (1420е годы; Сиена Пинакотека). Полиптих из ц. Сан Джакомо, Тускания. ок. 1425 г. Полиптих из ц. Сан Джакомо, Тускания, «Мадонна с малышом, донатором и святыми». Произведение относят к поздним работам Андреа и датируют ок. 1425 г. В том же храме хранятся детали пределлы полиптиха со сценами страстей Христовых.

Андреа приписывается более 20 отдельных «Мадонн с младенцем», часть из которых ранее служила центром триптихов либо полиптихов, несколько изображений «Распятия», и огромное количество отдельных святых. Ему также приписывают целый ряд маленьких триптихов, предназначенных для молитвы в домашних апартаментах. В связи с этим итальянская исследовательница Дж. Келацци Дини отмечает, что живописец перенял у собственного отца стиль, который тот использовал в маленьких произведениях, но никогда не пробовал имитировать манеру, которую Бартоло ди Фреди использовал в крупноформатных работах, таких, как его фресковые росписи в церкви Колледжата в Сан Джиминьяно.

Триптих "Мадонна Смирение". Музей Бруклина, New-york

Триптих "Мадонна с малышом и святыми". Музей Линденау, Альтенбург

Триптих "Мадонна с малышом и святыми", Муниципальные музеи, Берлин.

Диптих "Благовещение" ок. 1383г.,Музей роскошных искусств, Будапешт.

Триптих "Рождество/Воскресение и святые" 1397, Пинакотека, Сиена

Триптих "Распятие и святые" 1400-10, Сиена, Пинакотека.

Последней работой художника Миллард Мисс считал отчасти разрушенную фреску в северном трансепте церкви Сан Франческо в Тревизо с изображением св. Франциска, Мадонны Смирение с ангелами и Иоанна Крестителя. В общей трудности Андреа ди Бартоло и его мастерской приписывается более 150 произведений — полиптихов, триптихов, диптихов, и отдельных картин, которые когда-то были частями более сложных алтарных конструкций. Не считая фрески, витражей, росписи скульптур и станковой живописи Андреа занимался книжной миниатюрой; несколько манускриптов с его миниатюрами хранятся в сиенской Библиотеке Коммунале.

Библиография

G. Milanesi, Documenti per la storia dell’arte senese,Siena 1854, I, pp. 41 s.; II, pp. 26, 36, 383; V. E. Förster, A. di Bartolo di Maestro Fredi, in Zahn’s Jahrbücher f. Kunstwissenschaft,VI(1873), p. 138; G. Milanesi, Sulla storia dell’arte toscano Siena 1878, p. 48; F. Brogi, Inventario genera degli oggetti d’arte della prov. di Siena,Siena1897, p. 44; B. Berenson, Le pitture ital. nella raccolta Yerkes, in Rass. d’arte,VI(19o6), pp. 35-3; L. Douglas, appendice al cap. II, di J. A. Crowe e G. B. Cavalcaselle, A history of painting in Italy, III, London 1908, pp. 134-37; V. Lusini, IlDuomo di Siena,Siena 1911, I, pp. 233, 257, 260, 317, 320, 351; M. Salmi, Dipinti del Quattrocento a Città di Castello, in Bollett. d. R. Deput. di storia patria per l’Umbria,XXIV,1-3 (1918), pp. 158-62; R. Offner,Ital. pictures at the New York Historical Society and elsewhere, in Art in America,VII(1919), p. 152; G. De Nicola, A.di Bartolo — Documenti inediti, in Rass. d’arte senese,XIV(1921), pp. 12-15; R. Van Marle, The development of the Ital.schools of painting,II, The Hague 1924, pp. 572-81; W. Heil, Some early Ital. paintings, in Bullet. of the Detroit Institute of Arts,XI(1929), p. XXVII; B. Berenson, Quadri senza casa, in Dedalo,XI(1930), pp. 343-58; Id., Lost Sienese Trecento paintings, in International Studio,XCVIII(1931), n. 404 pp. 30 s; F. M. Perkins, Pitture senesi poco conosciute, inDiana,VI(1931), pp. 103 s; VII(1933), pp. 59 s.; C. Brandi, La regia pinacoteca di Siena,Roma 1933, pp. 11-15; B. Berenson, Pitture ital. del Rinascimento,Milano 1936, pp. 7-9; M. Meiss, The Madonna of Humilityl in Art Bulletin,XVIII(1936), p. 437; P. Bacci, Francesco di Valdambrino,Siena 1936, pp. 163, 169, 255; S.L. Faison, A note on a Sienese Resurrection, in Journal of the Walters Art Gallery,IV (1941), pp. 96-103; C. Brandi, Quattrocentisti senesi,Milano 1949, p. 28; M. Meiss, Painting in Florence and Siena after the black death,Princeton, N. J., 1951, pp. 22 n. 34, 35, 61 n. 6. 134, 14o n. 35; A. M. F., Monument from Siena: Andrea di Bartolo. Assumption of the Vírgin ca. 1395, in Art News,LI (1953), p. 27; E. Carli, La pittura senese,Milano 1955, p. 16o; M. Meiss, Nuovidipinti e vecchi problemi, A. di B. a Treviso, in Riv. d’arte,XXX(1955), p. 145; G. Coor, A new link in the reconstruction of an altarpiece by Andrea di Bartolo, in Journal of the Walters Art Gallery,XIX-XX(1956-57), pp. 19-21, 97; G. Freuler. Andrea di Bartolo, Fra Tommaso d’Antonio Caffarini, and Sienese Dominicans in Venice. The Art Bulletin, Vol. 69, Dec. 1987 pp 570—586 Giulietta Chelazzi Dini. Five Centuries Of Sienese Painting (From Duccio to the Birth of the Baroque). Thames & Hudson. 1998 p. 200 D. Normann. Painting in Late Medieval and Renaissance Siena (1260—1555). Yale University Press, London, 2003. pp 29, 144, 161, 169—170.

Иоаким и нищие. ок. 1400 Нац. галерея, Вашингтон

Иоаким покидает город. ок. 1400, Христианский музей, Эстергом

Рождество Марии. ок. 1400, Нац. галерея, Вашингтон

Введение Марии во храм. ок. 1400.Нац. галерея, Вашингтон

Другие материалы в этой категории: « Андреа ди Никколо Андреа дель Сарто »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный