Тенниел Джон



При рождении был назван (первое имя): John Tenniel
Когда родился: 28 февраля

Где родился: Лондон

Когда умер: 25 февраля

Где умер: Лондон

Гражданство: Великобритания

Жанр: художник




Биография

Джон Тенниел родился 28 февраля 1820 года в Кенсингтоне, центральном районе Лондона. Он был младшим из трёх отпрыской Джона Батиста Тенниела, выходца из рода французских гугенотов. Отец Тенниела был педагогом фехтования и желал, чтоб его отпрыск избрал военную карьеру. Но Джон Тенниел с юношества увлекся живописью и даже поступил в Царскую Академию, но скоро бросил её, так и не закончив.

В 1836 году его работа была в первый раз экспонирована на художественной выставке в галерее на Саффолк-стрит, после этого он в течение 5 лет часто выставлял свои произведения в Царской Академии.

В 1840 году во время тренировки по фехтованию со своим папой Тенниел растерял зрение на левом глазу. После чего злосчастного варианта он за редчайшими исключениями не стал заниматься живописью и вполне сосредоточился на графике.

Особенный энтузиазм у него вызывала книжная иллюстрация, и в 1842 году он дебютировал в качестве создателя иллюстраций для первого издания «Книги британских баллад» Сэмюэла Холла.

В 1845 году Тенниел участвовал в конкурсе на роспись фресок в Палате лордов, представив монументальный набросок композиции «Дух Правосудия», высота которого составляла 4.9 метра. Проект не был принят, но юный живописец получил поощрительную премию в 200 фунтов и заказ на фреску, изображавшую Св. Сесилию из произведения поэта-лауреата Джона Драйдена.

В декабре 1850 года стал неизменным карикатуристом журнальчика «Панч».

В 1865 сделал иллюстрации к «Алисе в Стране чудес», в 1872 — к «Алисе в Зазеркалье».

В 1893 году Джон Тенниел получил титул рыцаря благодаря благорасположенному отношению премьер-министра Уильяма Гладстона.

В 1901 году ушёл из «Панча».

Сэр Джон Тенниел погиб 25 февраля 1914 года в Лондоне.

Иллюстрации к «Алисе»

Тенниел познакомился с Льюисом Кэрроллом в 1864 году, когда книжка «Алиса в Стране Чудес» была уже сдана в набор. Кэрролл желал лично проиллюстрировать книжку, но техника его рисунка находилась на любительском уровне, потому издатель Александр Макмиллан посоветовал ему обратиться к Джону Тенниелу. Ознакомившись с текстом, Тенниел согласился сделать к нему 40 две иллюстрации: Льюис Кэрролл настаивал конкретно на этом количестве.

Условием Кэрролла было полное соответствие иллюстраций его авторскому видению, но Тенниел, сначала согласившийся с этим требованием, скоро изменил свое мировоззрение и выступил в качестве полноправного создателя концепции дизайна книжки. К примеру, Алиса, которая на рисунках Кэрролла была похожа на собственного макета Алису Лиддел, темноволосую девченку с недлинной стрижкой, на иллюстрациях Тенниела была изображена с длинноватыми светлыми волосами: макетом стала другая девченка, сфотографированная Кэрроллом.

Работа Тенниела в качестве карикатуриста ведущего английского сатирического журнальчика отыскала свое отражение в стилизации неких персонажей под британских политиков XIX века. Льва и единорога, 2-ух знаков Британии, живописец изобразил схожими на премьера-консерватора Дизраэли и Гладстона, фаворита либералов. Человек в картонном костюмчике, который едет в поезде вкупе с Алисой, был срисован Тенниелом с своей карикатуры на Бенджамина Дизраэли, размещенной ранее в «Панче».

Увлечение Тенниела бальными танцами также воздействовало на создание иллюстраций. Позы многих персонажей соответствуют традиционным балетным позам.

Также, в иллюстрациях Тенниела присутствовали разные исторические аллюзии. Так, к примеру, прототипом Герцогини стала Маргарита Маульташ, а соответствующий средневековый стиль написания батальных сцен был спародирован в иллюстрации «Вся царская кавалерия, вся царская рать».

Наброски собственных иллюстраций Тенниел создавал на бумаге, но сами картинки делал конкретно на древесных досках из самшита. Работу по гравировке досок издатель Александр Макмиллан поручил братьям Делзелам, которые в то время являлись наилучшими граверами Лондона. Резкой форм занимался Эдвард Делзел. После окончания работы он порекомендовал не портить уникальные клише, печатая иллюстрации конкретно с древесных форм, а использовать их гальванопластические слепки. С резных форм были сняты копии, с которых и был написан 1-ый тираж книжки.

Но качество печати иллюстраций не устроило ни Тенниела, ни Кэрролла. И весь тираж первого издания «Алисы в Стране Чудес», кроме сигнальных экземпляров, был уничтожен. С печатных форм были сняты новые слепки, и последующий тираж, датированный 1866 годом, стал первым изданием, поступившим в широкую продажу.

В 1870 году Тенниел приступил к работе над иллюстрациями к новейшей книжке Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Эта работа также проходила в неизменных спорах с Кэрроллом. Так, к примеру, изображение Белоснежного Рыцаря, которого Кэрролл считал своим alter ego, в конечном итоге стало стилизованным автопортретом самого Тенниела. А сделанное художником изображение Бармаглота Кэрролл счел очень пугающим, но, после ряда консультаций со знакомыми, картину было решено бросить без конфигурации, но убрать с фронтисписа книжки.

Кроме сотворения зрительных образов персонажей, Тенниел занялся редактированием книжки, порекомендовав Кэрроллу вполне убрать главу «Шмель в парике», что и было изготовлено.

Во всех следующих изданиях книжек Кэрролла иллюстрации Тенниела перепечатывались с первого издания, где детальность изображения была снижена из-за использования гальванопластических слепков. В 1988 году издательство Macmillan выпустило ограниченный тираж гравюр, изготовленный с уникальных древесных форм. Этот тираж, составивший 250 экземпляров, на сегодня является первым и единственным авторским изданием иллюстраций Тенниела к дилогии Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы.

Гравюры Тенниела в Рф

Авторское издание иллюстраций Джона Тенниела к «Алисе в Стране Чудес» и «Алисе в Зазеркалье» было в первый раз экспонировано в Рф галереей InArtis в марте 2010 года. Выставка прошла в Москве в коттедже Спиридонова.

Другие материалы в этой категории: « Тёрнер Уильям Тейлор-Вуд Сэм »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный